Одним из наиболее важных этапов всеобщей цифровизации является внедрение и повсеместное использование беспилотных транспортных средств. Эксплуатация беспилотного транспорта вызывает ряд правовых вопросов, которые требуют законодательного регулирования.
Так, под беспилотными транспортными средствами понимают устройства, которые передвигаются автоматически и обычно работают на основе искусственного интеллекта. Беспилотные транспортные средства, в зависимости от размера и назначения, контролируются удаленно или изнутри, как правило, в салоне находится водитель-испытатель.
Нормативная база относительно беспилотных автотранспортных средств не так сильно развита, поскольку в России подобный транспорт используют редко. Адвокат Алексей Лежников считает, что законодательство в этой области будут разрабатывать, когда беспилотные автотранспортные средства начнут массово появляться на улицах российских городов. А юрист Дан Хоролец (бюро адвокатов «Де-юре») не исключает появления новых составов преступлений, связанных с беспилотными аппаратами.
Первый эксперимент с высокотехнологичным транспортом в Российской Федерации стартовал в 2018 году, когда российский государственный и политический деятель Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 года № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» [2].
Планировалось, что тестовая езда на беспилотных транспортных средствах по обычным дорогам поможет разработать изменения, которые необходимо внести в Правила дорожного движения (ПДД) для использования таких авто. Тестировать работу транспорта начал «Яндекс»: компания вывела пять устройств на улицы Москвы. А в 2020 году «Яндекс» в партнерстве со Сбербанком, ГАЗом и КамАЗом разработал дорожную карту поэтапного внедрения беспилотных транспортных средств. Предполагалось, что в 2023 году машины без водителя будут перевозить людей и грузы, но пока использование беспилотных транспортных средств все еще находится в тестовом режиме. Изменения в ПДД, связанные с беспилотными транспортными средствами, тоже пока не внесли.
В марте 2022 года Правительство утвердило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для применения беспилотного транспорта (Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств»). Власти разрешили автомобилям без водителя ездить на обычных дорогах. Экспериментально-правовой режим продлится до 2025 года и реализуется беспилотными транспортными средствами того же «Яндекса». На 158 улицах Москвы машины будут ездить под контролем водителя-испытателя, а в Иннополисе в Татарстане и технопарке «Сколково» в Московской области – без него, но движение будут мониторить удаленно [1].
Для участия в ЭПР беспилотные автотранспортные средства должны соответствовать требованиям безопасности, где автоматизированная система управления: обеспечивает соблюдение правил дорожного движения и осуществляет контроль за дорожно-транспортной обстановкой средствами технического зрения; безопасно и предсказуемо взаимодействует с другими участниками дорожного движения и безопасным образом реагирует на ошибки, допускаемые другими участниками дорожного движения. Автоматизированная система управления имеет возможность диагностирования неисправностей на любом этапе эксплуатации, также в случае сбоя, в состоянии себе создавать условия, обеспечивающие минимально-возможный уровень риска. Автоматизированная система управления четко и эффективно звуковым, визуальным, тактильным или иным способом должна уведомлять водителя-испытателя или оператора о том, что выходит за пределы установленной среды штатной эксплуатации [3].
Есть требования к водителям-испытателям: водительский стаж не менее три года, без привлечения за последние три года к административной ответственности по статьям, предусматривающим лишение прав.
Стоит отметить, что беспилотные транспортные средства смогут ездить только по тем дорогам, у которых имеется «цифровой двойник» – план и карта трассы, данные о её состоянии, дорожно-транспортных происшествиях, метеоусловиях. Эта информация должна передаваться машине в режиме реального времени и запрет эксплуатации роботизированных автомобилей, на которых не установлена последняя версия программного обеспечения.
При дорожно-транспортных происшествиях с участием беспилотных транспортных средств, не повлекшем причинение вреда жизни и здоровью людей, факт таких дорожно-транспортных происшествий оформляется его участниками в соответствии с правилами дорожного движения.
В случае дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных транспортных средств, повлекших причинение вреда жизни и здоровью людей, виновным могут признать: водителя-испытателя, если он не предотвратил происшествие, хотя мог (например, отвлекся и не смотрел на дорогу); оператора, который удаленно контролирует движение авто, если авария случилась из-за ошибки в построении маршрута; владельца и специалиста по безопасности, если обнаружились технические неполадки [3].
Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует статистика по ДТП с беспилотными транспортными средствами, да и законодательно эта область урегулирована не до конца. При этом аварии с беспилотными транспортными средствами на российских дорогах все-таки случаются.
Так, 12 апреля 2024 года на Наличной улице в Санкт-Петербурге произошло дорожно-транспортное происшествие с двухсекционным трамваем «Довлатов», оснащенным системой искусственного интеллекта Cognitive Pilot, который сбил трех пешеходов. Трамвай, произведенный на заводе «Уралтрансмаш», находился на этапе обкатки и не перевозил пассажиров. Технология искусственного интеллекта, включая систему контроля за состоянием водителя, предполагает остановку трамвая в случае, если водитель потеряет концентрацию или на путях возникнет препятствие. В пресс-службе Cognitive Pilot подтвердили, что на момент аварии система «Умный трамвай» не была активирована, так как трамвай находился в ручном режиме управления. В ГУ МВД сообщили, что, со слов водителя, у транспортного средства отказали тормоза. Петербургская полиция возбудила уголовное дело по 264 статье УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью).
В случае заводского брака, ошибки программиста или сборщика, повлекшие сбой в системе беспилотного транспортного средства и причинение вреда, ответственность должен нести человек, допустивший ошибку. Вероятнее всего, в данном случае уголовная ответственность будет определяться по статье 238 УК РФ. Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда вред причиняется в результате собственного решения искусственного интеллекта на основе наработанного опыта. В таком случае уголовная ответственность исключается, поскольку привлечь «робота» как преступника невозможно, т. е. отсутствует субъект уголовно-правовых отношений. Остается гражданско-правовая ответственность завода-изготовителя и владельца источника повышенной опасности.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации развитие искусственного интеллекта происходит очень активно, однако правовое регулирование данной сферы носит фрагментарный характер: отсутствуют соответствующие законы, не определены органы, уполномоченные на проведение мероприятий по контролю и надзору за функционированием искусственного интеллекта. Кроме того, не обозначен статус самого искусственного интеллекта. Это приводит к невозможности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере функционирования искусственного интеллекта, а значит, и профилактики правонарушений в этой области.