Главная
Конференции
Современные тенденции развития науки и образования: вызовы и перспективы
Формирование экономической культуры. Зарубежный опыт: экономическая лаборатория ...

Формирование экономической культуры. Зарубежный опыт: экономическая лаборатория для школ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экономическая культура
экономическая лаборатория
образование
школа

Аннотация статьи

В статье представлен зарубежный опыт формирования экономической культуры у школьников. Описана актуальность выбранной темы. Представлены этапы развития экономической культуры для школ.

Текст статьи

Молодые люди в Германии многому учатся в школе. Однако то, как работает мир экономики и финансов, вряд ли можно найти в учебных программах. С помощью внешних экспертов это должно измениться.

Откуда берутся деньги, которые зарабатывают родители? Можно ли просто пойти в банк и подать заявку на получение кредита? И вообще: как работает экономика? Множество вопросов, на которые молодые люди в немецких школах редко получают ответы. В 2015 году эта тема вызвала общественный интерес, когда 17-летняя школьница распространила информацию через службу новостей Twitter о том, что, хотя она может писать аналитику на четырех разных языках, она понятия не имеет о налогах или страховании. По мнению Э. Миттельштадта, профессора делового администрирования и предпринимательского образования в FH Südwestfalen, школьная система Германии виновата в том, что молодые люди мало знают об экономике и финансах: «Часто образовательные планы не предусматривают этого в достаточной степени. И немецкая школьная система организована именно по предметам. А если у вас нет предмета, то у вас нет подготовленных преподавателей-специалистов, то у вас нет образования в университетах. Тогда никаких исследований по этому поводу не проводится. Это часто является причиной. Теперь мы больше склоняемся к тому, чтобы экономическое образование вернулось в школу».

В отличие от таких предметов, как иностранные языки или математика, экономика не является обязательным предметом в немецких школах. Учебные планы не предусматривают предмет. Однако Конференция министров культуры – межстрановой орган, отвечающий, в частности, за образование в школах и колледжах – в 2008 году в отчете отметила, что экономическое образование является «частью образовательной миссии общеобразовательных школ в Федеративной Республике Германия». «Область обучения экономики», как говорится, «прочно укоренилась в школах и в различных формах включается в школьные процессы преподавания и обучения». В некоторых школах это тоже так. Там работают так называемые экономические и финансовые тренеры, то есть консультанты. Эта поддержка со стороны внешних специалистов очень полезна.

Прививать молодым людям экономические знания не по учебникам, а на практических примерах, показывать им, на что похожа настоящая, реальная, жизнь – цель преподавателей по экономике. Профессор Э. Миттельштадт также ищет практические примеры из повседневной жизни в обучении экономическому мышлению и действиям: «В конце концов, как формируются цены? Почему мы за что-то платим? Почему зарплата футболиста так невероятно высока? В конце концов, с чем это связано? И тогда вы можете начать объяснять стоящие за этим явления – и тогда это заинтересует и студентов».

Профессор Э. Миттельштадт не занимается обучением молодых людей тому, как лучше всего приумножать деньги. Его целевое направление – другое: «Речь идет скорее о том, чтобы просто уметь расшифровывать экономическую сферу нашей жизни и уметь с ней справляться, именно для того, чтобы, возможно, деньгам не приходилось играть такую важную роль. А также заниматься развитием личности».

От общего к частному: профессор Э. Миттельштадт рассказывает на конкретных примерах из жизненного мира, как устроен мир экономики и финансов. Он пытается объяснить стоящие за этим явления. Он хочет расшифровать эту сферу жизни так же, как можно открыть запертую дверь ключом. По его мнению, использование внешних специалистов в школах повысило осведомленность о важности самостоятельного предмета экономика: «Вы можете видеть, что даже в Баден-Вюртемберге школьный предмет экономика был введен в настоящее время, очень широко распространяясь на все формы обучения. И, конечно же, это очень прочно закрепляет эту тему».

Федеральная земля Баден-Вюртемберг первой ввела в 2016-2017 учебном году предмет «Экономика и профессиональная ориентация» в качестве обязательного учебного предмета во всех школах на всей территории. Его преподают с седьмого класса, а в средних школах - с восьмого класса. Таким образом, она является постоянной, устойчивой, закрепленной в школьной программе, закрепленной – с соответствующими последствиями и для преподавателей, по словам Э. Миттельштадта: «Это сейчас положительная спираль. Есть специальность, будет дальнейшее образование. Есть начальное образование для учителей. И, конечно, не все это происходит за один учебный год, но постепенно становится все лучше и лучше».

Будут ли дети и подростки воспитываться как адаптированные или критически настроенные потребители, но, в конце концов, это, вероятно, зависит от того, что еще родители и школа привносят в их жизненный путь.

Преподавание экономики в школе направлено на укрепление повседневных навыков учащихся, а также экономических знаний и понимания. Достижение этой цели легче сказать, чем сделать. Потому что часто школьному обучению не хватает времени и средств, чтобы сделать экономические события настолько понятными, чтобы учащиеся могли глубже понять экономические взаимосвязи. Вот где начинается проект Economics Works! – Открыть экономическую лабораторию для школ.

В рамках первого этапа финансирования проекта была разработана базовая концепция экономической лаборатории. Она охватывает предметные области с 8–12 классов в соответствии с основной учебной программой Политика-Экономика Нижняя Саксония. В основе экономической лаборатории лежат экономические эксперименты по отдельным темам, таким как функционирование рынков, модели экономического поведения, сотрудничество и проблематика общественных благ, а также возможности и ограничения государственного вмешательства на рынках. Подобно урокам естествознания, учащиеся могут получить представление о причинно-следственных связях с помощью экспериментов. Однако, в отличие от естественных наук, учащиеся находятся не только в роли наблюдателей, но и «в центре событий», потому что они сами участвуют в экспериментах. Таким образом, экономические взаимосвязи становятся непосредственно ощутимыми в результате собственных действий в эксперименте.

На первом этапе проекта были разработаны и запрограммированы не только эксперименты, лежащие в основе экономической лаборатории, но и подготовлены обширные учебные материалы. Кроме того, в рамках трех пилотных проектов концепция была опробована в средних школах Оснабрюка в 2019/2020 учебном году. В Ратсгимназии Оснабрюка проект проводился в форме только AG, а в гимназии Каролинум проект был интегрирован в предмет семинара «Экономика». Все курсы были спланированы и проведены сотрудниками проекта.

После успешного первого этапа проект находится на втором этапе финансирования, на котором будут привлечены дополнительные школы-партнеры. Учебная программа также будет пересмотрена, а эксперименты будут дополнены новыми вариантами. Предполагается, что в будущем в школах-партнерах будет использоваться тандемная модель: преподаватели в школе будут помогать студентам, получающим образование в университете, которые будут помогать как в проведении экспериментов в классе, так и в подготовке результатов экспериментов. В зависимости от потребностей школ-партнеров экономическая лаборатория может быть сосредоточена в AG или на предмете семинара, или же может использоваться в качестве сопровождающего занятия на предметном занятии Политика-экономика. Для учителей школ есть предложение о повышении квалификации через Центр педагогического образования Университета Оснабрюка. Предполагается, что курсы повышения квалификации будут проводиться регулярно, один или два раза в год.

Список литературы

  1. Economics Works! – Ein Wirtschaftslabor für Schulen. [Электронный ресурс]: URL: https://goo.su/xw5IdS.
  2. EFELSE – Evaluation Framework for the Evolution of LLL Strategies in Europe. [Электронный ресурс]: URL: https://clck.ru/3DnCJd.
  3. Wirtschaftsunterricht an deutschen Schulen. [Электронный ресурс]: URL: https://clck.ru/3Dm5Lg.

Поделиться

295

Маслов П. И. Формирование экономической культуры. Зарубежный опыт: экономическая лаборатория для школ // Современные тенденции развития науки и образования: вызовы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/10207-formirovanie-ekonomicheskij-kultury-zarubezhnyj-opyt-ekonomicheskaya-laboratoriya-dlya-shkol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января