В современном мире задача патриотического воспитания подрастающего поколения имеет огромное значение во всех образовательных учреждениях, начиная с дошкольных. Именно педагогам ДОУ принадлежит ведущая роль в формировании первоначальных представлений об окружающем мире, личностной позиции и воспитании нравственных чувств, любви к Родине у дошкольников.
В дошкольном возрасте путем целенаправленного воспитания закладываются основы нравственных качеств личности. Дети активно реагируют на воздействие окружающего мира, отличаются высокой восприимчивостью. Воспитание ребенка путем приобщения к национальной культуре приводит к большим изменениям в его эмоциональной сфере, он живо реагирует на различные события, учится сопереживать.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Частью этой культуры является орнамент русского народного костюма, который раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует моральные и эстетические ценности.
Орнамент народной одежды – это своеобразная книга, читая которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
В русском национальном орнаменте одежды многовековая история. Из поколения в поколение передавались секреты и традиции его описания. Приобщение к народному искусству незаменимо для патриотического воспитания. Патриотизм является приоритетной национальной идеей в России.
Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию исторического прошлого родного края.
Патриотизм – это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям русских народов, тысячелетней культуре и уникальному человеческому опыту на территории России.
Русский народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры нашего народа, накопленное веками. В нем отразилась история, традиции и эстетические взгляды его создателей.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначается для украшения различных предметов, одежды.
В орнаменте русского народного костюма отразились темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры русского человека. В языке традиционного народного орнамента важна каждая деталь. Красоту и смысл древнего изобразительного языка, сохраненного для нас поколениями, необходимо знать каждому гражданину страны.
Формирование патриотических качеств у дошкольников осуществлялось как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной.
Невозможно знакомить ребенка с народными орнаментами, не познакомив его с самим народным костюмом, его составляющими частями, например, головными уборами. Для лучшего запоминания их названий можно изготовить шаблоны из бумаги.
Каждый элемент костюма украшается своим орнаментом, поэтому можно изготовить эскизы орнамента головного убора (кокошник, сорока, корона), шаблоны для изготовления украшений (серьги, монисто).
Детям предлагается украсить рубахи, поневы, сарафаны растительным орнаментом, который составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
«Передник для мамы» дети могут украсить геометрическим орнаментом, который состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных), ромбов, кругов, звезд и т. д. В ходе образовательной деятельности дети узнали, что значение вышивки на костюмах, платьях, рубахах – охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, т. к. на ней присутствовал охранительный орнамент.
Цвет в древности был своеобразным символическим языком, которым наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. Черный цвет являлся символом покоя и постоянства. Красный – цвет огня, крови, солнца, символ долголетия, силы, власти. Считали, что он обладает охранительным действием: оберегал от сглаза и травм. Голубой цвет применялся очень редко, он обозначал холод, ненастье, страх. Зеленый цвет обозначал растительный мир окружающей природы, изобилие, радость, свобода, надежда и спокойствие. В одежде этот цвет применялся меньше, чем красный.
Прикосновение к жизни своих бабушек вызывало у детей сильные эмоции, заставляло сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Для того чтобы привлечь внимание родителей к ознакомлению детей с историческим прошлым своих предков, было предложено мамам и папам активно включиться в совместную деятельность по подготовке к выставкам совместного творчества детей, родителей и педагогов.