Исследование педагогических подходов к моделированию процесса формирования профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза

Исследование педагогических подходов к моделированию процесса формирования профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза

В статье проанализированы современные педагогические подходы к моделированию процесса формирования профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза: компетентностный, аксиологический, культурологический. Представлена и описана логическая последовательность построения модели процесса формирования профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза, на основе рассматриваемых авторами педагогических подходов.

Аннотация статьи
образовательная среда военного вуза
педагогические подходы
процесс формирования профессионально-этической компетенции курсантов
моделирование
Ключевые слова

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования. Это в полной мере относится к военному образованию, которое должно соответствовать требованиям инновационного развития техники, технологий, экономики, современным потребностям общества, ведомств, будущего военного специалиста [4, 6]. Военный специалист информационного века должен иметь высокий уровень профессионализма, широкий кругозор, педагогическую образованность для успешного руководства подчиненными, патриотические качества, сформированную профессионально-этическую компетентность и многое другое.

На взгляд авторов статьи, нет необходимости раскрывать и комментировать все перечисленное в предыдущем предложении, но следует подчеркнуть, что в этом перечне нет случайно указанных качеств.

Указав достаточно серьезные требования к военному специалисту, окончившему военный вуз, мы не можем не подчеркнуть следующего факта: без реализации современных педагогических подходов, в образовательной среде вуза, добиться качества образования сложно [1, 4].

В данной статье мы остановимся на трех педагогических подходах, внедрение которых, в образовательную среду военного вуза, обеспечивает сформированность профессионально-этической компетенции обучающихся: компетентностный, аксиологический, культурологический. Все эти подходы, так или иначе, реализуются в процессе обучения и воспитания курсантов, «наполняя» такие функции образования, как развивающая, воспитательная, дидактическая, научно-исследовательская и другие.

Компетентностный подход, нацеленный на модернизацию содержания изучения курсантами и слушателями циклов социально-гуманитарных и технических дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++), требует разработки и внедрения новых образовательных технологий, оценки успешности обучающихся в военном вузе, ориентированной на широкий спектр образовательных результатов, а именно на овладение ими универсальными и профессиональными компетенциями.

При этом необходимо иметь в виду важность наполнения образовательного процесса специальным предметным профессионально-ориентированным содержанием, отвечающим требованиям подготовки военных специалистов, соответствующих специальностей, для силовых министерств и ведомств. Не будем забывать и о том, что современная система военного образования определяется специфическими условиями развития и функционирования [6]. Она представляет собой отраслевую ресурсную систему, поскольку осуществляет подготовку кадрового потенциала для Вооруженных Сил, и, следовательно, должна функционировать в четком соответствии с современным развитием военной науки и техники. Поэтому так важно формировать у курсантов военного вуза те профессиональные компетенции, которые будут востребованы в их будущей деятельности, в практических подразделениях. Эти задачи решаются командирами и преподавателями военного вуза, в рамках компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов. Значит, при осуществлении педагогического моделирования процесса формирования профессионально-этической компетенции у курсантов, все это обязательно должно найти свое отражение.

Культурологический подход, один из тех, который обеспечивает решение задач формирования профессионально-этической компетенции обучающихся в военном вузе, предполагает большую работу со стороны командиров-управленцев, преподавателей, наставников, кураторов учебных групп воспитание у курсантов интеллигентности, повышение их культурного уровня, коммуникабельности, соблюдения принципов и этики ведомства, в интересах которого осуществляется их подготовка, как будущих специалистов. Без учета в обучении и воспитании курсантов культурологического подхода, моделирование процесса формирования профессионально-этической компетенции обучающихся будет, на наш взгляд, неполным.

Традиционно, в военных вузах, при подготовке специалистов, большое внимание уделяется аксиологическому подходу. Это обосновано тем, что необходимо сформировать, в период обучения будущего специалиста в вузе, его ценностные ориентации. Важна степень активности личности в профессиональной сфере, мотивация к выполнению поставленных задач, умения общаться с подчиненными и коллегами, отзывчивость, справедливость, бескорыстие, честность, умение принимать самостоятельные решения в трудных ситуациях, оказывать помощь сослуживцам и др. Такой подход реализуется при проведении учебных занятий, учений, в ходе воспитательной работы с курсантами. Аксиологический подход, на взгляд авторов статьи, составляет основу педагогического моделирования процесса формирования профессионально-этической компетенции обучающихся в военном вузе.

В педагогических современных исследованиях часто идет речь о возможности применения педагогического моделирования для информационно-целевого управления процессом профессионального становления личности будущего военного специалиста [2, 3, 4].

Педагогическому моделированию различных процессов посвящено много научных монографий и публикаций, в которых раскрыты как понятие «модель», так и «педагогическое моделирование» [2, 6]. Например, по мнению М. Вартофского, «модели – это высоко специализированные части нашего технического оснащения, специфические функции которых состоят в созидании будущего» [3]. В работах В.А. Штоффа под моделью понимается такая мысленно представляемая материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информация об этом объекте [7]. Приведенные выше идеи моделирования относятся к познавательной сфере деятельности личности, цель которой – построение образа конкретного объекта действительности. Вместе с тем, благодаря анализу различных моделей определенных областей действительности можно заметить, что они разнообразны. Справедливо, на этот счет, отмечают в своей работе исследователи Л. В. Баженов и И. Б. Гутчин: «Модель не может быть плохой или хорошей, она не претендует на точное воспроизведение всей сложной системы, ограничиваясь отображением отдельных ее сторон, причем для одной и той же стороны «среза» системы могут быть построены разные модели, одновременно имеющие право на существование» [2]. Во многих утверждениях ученых-педагогов делается акцент на «вторичности» модели по отношению к изучаемому предмету, его оригиналу. Именно поэтому в психологических и педагогических трудах, использующих результаты философских и методологических исследований моделирования, как правило, приводят определение, сформулированное А. И. Уемовым, в котором утверждается, что «модель – это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе» [5]. Таким образом, педагогическое моделирование процесса формирования профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза – это метод создания, а затем и внедрения моделей (возможно авторских) в образовательный процесс, отражающий основные характеристики определённой педагогической системы (процесса, явления). Существуют в педагогике и основные правила педагогического моделирования: во-первых, при создании модели необходимо добиваться ее репрезентативности; во-вторых, основное предназначение модели в педагогике – способствовать прочному освоению учебного материала; в-третьих, надо достигать релевантности свойств модели и реального объекта (Т. Г. Шарухина). Количество свойств должно быть достаточным, но не слишком большим; в-четвертых, если модель представляет педагогическую ситуацию (например, на занятиях), то должна присутствовать дискриптивность [6]. Ученые-исследователи утверждают, что моделям присущи следующие признаки: имитация изучаемого объекта или процесса в модели; способность к замещению познаваемого объекта, процесса; способность давать новую информацию (новое знание об объекте); наличие точных условий и правил построения модели и перехода от информации о модели к информации об объекте [1]. Существует и логическая последовательность построения модели процесса формирования профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза (рисунок).

Рис. Логика построения модели процесса формирования профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза

Итак, можно выделить следующие этапы педагогического моделирования: выбор методологических оснований для моделирования; качественное описание предмета исследования; постановка задач моделирования; конструирование модели; определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров; выбор методик измерения; применение модели в педагогическом эксперименте и содержательная интерпретация полученных исследователем результатов.

Проанализировав различные авторские подходы к определению понятия «моделирование», описанию этапов педагогического моделирования возможно предположить, что целесообразно применение рассмотренных идей к моделированию процесса формирования профессионально-этической компетенции курсантов на основе применения компетентностного, аксиологического и культурологического подходов в их обучении и воспитании.

Текст статьи
  1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В. И. Андреев. – Казань, 2005. – 500 с.
  2. Баженов, Л. Б. Модель как средство научной организации обучения / Л. Б. Баженов, И. Б. Гутчин. – Москва, 1973. – 189 с.
  3. Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ / Под общ. ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. – Москва: Прогресс, 1988. – 507 с.
  4. Кошелева, А. О. Современные подходы к проблеме качества образования : коллективная монография / А. О. Кошелева, О. И. Шевченко, Е. А. Кошелева // Инновации в современной системе образования подходы и решения / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2016. – 494с. – С. 220–233.
  5. Уемов, А. И. Логические основы метода моделирования / А. И. Уемов. – Москва, 1871. – 198 с.
  6. Шарухина, Т. Г. Педагогическое моделирование: основные правила // Вестник Санкт-Петербургского военного института «Педагогика войск национальной гвардии». –2017. – № 1 (1).
  7. Штофф, В. А. Роль моделей в познании. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1963. – 128 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября