Целью настоящей статьи является исследование правового понятия предпринимательской деятельности в реализации образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение и значение предпринимательской деятельности в сфере образования;
- Изучить объекты и субъекты образовательных отношений в предпринимательстве;
- Провести анализ нормативной правовой базы предпринимательской деятельности в сфере образования.
В настоящее время сфера образования является одной из ведущих в социально-экономическом развитии нашей страны. Главная цель, преследуемая сферой образования – подготовка высококвалифицированных кадров для снижения кадровой потребности страны, а также развитие и воспитание социально-грамотных граждан.
Образовательная сфера, как и другие имеет свою правовую составляющую. Образовательная деятельность в Российской Федерации регулируется федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Предметом регулирования данного закона являются любые образовательные отношения, в том числе сложившиеся путем организации предпринимательской деятельности.
Конституция Российской Федерации в статье 43 закрепляет право на получение образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Также Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти положения являются базой предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в том числе в сфере образования [1].
В связи с многочисленными изменениями, произошедшими в российской системе образования в последние годы, в связи с выходом Российской Федерации на международный уровень и принятием ряда обязательств в рамках международных договоров проблема интеграции российской системы образования в общемировое образовательное пространство приобрела весьма актуальный характер [6].
Предпринимательская деятельность включает в себя маркетинговые исследования, которые изучают потребности населения, определяются предполагаемый доход и затраты.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.
Предпринимательство, определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, имеет ряд общих признаков, которые отражены в пункте 1 статьи 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [3].
Предпринимательская деятельность в образовании явление имеет ряд особенностей, в связи с тем, что образование относится к социальной сфере, поэтому предпринимательскую деятельность в образовании относят к одному из видов социального предпринимательства. Она не предполагает высокой рентабельности, поэтому является не очень привлекательной для бизнеса.
Статья 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет право вести индивидуальную предпринимательскую образовательную деятельность, определяет, что индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников [2].
Однако создание учебных заведений коммерческого характера выступает движущим фактором, что бюджетные учреждения образования вынуждены находить различные виды деятельности, которые приносят им доход, снижают бюджетные расходы по их содержанию, обеспечивают развитие качества оказываемых услуг. Это обуславливает необходимость предпринимательской деятельности в учреждении образования, которая становится необходимым условием их развития, повышения конкурентоспособности, улучшения материально-технической базы, увеличения заработной платы педагогов и сотрудников.
Целью предпринимательской деятельности является получение средств, которые в дальнейшем используются для развития данной организации. В предпринимательской деятельности значительная часть дохода получается от оказания платных образовательных услуг, практической реализации образовательных программ. Дополнительный доход может быть получен от сдачи в аренду помещений, предоставление общежитий для заселения персонала сторонних организаций [5, с. 197-200].
Индивидуальные предприниматели не могут осуществлять образовательную деятельность, если в соответствии с трудовым кодексом не допускаются к педагогической деятельности. До начала оказания платных услуг ученик и его законные представители вправе потребовать документы о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, информацию об уровне образования преподавателя, его педагогическом стаже.
Кроме образовательных услуг к предпринимательской деятельности образовательной организации относятся:
- сдача в аренду основных фондов и имущества организации;
- торговля покупными товарами и оборудованием, также оказание посреднических услуг;
- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг с целью получения доходов по ним;
- ведение иных внереализационных операций, приносящих доход и не связанных с основным видом деятельности [4, с. 30-34].
Органы образования или органы местного самоуправления вправе остановить предпринимательскую деятельность в образовательной организации, если она ей приносит ущерб.
Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности, доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствование образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. Учредитель или органы местного самоуправления могут приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, д решения суда по этому вопросу.
Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходом, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая деятельность не лицензируется, а при регистрации представляются только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
Вывод
Предпринимательство в сфере образования, как элемент инфраструктуры развития предпринимательства, очень подвижная сфера, активно реагирующая на малейшие изменения в жизни общества. С развитием информационных технологий скорость модернизации и актуализации только увеличивается. В дальнейшем необходимо четкое разделение на образовательную сферу, направленную на развитие предпринимательских компетенций, и информационную, которая позволит ознакомить участников рынка с возможностями получения образования, а также популяризировать бизнес как вид профессиональной деятельности.