Профессиональная готовность педагогов к реализации тех или иных функций становится в настоящее время предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к профессиональным и личностным качествам педагога, которые предусматривают не только его научные познания, но и умение побуждать обучающегося к самостоятельной исследовательской деятельности.
На наш взгляд, на современном этапе обучения с этой задачей эффективнее всего может справиться онлайн-тьютор. Поскольку это не только наставник, это специалист, в области организации образования и самообразования, который воплощает индивидуальную программу обучения, ориентируясь на собственные интересы обучаемого в режиме онлайн [2].
Изучение психолого-педагогических исследований по профессиональной готовности педагога показывает, что большинство включают в их состав как неотъемлемые компоненты знания, умения и навыки, а также личностные характеристики специалиста [1, 4].
Выделим в составе готовности следующие компоненты:
- Личностный – формирование самоорганизованности и самоконтроля, а также мотивацию к профессиональному росту и позитивный эмоциональный настрой.
- Когнитивный – понимание функций онлайн-тьютора и знание ИКТ.
- Деятельностный предполагает содержание компетенций, которые необходимы педагогу для организации познавательной самостоятельности обучающихся в онлайн-режиме.
Отсюда возникает вопрос насколько педагоги образовательных организаций готовы к реализации функций онлайн-тьютора. В таблице мы определили критерии формирования готовности педагога к выполнению функций онлайн-тьютора и условно выделили уровни готовности педагогов [3, 5].
Таблица
Критериально-уровневая характеристика готовности педагогов к реализации функций онлайн-тьютора
Критерии готовности |
Уровни готовности | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
Мотивационный критерий определяет внутреннюю готовность педагога к реализации функций онлайн-тьютора и его стремление к саморазвитию и профессиональному росту. |
педагоги, считающие нецелесообразным применение технологий и методов онлайн-тьюторского сопровождения или имеющие слабую мотивацию саморазвития |
педагоги, понимающие важность реализации функций онлайн-тьютора; желающие повысить профессиональный уровень за счет освоения технологии онлайн-тьюторского сопровождения |
педагоги, обладающие внутренней готовностью к реализации функций онлайн-тьютора и считающие важным уметь применять технологии и методы онлайн-тьюторского сопровождения. Стремятся к саморазвитию и профессиональному росту |
Когнитивный критерий. подразумевает наличие систематизированных знаний о деятельности онлайн-тьютора |
педагоги, имеющие слабое представление о деятельности онлайн-тьютора и его функциях |
педагоги, усвоившие функциональные основы онлайн-тьюторства, но имеющие недостаточный уровень управленческих и психолого-педагогических знаний |
педагоги обладающие глубокими, систематизированными знаниями по реализации функций онлайн-тьютора |
Деятельностный критерий отвечает за способность применять инновационные педагогические технологии в собственной педагогической деятельности, а также за навыки при работе за компьютером |
педагоги, не владеющие компетенциями необходимыми для успешной реализации функций оналйн-тьютора. |
педагоги, освоившие компьютерные технологии, но не имеют обширных знаний в области применения педагогических технологий либо наоборот. |
педагоги, обладающие знаниями в области педагогических и компьютерных технологий |
С целью изучения готовности педагогов к онлайн-тьюторству проведено анонимное онлайн-анкетирование работников образовательных организаций Ставропольского края. Педагогам было предложено ответить на следующие вопросы (рис. 1):
Рис. 1. Анкета работников образовательных организаций Ставропольского края
В онлайн-анкетировании приняли участие 46 педагогов образовательных организаций Ставропольского края. Результаты анкетирования показали, что 61 % опрошенных педагогов знакомы с понятием онлайн-тьютор и способны объяснить, что представляет онлайн-тьюторство. 30 % педагогов впервые услышали об «онлайн-тьюторе» и у 9 % педагогов вызвало затруднение ответить на вопрос «кто такой онлайн-тьютор?», что свидетельствует о том, что понятие является знакомым, но значимость его деятельности не сформировано.
Большинство педагогов охарактеризовали онлайн-тьютора как, наставника в дистанционном обучении и как, специалиста, который исследует интересы ребенка, осуществляя контроль и помощь в онлайн-режиме
Анкетирование показало, что педагоги нечасто используют новые педагогические технологии в своей профессиональной деятельности.
В связи с тем, что деятельность онлайн-тьютора связана с работой в Интернет пространстве, педагогу необходимы знания в области компьютерных технологий. Для успешной реализации деятельности онлайн-тьютора, педагогу необходимо достигнуть уровня «Уверенный пользователь», а значит:
- владеть фундаментальными навыками работы с ПК,
- быть активным пользователем интернета,
- уметь настраивать браузер и работать в онлайн-сервисах,
- передавать информацию используя облачные технологии
- при необходимости установить несложные программы.
Большинство педагогов (57 %) отнесли себя к уверенным пользователям ПК, продвинутыми пользователями себя назвали 19% опрошенных и 24 % педагогов считают себя базовыми (начинающими) пользователями ПК.
О необходимости внедрения должности онлайн-тьютора для улучшения качества образовательного процесса 47 % опрошенных педагогов высказались положительно, 9 % отнеслись категорично (педагоги старшего поколения) и 44 % педагогов не определились с выбором.
Это говорит о том, что функции онлайн-тьютора сводятся к передаче определенных узконаправленных познаний от педагога обучающемуся. Следовательно, можно говорить о недостаточной мотивации педагогического персонала. Мотивация является связующим звеном в процессе освоения педагогами новых компетенций и влечет за собой развитие определённых потребностей необходимых для активизации познавательной деятельности [6]. Результаты исследования готовности педагогов образовательных организаций Ставропольского края к онлайн-тьюторству представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования готовности педагогов к реализации функций онлайн-тьютора
Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны и направления, на которые должна ориентироваться подготовка педагогов. Основная цель подготовки педагогов к онлайн-тьюторской деятельности – обеспечить ресурс развития тьюторской позиции педагога, помочь ему так выстраивать свою педагогическую работу, чтобы формировалась устойчивая тьюторская позиция.