Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Искусство запоминания известно уже достаточно давно – около двух тысяч лет и названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86–82 годами до нашей эры, и принадлежат Цицерону и Квинтилиану. В эпоху Возрождения знания стали считаться силой и способность держать знания в голове ценилась очень высоко.
Секрет этих людей заключался в том, что они пользовались специальным приемом запоминания объемной информации под названием «мнемотехника».
Мнемотехника – набор методов и приёмов для более легкого запоминания большого количества информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциативных связей. Простыми словами – это специальные приёмы, позволяющие запоминать трудное и сложное. Принципом мнемотехники является замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в память для упрощения запоминания.
Согласно психологии, у школьников ведущими являются различные виды памяти, такие как зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, эмоционально-образная, соответственно каналы восприятия и переработки информации у обучающихся неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации. Согласно этому подходу, дети относятся к одной из трех групп в соответствии с наиболее привычным способом получения информации. Различают «визуалов» (преимущественно опирающихся на зрительный канал восприятия), «аудиалов» (ориентированных, в основном, на слух) и «кинестетиков» (предпочитающих ощущения тела и движения).
Необходимо подчеркнуть теснейшую связь использования приемов мнемотехники и интереса к уроку, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота).
Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, т. к. задействованы все три канала восприятия информации: слуховой (проговаривание информации), зрительный (зрительной восприятие информации), кинестетический (зарисовка информации). Информация, «пропущенная» не только через логику, но и воображение, эмоции, удерживается в памяти прочнее и дольше. Для легкого запоминания необходимо следовать определенному алгоритму (структуре).
Под структурой запоминания понимается система операций, которые обеспечивают построение модели объекта и его последующее воспроизведение. Ученый-психолог Валентина Яковлевна Ляудис выделяет четыре операции мнемического действия:
- Ориентировка в запоминаемом материале, соотнесение его элементов к категориям собственного опыта, установление его состава и структуры.
- Поиск и выделение соответствующего материалу способа группировки.
- Группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями.
- Установление межгрупповых связей. Последняя операция завершает систематизацию предъявляемого материала и приводит к построению мнемосхемы.
В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида: образную (воспринимаемые человеком зрительные образы); речевую (воспринимаемая устная речь и читаемые тексты); точную (сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со стопроцентной точностью: даты исторических событий, телефонные номера и адреса, термины и понятия, фамилии и имена, а также подобные сведения).
Образная информация – это объекты воспринимаемого людьми мира. Образы имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без сознательного участия человека и хорошо сохраняющиеся в памяти. Мозг человека оперирует образами и запоминает их «автоматически». Школьник способен точно вспомнить дорогу от дома до школы, обстановку своей квартиры.
Речевая (текстовая) информация не всегда преобразуется в мозгу в зрительное представление. Воображение рисует в представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Однако в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Воссоздающее воображение – это процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Речь запоминается хуже, так как в ней содержится меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом мире, образы, создаваемые мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения.
Точная информация представляет особый интерес для мнемотехники, так как она принципиально отличается от образной и речевой. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы и аппарат мышления также оказывается «выключенным». Мозг пропускает через себя числовой ряд бегущей строкой, движущейся по экрану и при этом ничего не запоминает и не реагирует на такого рода сведения. Обучающиеся могут воспроизвести лишь последний кусок информации, обычно это 6–9 цифр из просмотренного числового ряда. Таким образом именно точная информация создает школьнику препятствия в процессе обучения и в повседневной жизни.
Одним из методов мнемотехники является метод «крокирования» – символизации или рисуночного письма.
Когда обучающиеся рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов.
Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:
- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);
- соединение образов в воображении (запоминание);
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Первый этап – это кодирование в образы. Чтобы информация запомнилась в зрительной системе, любые запоминаемые сведения должны быть преобразованы в простые зрительные представления. Символизация – это подготовка информации к запоминанию.
Следующий этап – это соединение зрительных образов. После преобразования элементов информации в образы необходимо соединить их в искусственную ассоциацию. Таким образом мозг запомнит взаимосвязь между ними и любой из этих образов вызовет в памяти всю ассоциацию в целом.
На третьем этапе нужно запомнить последовательность ассоциации и представить ее целиком. В ней связаны образы, обозначающие части информационного сообщения. Образование ассоциации – это прямая запись информации в мозг.
И заключительный, четвертый этап запоминания ассоциации – это закрепление в памяти. Оно осуществляется многократным мысленным повторением. В соответствии со свойствами памяти созданные ассоциации (взаимосвязи) самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут при условии однократного восприятия. Длительность сохранения информации в памяти зависит от частоты ее активизации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование приёмов мнемотехники на уроках повышает мотивацию к обучению, тренирует у обучающихся внимание, повышает способность концентрироваться на текущей деятельности, улучшает воображение.