Целью настоящей статьи является комплексное изучение понятия контрактной системы, принципов, на которых она базируется, определение ее основных элементов, выявление основных проблем, возникающих в связи с практической реализацией норм законодательства, регулирующих контрактную систему.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение и значение понятию контрактная система;
- Исследовать принципы контрактной системы и их содержание;
- проанализировать существенные условия государственного контракт по оказанию услуг для нужд правоохранительных органов.
Эффективность обеспечения государственных нужд зависит от текущего состояния и правового режима института контрактной системы. Ценность названого института обусловлена прежде всего тем, что государство в лице органов власти и различных организаций является ключевым заказчиком, крупнейшим потребителем продукции [1].
Данный факт серьезным образом влияет на регулирование экономической системы, во многом обеспечивает достижение стратегических целей развития страны.
Необходимо отметить, что организация и управление закупками направлена на своевременное получение востребованного по качеству и количеству товаров и услуг от надежного поставщика с высоким уровнем сервиса и по привлекательной цене. Поэтому каждому заказчику целесообразно создать свою контрактную службу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является совокупностью участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, и другие) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [2].
Основной целью закупок органов внутренних дел является надежное и качественное обеспечение своих подразделений товарами (работами и услугами), необходимыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач. Вместе с тем перед осуществлением закупок органы внутренних дел размещают на официальных сайтах свои государственные заказы о проведении тендера. При этом надо понимать, что под данным заказом за счёт федерального бюджета осуществляется совокупность заключения контрактов на поставку того или иного товара, или оказания услуги.
Также заказ может выступать и в качестве предложения, которое даёт уполномоченному учреждению другой организации-поставщику для удовлетворения государственных нужд. Примерами госзаказа могут быть строительство новых объектов, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений для нужд правоохранительных органов, покупка различной компьютерной оргтехники для подразделений, разработка и выпуск новых видов техники и вооружения [4, с. 61-63].
Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как основному регулятору отношений, возникающих в сфере контрактной системы, нужно определить сферу его применения, которая представляет собой: «отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
- Планирования закупок товаров, работ, услуг;
- Определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- Заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
- Особенностей исполнения контракта;
- Мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- Аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- Контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [3, с. 15-19].
Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок выражается в возможности доступа всех заинтересованных лиц к информации о той или иной закупке, при чем такой доступ должен быть предоставлен на безвозмездной основе и реализовываться должен с учетом использования общеупотребимых средств обработки информации. Реализуется этот принцип путем использования единой информационной системы, которая представляет собой совокупность имеющейся в базах данных информации и включает в себя всю информацию о закупке.
Определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей осуществляется посредством использования конкурентных и неконкурентных способов. Исходя из названия, конкурентные способы предполагают наличие как минимум двух потенциальных лиц, способных стать контрагентом государственного заказчика по соответствующему контракту. Неконкурентные предполагают, что какой-либо «борьбы» за право заключения государственного контракта нет, а определение контрагента связано лишь с акцептом оферты, направленной заказчиком определенному лицу.
Таким образом, в конкурентных способах важны два аспекта: субъективный юридически значимый интерес одного лица (заказчика) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого контракта, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия или наличие двух и более претендентов, желающих заключить данный контракт и готовых к соперничеству друг с другом [5, с. 272-274].
Вывод
Установление принципов в ключевом законе в рамках контрактной системы – это положительное явление, свидетельствующее о появлении предпосылок для создания самостоятельного правового института контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, его дальнейшего развития и упорядочения содержащихся в нем норм в целях повышения эффективности и конкурентности процесса обеспечения государственных нужд.