Главная
АИ #41 (223)
Статьи журнала АИ #41 (223)
Особенности телевизионных и стриминговых сериалов: влияние социальной повестки п...

Особенности телевизионных и стриминговых сериалов: влияние социальной повестки при создании экранных образов

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

веб-сериалы
стриминговые платформы
телевизионные сериалы
архетипы
социальная повестка
общественные движения

Аннотация статьи

В статье рассматриваются влияние социальной повестки и развитие общественных движений, направленных на борьбу с дискриминацией, на формирование экранных образов. Прослеживается тенденция повышения влияния аудитории с развитием интернет-технологий и появлением новых каналов обратной связи в связке «создатели сериалов – аудитория». Сейчас эта тенденция лучше прослеживается в стриминговых сериалах, где на основе новой социальной повестки стирается четкое разделение между архетипами в сравнении с телевизионными сериалами.

Текст статьи

За последние 10 лет стриминговые сервисы стремительно набрали популярность у аудитории, и отвоевали внимание зрителя у привычных телевизионных форматов. Например, один из самых популярных в мире сервисов «Netflix» на данный момент транслирует свои видеоматериалы в 190 странах. А его аудитория превышает 200 миллионов человек. При этом стриминговый портал HBO в зарубежной прессе и вовсе окрестили «платформой, которая задает «золотой стандарт» в документалистике». Такой интерес к стримингам породил новый термин «веб-сериал». По названию понятно, что речь идет хоть и о привычном формате многосерийного видео-произведения, но в условиях развития интернет-технологий он претерпел ряд изменений в методах трансляции, композиции и архетипах персонажей. При этом существенную роль на это повлияла социальная повестка, которая теперь активно транслируется через веб-форматы – на понятном для современной аудитории языке.

Трансформировались и архетипы. Если рассматривать телевизионные сериалы по классификации Карла Густава Юнга, в многосерийных новеллах начала 2000-х годов четко прослеживаются конкретные архетипы [8, с. 399].

Но для начала обозначим архетипы, которые в своих трудах приводил Карл Густав Юнг. Это понятия из области психологии, обозначающие универсальную идею, шаблон мышления или образ, присутствующий в коллективном бессознательном всех людей. Считается, что архетипы являются психическим аналогом инстинкта и лежат в основе многих общих тем и символов, встречающихся в историях, мифах и сновидениях в различных культурах и обществах. Юнг предлагает разделение на 4 группы и 12 архетипов. Показывают миру схему: служитель («Возлюби ближнего своего»), правитель («Главное – контроль и порядок»), творец («Дерзай и создавай!»); Стремятся к раю: простодушный («Жизнь прекрасна!»), мудрец («Истина освобождает»), искатель («Никто меня не остановит»); Соединение с другими: любовник («Миром правит любовь»), шут («Жизнь – это праздник и веселье»), приятель («Все люди созданы равными»); Оставляют след после себя: воин («Правда любой ценой»), маг («Обыкновенное чудо»), бунтарь («Правила созданы, чтобы их нарушать») [7, с. 512].

Рассмотрим главных героев сериала в жанре «фантастика» «Остаться в живых». Выжившие после крушения самолета оказываются на необитаемом острове и борются за выживание. Каждая серия содержит, как правило, основную сюжетную линию на острове и второстепенную, показывающую нам жизнь персонажа с другой стороны, до катастрофы.

Из 324 пассажиров, летевших из Сиднея в Лос-Анджелес, падение пережили 72 (71 человек и одна собака). Из носовой части выжил 1 человек, из центральной 48 человек и 1 животное, из хвостовой 22 человека. Первый сезон насчитывает 14 главных героев, что сделало сериал вторым по величине актёрского состава после «Отчаянных домохозяек» [12, с. 566].

Джек Шепард и Саид Джарра берут на себя роль командиров. По классификации Юнга они «воины». Представители этого архетипа способны эффективно достигать цели, устранять преграды с пути, ограждать от неприятностей, отстаивать себя и близких, защищать интересы и убеждения.

Но в стриминговых сериалах главные герои не подчиняются четкой классификации. Персонажи могут одновременно сочетать в себе несколько архетипов. Например, главная героиня сериала в жанре «фантастика» «Общество», где у подростков исчезают родители, а город неожиданно становится заблокированным непроходимым лесом, Кассандра Прессман собрала архетипы не только «воина», но и «искателя», «мудреца» и «правителя».

Уже по архетипам в телевизионных и стриминговых сериалах можно увидеть, как социальная повестка в обществе влияет на формирование экранных образов. В ранее описанном примере речь идет о «воинах» обоих полов. Если в начале тысячелетия в телевизионных сериалах этот архетип доставался в основном мужчинам, начиная с середины 10-х, когда в обществе начали активно тиражировать идеи феминизма, все чаще стали появляться сериалы, где ведущую роль «воина» отдавали женщинам.

Речь идет о четвертой волне феминизма – движении, которое зародилось примерно в начале 2010-х годов. Оно фокусируется на сексуальном насилии, объективации женщин и сексизме на рабочем месте. И интернет-активизм является ключевой чертой четвертой волны.

Особенно явно такое стирание граней между тенденцией «архетип «воин» – мужской персонаж» прослеживается в стриминговых сериалах. Например, героиня Флинн Фишер из сериала «Периферийные устройства» или Мора из сериала «1899». Здесь героини также включили в себя множество архетипов, которые трансформируются по ходу развития сюжетной линии. Связано это с тем, что аудитория веб-платформ более молодая, и больше ориентируется на социальную повестку.

Другой пример влияния социальной повестки на формирование экранных образов. В американском кинематографе используется термин «magic negro» («волшебный афроамериканец»). В ранее озвученном сериале «Остаться в живых» – это Роуз Надлер. Главные герои оказываются рядом с Роуз, когда сюжетная линия, казалось бы, заходит в тупик. И после непродолжительного разговора, герои вновь понимают, куда идти. Единственная цель таких героев – помогать «белым» персонажам и давать им советы. Такой архетип можно считать подтипом «мага» по классификации Юнга. В современных стриминговых сериалах после появления движения «Black lives matter» в 2013 году через главных героев начали транслировать идеи борьбы с расизмом. Персонажи-афроамериканцы теперь не просто помощники, а полноценные главные герои. Например, Ассан Диоп из сериала «Люпен».

«Black Lives Matter» или «BLM» стало не только социальным, но и политическим движением. Оно стремится привлечь внимание к расизму, дискриминации и расовому неравенству, с которыми сталкиваются чернокожие люди, и продвигать антирасизм. Его основными проблемами являются жестокость полиции и насилие на расовой почве в отношении чернокожих. Движение началось в ответ на убийства простых афроамериканцев в США: Трейвона Мартина, Майкла Брауна, Эрика Гарнера и Рекии Бойд. «BLM» и связанные с ним организации обычно выступают за различные изменения в политике, связанные с освобождением чернокожих и реформой уголовного правосудия [5, с. 40].

Для примера тенденции влияния социальной повестки на трансформацию экранных образов для начала возьмем 30 популярных телевизионных сериалов с начала 00-х по середину 10-х годов с рейтингом не ниже 8,0 (по версии портала «Кинопоиск», рейтинг актуален на начало 2024 года). Из 30-и сериалов лишь в 9-и (30%) главными героями выступают женщины, при этом в 4-х из этих сериалов ведущие персонажи-девушки присутствуют в тандеме с персонажами-мужчинами. И лишь 5 телевизионных сериалов из 30-и целиком посвящены женщинам (17%): «Отчаянные домохозяйки» (драма, криминал), «Секс в большом городе» (драма), «Сплетница» (драма), «Десятое королевство» (мелодрама, фентези) и «Хорошая жена» (драма, криминал). Все они в той или иной степени относятся к жанру «драма». И даже если в сериале присутствует криминальная тематика, на передний план выносится проблема женских переживаний, делается акцент на гендерную принадлежность. В случае с мужскими персонажами такая тенденция не прослеживается.

  • Во все тяжкие (2008–2013) – 8,9 – криминал *
  • Сверхъестественное (2005–2020) – 8,2 – фэнтези *
  • Доктор Хаус (2004–2012) – 8,8 – драма, детектив *
  • Друзья (1994–2004) – 9,2 – комедия *-
  • Теория большого взрыва (2007–2019) – 8,6 – комедия *
  • Остаться в живых (2004–2010) – 8,1 – фантастика *-
  • Обмани меня (2009–2011) – 8,1 – триллер *
  • Отчаянные домохозяйки (2004–2012) – 8,2 – драма -
  • Клиника (2001–2010) – 8,7 – комедия *
  • Дневники вампира (2009–2017) – 8,0 – драма, фэнтези *-
  • Побег (2005–2017) – 8,4 – боевик *
  • Как я встретил вашу маму (2005–2014) – 8,6 – комедия *
  • Декстер (2006–2013) – 8,3 – триллер *
  • Секс в большом городе (1998–2004) – 8,2 – драма -
  • Офис (2005–2013) – 8,6 – комедия *
  • Сопрано (1999–2007) – 8,8 – драма, криминал *
  • Секретные материалы (1993–2018) – 8,2 – фантастика *-
  • Касл (2009–2016) – 8,1 – драма, детектив, криминал *
  • Блудливая Калифорния (2007–2014) – 8,1 – драма *
  • Мерлин (2008–2012) – 8,1 – фэнтези *
  • Десятое королевство (1999) – 8,5 – фэнтези -
  • Грань (2008–2013) – 8,0 – фантастика *
  • Светлячок (2002-2003) – 8,7 – фантастика *
  • Сплетница (2007–2012) – 8,1 – драма -
  • Белый воротничок (2009–2014) – 8,1 – детектив *
  • Тюдоры (2007–2010) – 8,0 – историческая драма *
  • Комиссар Рекс (1994–2004) – 8,0 – боевик *
  • Прослушка (2002–2008) – 8,5 – триллер *
  • Поколение убийц (2008) – 8,0 – драма *
  • Хорошая жена (2009–2016) – 8,0 – криминал -

«*» – обозначение мужских персонажей в сериале.

«-» – обозначение женских персонажей в сериале.

В стриминговых сериалах на смену архетипу «жены», приходят и другие архетипы: «правитель», «бунтарь», «воин», «маг» и другие. Главные героини становятся детективами, командирами, преступницами. Они отстаивают свои права и помогают другим людям.

Рассмотрим эту тенденцию наглядно. Возьмем по 10 самых популярных сериалов с ведущих стриминговых порталов (Netflix, HBO и Apple TV+) за последние 5 лет с рейтингом не ниже 8,0.

«Netflix»:

  • «Половое воспитание» (2019–2023) – 8,1 – драма, мелодрама, комедия. *-
  • «Черное зеркало» (с 2011 года) – 8,5 – фантастика, триллер, драма. *-
  • «Очень странные дела» (с 2016 года) – 8,4 – ужасы, фантастика, фэнтези *-
  • «Охотник за разумом» (2017–2019) – 8,1 – триллер, драма, криминал *-
  • «Корона» (2016–2023) – 8,4 – драма, история, биография *-
  • «Игра в кальмара» (2021) – 8,0 – триллер, драма *-
  • «Уэнсдей» (2022) – 8,0 – фэнтези, комедия, криминал -
  • «Тьма» (2017–2020) – 8,1 – триллер, фантастика, драма *-
  • «Ход королевы» (2020) – 8,3 – драма, спорт -
  • «Призрак дома на холме» (2019) – 8,0 – драма, ужасы *-

«HBO»:

  • «Игра престолов» (2011–2019) – 9,0 – фэнтези, драма, боевик *-
  • «Силиконовая долина» (2014–2019) – 8,4 – комедия *
  • «Мир дикого запада» (2016–2022) – 8,0 – фантастика, драма, детектив *-
  • «Молодой/новый папа» (2016–2020) – 8,2 – драма *
  • «Большая маленькая ложь» (2017–2019) – 8,1 – детектив, драма, криминал -
  • «Годы» (2019) – 8,0 – фантастика, драма *-
  • «Настоящий детектив» (с 2014) – 8,6 – детектив, криминал, триллер *-
  • «Жена путешественника во времени» (2022) – 8,1 – фантастика, драма -
  • «Джентльмен Джек» (2019–2022) – 8,1 – биография, комедия, мелодрама -
  • «Сцены из супружеской жизни» (2021) – 8,0 – драма *-

«Apple TV+»:

  • «Разделение» (с 2022) – 8,2 – фантастика, триллер, драма *
  • «Тед Лассо» (2020–2023) – 8,5 – комедия, спорт * 
  • «Утреннее шоу» (с 2019) – 8,0 – драма -
  • «Капли Бога» (2023) – 8,0 – драма *
  • «Заговор сестер Гарви» (с 2022) – 8,1 – триллер, драма, комедия -
  • «Укрытие» (с 2023) – 8,1 – фантастика, драма, триллер *-
  • «Защищая Джейкоба» (2020) – 8,0 – триллер, драма, криминал, детектив *-
  • «Домой засветло» (2020-2021) – 8,0 – детектив, криминал -
  • «Не с первой попытки» (2020–2023) – 8,0 – драма, мелодрама, комедия *-
  • «Черная птица» (2022) – 8,1 – криминал, биография, детектив *

Мы видим, что на стриминговой площадке «Netflix» из 10-и сериалов с наивысшим рейтингом во всех работах в касте главных героев присутствуют женщины, которые уже на равных составляют актерский тандем. А в 2-х сериалах («Уэнсдей» и «Ход королевы») ведущая роль отведена исключительно женским персонажам.

На стриминговой площадке «HBO» среди 10-и сериалов с наивысшим рейтингом в 8-и в числе главных героев есть женщины. В 6-и из них – смешанный состав, остальные 2 сериала («Большая маленькая ложь» и «Жена путешественника во времени») целиком с «женским» кастом.

Сервис «Apple TV+» оказался наименее феминизированным. Из 10-и сериалов в 7-и среди главных героев есть женские персонажи. Из них в 3-х сериалах («Утреннее шоу», «Домой засветло» и «Заговор сестер Гарви») целиком женский состав ведущих персонажей.

Таким образом, если суммировать все значения, то из 30-и самых популярных стриминговых сериалов в 25-и работах в касте главных героев есть женщины. Это уже 83%. При этом сериалы с полностью «женским» кастом составили 23% от общего количества. При этом женские экранные образы получают большую свободу. Теперь они не просто «хранительницы очага». Например, «Ход королевы» рассказывает историю шахматного вундеркинда – сироты Бет Хармон, которая стремится стать величайшей шахматисткой мира, но при этом борется с эмоциональными проблемами. Здесь явно прослеживаются архетипы «искателя» и «бунтаря». А в сериале «Уэнсдей» главная героиня пытается спасти целый город от монстра и помешать чудовищным убийствам [11, с. 274].

Кроме того, отныне в сериалах поднимаются острые социальные проблемы, волнующие женщин. Например, объективизация. Отчасти это стало возможно с появлением общественного движения «Me too», который активно распространяется в интернет-пространстве. В социальной сети «Instagram» (запрещена на территории России) хэштег #Metoo был использован более 3,5 миллиона раз. Движение направлено против сексуального насилия и домогательств. Фраза «Я тоже» впервые была использована в этом контексте в социальных сетях в 2006 году женщиной, пережившей сексуальное насилие, Тараной Берк. Хэштег #MeToo активно начал использоваться после скандала с кинопродюсером Харви Вайнштейном. В 2020 году он был приговорен к 23-м годам тюремного заключения по ряду дел, связанных с половой неприкосновенностью.

Тема объективизации и домогательств поднимается, например, в сериале «Утреннее шоу». Одного из антагонистов сериала Митча Кесслера увольняют за сексуальные домогательства. Митч с обвинениями не согласен, объясняя, что он никогда не переступал за грань допустимого. По ходу повествования зритель вместе с Митчем выясняет обстоятельства «рабочих интрижек» и цену, которую платили за них их участницы.

Еще одно движение, которое в последние несколько лет набирает популярность – бодипозитив. Главный принцип бодипозитива отражается в девизе «моё тело – моё дело». Активисты движения помогают людям с «проблемным» телом адаптироваться в обществе, сделать их жизнь более комфортной, а реакцию общества более адекватной. В социальных сетях данная тема начала активно тиражироваться с 2012 года. Сейчас в социальной сети «Instagram» (запрещена на территории России) насчитывается больше 19-и миллионов публикаций с хэштегом #bodypositive. И если изначально движение позиционировалось как феминистское, теперь и многие мужчины относят себя к этой идеологии. За десяток лет движение бозипозитива расширилось. Теперь оно не только о проблемах с лишним весом. Бодипозитив частично затрагивает тему инклюзивности и принятия физических дефектов, связанных с инвалидностью. Также движение пропагандируют «натуральную красоту» без филлеров и пластической хирургии.

Тема бозипозитива и любви к себе хорошо отражена в сериале «Диетленд». Главная героиня Алисия Кеттл работает в гламурной журналистике, отвечая на письма читательниц. Долгое время она убеждена, что не имеет шансов на успех из-за лишнего веса. Конечно же, она не вписывается в стандарты красоты, установленные медиа и fashion-индустрией. В сериале показывается духовная трансформация героини на пути принятия своего тела.

Ориентирование на социальную повестку и запросы аудитории в последнее десятилетие, а именно с появлением стриминговых сервисов, стало возрастать по причине резко возросшей конкуренции. Для сравнения в 2004 году в США в прокат были запущены 39 новых телевизионных сериалов. А в 2020 году количество телевизионных и стриминговых сериалов, запущенных на территории США, составило уже 84 работы [9, с. 397-410].

Растущая требовательность аудитории заставляет искать индивидуальный подход к различным социальным, демографическим и возрастным группам, сильно отличающимся как по своим вкусам, так и по паттернам потребления контента. И здесь на помощь приходят новые аналитические инструменты, нацеленные на изучение интересов зрителя.

Например, Netflix, опираясь на аналитику, не только формирует гиперперсонализированную выдачу рекомендуемых тайтлов, но и использует собранную информацию в контент-стратегии. Считается, что статистические данные, собранные платформой, учитывались при создании сценария и выборе актерского состава сериала «Карточный домик», который завоевал огромную популярность и получил три престижных премии «Эмми». Несколькими годами позже аналогичный подход был применен при разработке и съемке сериала «Корона».

Каждый пользователь сталкивался с соглашением на обработку персональных данных. Исходя из этого соглашения, сервисы могут обрабатывать имя, идентификатор пользователя на сайте и в социальных сетях, контактные данные, фотографию, информацию о языке, поле, дате рождения, адресе, городе и платежных реквизитах. Все это помогает улучшить алгоритмы рекомендаций.

Кроме того, игнорирование интересов аудитории делается невозможным за счет быстрой обратной связи. Еще до выхода сериала аналитические сервисы (например, Internet Movie Database) предлагают пользователям оценить, насколько они ждут сериал, и как относятся к идее. А после премьеры формируется рейтинг работы. На его основе другие пользователи могут сделать вывод – достоин ли сериал просмотра.

Также у зрителей есть возможность высказывать свое мнение в социальных сетях [3].

До появления и распространения интернета среди доступных методов анализа качества телевизионного сериала был лишь рейтинг и доля просмотров, рецензии кинокритиков и обратная связь в виде писем и звонков, поступающих на телеканал. Это не позволяло в полной мере оценить запросы и интересы аудитории.

Например, перезапуск культового сериала «Сплетница», который на телеэкранах просуществовал 6 сезонов (121 эпизод), в стриминге HBO Max закрылся после 2 сезона.

Сериал вышел в июле 2021 года. Он рассказывает о новом поколении подростков из элитной школы в Нью-Йорке, которые сталкиваются со «Сплетницей» – анонимным популярным блогом, который распространяет слухи о жизни золотой молодежи. Однако, на IMDb у сериала 5,4 балла, на «Кинопоиске» – 6,5 [6].

Поэтому неизвестно, как бы сложилась судьба оригинального сериала, если бы его выпустили в нынешнее время.

Таким образом, производители сериалов в настоящее время находятся в условиях жесткой конкуренции. С каждым годом, с развитием технологий и расширением площадок трансляции появляется все больше новых сериалов – возрастает количество ежегодного производства сериалов по сравнению с предыдущими годами. А публика становится более требовательной. Теперь основной постулат стриминговой аудитории «Мы будем смотреть не то, что нам предлагают, а то, что мы сами хотим видеть. А видеть мы хотим правду о нас». Производители стриминговых сериалов становятся обличителями общественных проблем. В своих веб-сериалах они «подсвечивают» социальные веяния, что, судя по статистике, отвечает запросам аудитории и благотворно влияет на рейтинги.

Список литературы

  1. Белоусова К.И. Тетерина Е.В. Архетипы в рекламе // Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, 2013. С. 236-237.
  2. Богомолов Ю. Телеэкран, серийность и проблемы художественного времени // Многосерийный телефильм: Истоки. Практика. Перспективы. М.: Искусство, 1976. С. 131-148.
  3. Бондар М. «Сбор данных и гиперперсонализация: главные тренды стриминговых платформ // РБК Тренды, 05.04.2022. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/624a9a9f9a7947c8f9d95fc7 (дата обращения 16.05.2024).
  4. Вартанов А. О характере многосерийного повествования // Многосерийный телефильм: Истоки. Практика. Перспективы. М.: Искусство, 1976. С. 95-109.
  5. Жемчужникова А. Язык ценностной составляющей концепта Black Lives Matter // Вестник пермского университета. Российская и зарубежная филология, 2022. С. 38-43.
  6. Кириллова С. «Netflix и HBO Max закрывают сериал за сериалом: что происходит и в чем причины // Т – Ж, 27.01.2023. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/cancelled-tvshows/?ysclid=m1ytq8t5df5830624 (дата обращения 15.05.2024).
  7. Лейбин В.М., Карл Густав Юнг. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
  8. Новикова А. Сериал как инструмент социокультурного воздействия // Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности. Часть 3. М.: Издательские решения, 2018. С. 119-130.
  9. Прохоров А. Веб-сериалы: специфика и ключевые особенности формата // Популярная культура, 2019. С. 397-410.
  10. Хренов Н. Экранная культура в контексте перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации // Наука телевидения и экранных искусств. 2016. № 12.1. С. 12-47.
  11. Хромов А. Не только Netflix: стриминговые сервисы и их лучшие сериалы // DTF,24.04.2018.URL: https://dtf.ru/cinema/18824-ne-tolko-netflix-strimingovye-servisy-i-ih-luchshie-serialy?ysclid=m1yvhtiu7z26946857 (дата обращения 16.05.2024).
  12. Gripsrud, J. Relocating Television: Television in the Digital Context. Abingdon: Routledge, 2010. 274 p.
  13. Miller C.-H. Digital Storytelling: A creator's guide to interactive entertainment, 3rd edition. Abingdon: Focal Press, 2014. 566 p.

Поделиться

216

Лазарева Е. В. Особенности телевизионных и стриминговых сериалов: влияние социальной повестки при создании экранных образов // Актуальные исследования. 2024. №41 (223). Ч.I.С. 53-58. URL: https://apni.ru/article/10202-osobennosti-televizionnyh-i-strimingovyh-serialov-vliyanie-socialnoj-povestki-pri-sozdanii-ekrannyh-obrazov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря