Главная
АИ #41 (223)
Статьи журнала АИ #41 (223)
Проблемы финансирования модернизация коммунальной инфраструктуры Забайкальского ...

Проблемы финансирования модернизация коммунальной инфраструктуры Забайкальского края

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

коммунальная инфраструктура
износ
модернизация
финансирование

Аннотация статьи

В статье коммунальная инфраструктура, рассматривается как важнейший элемент для комфортного проживания граждан и деятельности предприятий.

Текст статьи

Коммунальная инфраструктура – важнейший элемент жизнеобеспечения населенных пунктов. От качества услуг ЖКХ и от того, насколько бесперебойно в дома подаются вода, тепло и свет, зависит комфорт граждан.

Общий износ коммунальных сетей в России, по словам министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, составляет порядка 40%, в некоторых регионах он достигает 80%. Основная причина аварийности в ЖКХ заключается именно в состоянии коммунальной инфраструктуры, которая требует комплексной модернизации, заявил министр 21 февраля в ходе правительственного часа в Совете Федерации [4].

В основе статистического подсчета лежит принцип окончания нормативного срока эксплуатации сети. Когда срок заканчивается, считается, что сеть необходимо заменить. Однако «нуждающиеся в замене» и «аварийные» – это не одно и то же. При надлежащей эксплуатации и своевременных профилактических работах трубопровод, к примеру, может продолжать функционировать и после исчерпания нормативного срока службы, а при неграмотном использовании или сложных технических условиях он может стать аварийным задолго до наступления нормативного срока.

Коммунальная инфраструктура Забайкальского края характеризуется следующими показателями [3]:

  • источники теплоснабжения – 1297 единиц (820 в муниципальной собственности);
  • сети теплоснабжения – 2,002 тыс. км.;
  • сети водоснабжения – 2,090 тыс. км.;
  • сети водоотведения – 1,207 тыс. км.

Ввиду ограниченности лимитов финансирования, увеличения износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса, соответственно, растет количество инцидентов и аварий в системах тепло- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.

В период с 15.09.2023 г. по 15.05.2024 г. зафиксировано – 553 происшествий, в том числе:

  • теплоснабжение – 369 шт.;
  • водоснабжение – 80 шт.;
  • водоотведение – 14 шт.;
  • электроснабжение – 90 шт.

Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры Забайкальского края характеризуется:

  • высоким уровнем износа основных производственных фондов, в том числе коммуникаций и энергетического оборудования;
  • высокими потерями энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия.

Средний износ объектов коммунальной инфраструктуры – 77,45%:

  • источники теплоснабжения – 78%;
  • объекты водоснабжения – 74,36%;
  • объекты водоотведения – 80%.

Средневзвешенная доля ветхих, аварийных инженерных сетей в Забайкальском крае, требующих замены составляет 73,3%, в том числе:

  • теплоснабжения – 1,442 тыс. км. (72%);
  • водопроводные сети – 1,526 тыс. км. (73%);
  • канализационные сети – 0,905 тыс. км. (75%).

Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 % произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 15–20%.

Устаревшая коммунальная инфраструктура большинства населенных пунктов не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов. Ежегодно, не в полном объеме закрывается потребность на реализацию мероприятий в рамках подготовки к отопительному в связи с отсутствием должного финансирования.

В связи с вышеизложенным возникает актуальность исследования данной темы, так как от своевременной модернизации жилищно-коммунальной сферы напрямую зависит качество коммунальных услуг гражданам, что влияет на их комфортное проживание.

В качестве объекта исследования выступает Региональная программа Забайкальского края «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023–2027 годы)».

Цель исследования – определить, факторы, влияющие на эффективность реализации программы.

Во исполнение указания Президента Российской Федерации от 21 августа 2019 года № Пр-1680, с учетом высокого износа инфраструктуры отрасли ЖКХ Правительством Забайкальского края разработана Региональная программа Забайкальского края «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023–2027 годы)» и утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 7 июля 2023 года № 349 (далее – МКИ) [2].

Данной редакцией реализация мероприятий была предусмотрена на 2023-2024 годы на сумму 1,2 млрд. рублей.

Первоначальные лимиты объемов финансовой поддержки за счет средств ППК «Фонд развития территорий» были секвестированы для всех субъектов в связи с внешнеполитической ситуацией. До Забайкальского края в ноябре 2023 года доведены лимиты в сумме 461,4 млн рублей.

Правительством Забайкальского края направлена заявка на предоставление ППК «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023–2027 годы в отношении 14 мероприятий по капитальному ремонту линейных объектов на общую сумму 134 704 656,45 рублей, в том числе за счет средств Фонда 52 652 000,00 рублей. Решением Правления Фонда от 21 июня 2024 года № 2–31 заявка согласована [1].

Между Фондом и Правительством Забайкальского края 24 июня 2024 года заключен Договор № 60/МКИ о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на общую сумму 52 652 000,00 рублей (далее – Договор).

По 12 мероприятиям Министерством предоставлены субсидии органам местного самоуправления.

По 2 мероприятиям Министерством образования и науки Забайкальского края предоставлена субсидия ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей».

Лимиты бюджетных ассигнований по данным 14 мероприятиям доведены в июле 2024 года.

В настоящее время по 5 мероприятиям выполняются ремонтные работы. Срок их завершения – 1 декабря 2024 года. По остальным 9 мероприятиям прошли торгово-закупочные процедуры, подрядчики не вышли на контракт.

В связи с коротким строительным сезоном в регионе, обусловленным особыми климатическими условиями, обеспечить ввод объектов в эксплуатацию и проведение пуско-наладочных работ до конца текущего года не представляется возможным. Министерством инициировано письмо в Аппарат Правительства Российской Федерации с просьбой рассмотреть на заседании президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации вопрос переноса лимитов предоставления финансовой поддержки бюджету Забайкальского края за счет средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2025 год.

Из вышеуказанного, можно отметить, низкое качество подготовки со стороны субъекта и органов местного самоуправления в реализации региональной программы, что влияет в первую очередь на обеспечение граждан качественными коммунальными услугами, а также на рейтинги региона среди других субъектов в части получения финансирования на более приоритетных условиях (чем быстрее и качественнее субъект выполняет принятые на себя обязательства, тем больший объем финансирования возможно получить, и соответственно решить проблематику коммунального комплекса в более короткие сроки).

Вместе с тем федеральное финансирование позволит обновить инженерные сети, а также построить новые котельные и очистные сооружения. Это, в свою очередь, снизит аварийность и повысит качество предоставляемых жителям коммунальных услуг.

ППК «Фонд развития территорий» выступает оператором сразу нескольких программ по строительству и обновлению инфраструктуры по всей стране. Они востребованы регионами и на сегодняшний день показывают свою эффективность [4].

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2022 г. № 2253 «Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433958/bac9bda8814ec066a42332092ea6cccf85187bbd/ (дата обращения: 08.10.2024).
  2. Постановлением Правительства Забайкальского края от 7 июля 2023 года № 349 «Об утверждении региональной программы Забайкальского края «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023–2027 годы)».
  3. Официальный портал Министерства жилищно-коммунального хозяйства энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края; https://minenergo.75.ru/ (дата обращения: 08.10.2024).
  4. Официальный портал Фонд развития территорий https://xn--p1aee.xn--p1ai/ (дата обращения: 08.10.2024).

Поделиться

322

Шендрик А. А. Проблемы финансирования модернизация коммунальной инфраструктуры Забайкальского края // Актуальные исследования. 2024. №41 (223). Ч.I.С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/10203-problemy-finansirovaniya-modernizaciya-kommunalnoj-infrastruktury-zabajkalskogo-kraya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января