Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты
Структура, критерии и уровни готовности педагогов к реализации функций онлайн-ть...

Структура, критерии и уровни готовности педагогов к реализации функций онлайн-тьютора

Автор(-ы):

Калашникова Анна Игоревна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

образование
тьютор
онлайн-тьютор
онлайн-обучение
готовность педагогов

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы, характеризующие проблему формирования готовности будущих педагогов к реализации функций онлайн-тьютора. Определены критерии и уровни готовности педагогов. Разработана анкета для выявления готовности педагога к онлайн-тьюторству. Представлены результаты анкетирования преподавателей.

Текст статьи

Профессиональная готовность педагогов к реализации тех или иных функций становится в настоящее время предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к профессиональным и личностным качествам педагога, которые предусматривают не только его научные познания, но и умение побуждать обучающегося к самостоятельной исследовательской деятельности.

На наш взгляд, на современном этапе обучения с этой задачей эффективнее всего может справиться онлайн-тьютор. Поскольку это не только наставник, это специалист, в области организации образования и самообразования, который воплощает индивидуальную программу обучения, ориентируясь на собственные интересы обучаемого в режиме онлайн [2].

Изучение психолого-педагогических исследований по профессиональной готовности педагога показывает, что большинство включают в их состав как неотъемлемые компоненты знания, умения и навыки, а также личностные характеристики специалиста [1, 4].

Выделим в составе готовности следующие компоненты:

  • Личностный – формирование самоорганизованности и самоконтроля, а также мотивацию к профессиональному росту и позитивный эмоциональный настрой.
  • Когнитивный – понимание функций онлайн-тьютора и знание ИКТ.
  • Деятельностный предполагает содержание компетенций, которые необходимы педагогу для организации познавательной самостоятельности обучающихся в онлайн-режиме.

Отсюда возникает вопрос насколько педагоги образовательных организаций готовы к реализации функций онлайн-тьютора. В таблице мы определили критерии формирования готовности педагога к выполнению функций онлайн-тьютора и условно выделили уровни готовности педагогов [3, 5].

Таблица

Критериально-уровневая характеристика готовности педагогов к реализации функций онлайн-тьютора

Критерии

готовности

Уровни готовности

Низкий

Средний

Высокий

Мотивационный критерий определяет внутреннюю готовность педагога к реализации функций онлайн-тьютора и его стремление к саморазвитию и профессиональному росту.

педагоги, считающие нецелесообразным применение технологий и методов онлайн-тьюторского сопровождения или имеющие слабую мотивацию саморазвития

педагоги, понимающие важность реализации функций онлайн-тьютора; желающие повысить профессиональный уровень за счет освоения технологии онлайн-тьюторского сопровождения

педагоги, обладающие внутренней готовностью к реализации функций онлайн-тьютора и считающие важным уметь применять технологии и методы онлайн-тьюторского сопровождения. Стремятся к саморазвитию и профессиональному росту

Когнитивный критерий. подразумевает наличие систематизированных знаний о деятельности онлайн-тьютора

педагоги, имеющие слабое представление о деятельности онлайн-тьютора и его функциях

педагоги, усвоившие функциональные основы онлайн-тьюторства, но име­ющие недостаточный уровень управленческих и психолого-педагоги­ческих знаний

педагоги обладающие глубокими, систематизированными знаниями по реализации функций онлайн-тьютора

Деятельностный критерий отвечает за способность применять инновационные педагогические технологии в собственной педагогической деятельности, а также за навыки при работе за компьютером

педагоги, не владеющие компетенциями необходимыми для успешной реализации функций оналйн-тьютора.

педагоги, освоившие компьютерные технологии, но не имеют обширных знаний в области применения педагогических технологий либо наоборот.

педагоги, обладающие знаниями в области педагогических и компьютерных технологий

С целью изучения готовности педагогов к онлайн-тьюторству проведено анонимное онлайн-анкетирование работников образовательных организаций Ставропольского края. Педагогам было предложено ответить на следующие вопросы (рис. 1):

 

Рис. 1. Анкета работников образовательных организаций Ставропольского края

В онлайн-анкетировании приняли участие 46 педагогов образовательных организаций Ставропольского края. Результаты анкетирования показали, что 61 % опрошенных педагогов знакомы с понятием онлайн-тьютор и способны объяснить, что представляет онлайн-тьюторство. 30 % педагогов впервые услышали об «онлайн-тьюторе» и у 9 % педагогов вызвало затруднение ответить на вопрос «кто такой онлайн-тьютор?», что свидетельствует о том, что понятие является знакомым, но значимость его деятельности не сформировано.

Большинство педагогов охарактеризовали онлайн-тьютора как, наставника в дистанционном обучении и как, специалиста, который исследует интересы ребенка, осуществляя контроль и помощь в онлайн-режиме

Анкетирование показало, что педагоги нечасто используют новые педагогические технологии в своей профессиональной деятельности.

В связи с тем, что деятельность онлайн-тьютора связана с работой в Интернет пространстве, педагогу необходимы знания в области компьютерных технологий. Для успешной реализации деятельности онлайн-тьютора, педагогу необходимо достигнуть уровня «Уверенный пользователь», а значит:

  • владеть фундаментальными навыками работы с ПК,
  • быть активным пользователем интернета,
  • уметь настраивать браузер и работать в онлайн-сервисах,
  • передавать информацию используя облачные технологии
  • при необходимости установить несложные программы.

Большинство педагогов (57 %) отнесли себя к уверенным пользователям ПК, продвинутыми пользователями себя назвали 19% опрошенных и 24 % педагогов считают себя базовыми (начинающими) пользователями ПК.

О необходимости внедрения должности онлайн-тьютора для улучшения качества образовательного процесса 47 % опрошенных педагогов высказались положительно, 9 % отнеслись категорично (педагоги старшего поколения) и 44 % педагогов не определились с выбором.

Это говорит о том, что функции онлайн-тьютора сводятся к передаче определенных узконаправленных познаний от педагога обучающемуся. Следовательно, можно говорить о недостаточной мотивации педагогического персонала. Мотивация является связующим звеном в процессе освоения педагогами новых компетенций и влечет за собой развитие определённых потребностей необходимых для активизации познавательной деятельности [6]. Результаты исследования готовности педагогов образовательных организаций Ставропольского края к онлайн-тьюторству представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности педагогов к реализации функций онлайн-тьютора

Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны и направления, на которые должна ориентироваться подготовка педагогов. Основная цель подготовки педагогов к онлайн-тьюторской деятельности – обеспечить ресурс развития тьюторской позиции педагога, помочь ему так выстраивать свою педагогическую работу, чтобы формировалась устойчивая тьюторская позиция.

Список литературы

  1. Ипполитова, Н. В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: монография – Шадринск: ШГПИ, 2010 – 244 с.
  2. Калашникова А.И. Истоки и перспективы развития онлайн-тьюторства // Научные разработки: евразийский регион: материалы международной научной конференции теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 14 февраля 2019 г.). / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Изд-во Инфинити, 2019. – 260 с.
  3. Николаева А. В. Показатели и критерии оценки готовности будущих специалистов к тьюторскому сопровождению дошкольников // Психология и педагогика субъектов семейной и социальных систем: материалы международной научной практической конференции. – СПб.: Изд-во «Политехника-сервис», 2014. – С. 96-99
  4. Рыжкова И.В. Содержание и особенности педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-osobennosti-pedagogicheskoy-podgotovki-buduschih-prepodavateley-professionalnogo-obucheniya
  5. Севрюкова А.А., Ильясов Д.Ф., Костенко О.А. Развитие готовности тьюторов общеобразовательной организации к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся // Вестник ТГПУ, 2018. № 8 – 197 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gotovnosti-tyutorov-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-k-soprovozhdeniyu-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 11.10.2019)
  6. Ястребова К.А., Дорофеев А.В. Выявление готовности учителей средней школы к тьюторской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3 – 9 с.; Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27636 (дата обращения: 12.10.2019).

Поделиться

3618

Калашникова А. И. Структура, критерии и уровни готовности педагогов к реализации функций онлайн-тьютора // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/102-struktura-kriterii-i-urovni-gotovnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля