В соответствии с ФГОС ДО ведущая идея системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) – установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Родители непосредственные участники образовательного процесса. Но ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.
В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогом, является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности по раскрытию музыкально-творческого потенциала.
Основные направления взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников:
- создание условий для повышения педагогической компетентности у родителей;
- создание ситуации совместного досуга с участием семей воспитанников;
- создание условий для реализации творческого потенциала семей.
Музыкальное воспитание и образование, включающее самостоятельное музицирование, танцевальную деятельность, пение, импровизацию, не может сформироваться в полной мере без участия всех членов педагогического сообщества.
Не все родители стремятся обогатить ребёнка эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли, стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе, дома.
Для того чтобы приобщить ребенка к миру музыки, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к миру через эмоциональное восприятия музыки важно тесное сотрудничество музыкального руководителя с семьями воспитанников.
Одной из эффективных форм сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой воспитанники развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую дружескую атмосферу. Совместная проектная деятельность раскрывает творческие способности семьи, активнее вовлекает родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах.
Родители – не только источники информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и активные участники в реализации проектов, они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность помогает установить партнёрские отношения с семьёй воспитанника, а также объединить усилия для развития и воспитания детей.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Готовимся серьезно.
- Динамичность.
Преимущество проектной деятельности в широком выборе форм и методов их реализации. В рамках проектов активно используются такие формы как:
- Совместные развлечения и праздники;
- Домашние задания;
- Дистанционные консультации;
- Музыкальные гостиные;
- Мастер-классы;
- Занятия-практикумы;
- Флешмобы;
- Индивидуальное консультирование;
- Репетиции с родителями-участниками досуга;
- Родительская почта;
- Анкетирование.
С целью развития патриотических чувств, воспитания уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за нашу Армию, любовь к Родине реализован проект «Наши защитники».
В течение месяца, с детьми проводились тематические занятия, беседы о защитниках нашей страны, показ презентаций о Российской Армии. Дидактические и сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Моряки», «Пограничники». Была организована выставка детских рисунков и поделок. Дети выучили стихи ко Дню Защитника Отечества. Создана стенгазета «Наши защитники», где были размещены фото дедов и пап. Были изготовлены к празднику подарки для пап и дедушек. На музыкальных занятиях с детьми разучивались песни на военную тематику, танцы, в том числе танец богатырей, организована театральная постановка.
При подготовке к театральной постановке по рекомендации музыкального руководителя дети совместно с родителями познакомились с повестью В. Катаева «Сын полка», по мотивам которой предстояло разыгрывание сценки. Музыкально-спортивный праздник «Солдатушки – браво ребятушки!» стал итоговым мероприятием проекта.
С целью приобщения детей и взрослых к истокам православной культуры своего народа, пополнения знаний о Великом православном празднике, воспитании уважения к традициям и обычаям своей страны реализован проект «Светлая Пасха».
На начальном этапе при проведении анкетирования «Православные праздники в вашей семье», выявлено отношение к православным праздникам и привитию детям духовно-нравственных ценностей, семейных традиций.
По итогам подготовлены индивидуальные и групповые консультации.
В рамках проекта с детьми были проведены беседы «Вербное воскресение», «Как люди готовятся к Пасхе»; пасхальные игры «Катание яиц», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами»; чтение стихотворений Н. А. Майкова «Христос Воскрес», Луговская Н. Н. «Утро Христова Воскресенья», К. Д. Феофанов «Под напев молитв пасхальных…», А. Е. Есенин «Пасхальный благовест»; проведение занятия по рисованию «Вербное воскресение», по аппликации «Пасхальное яйцо». Организована музыкально-хореографическая деятельность: разучивание песен «Солнечная капель», «И Пасха будет всегда», разучивание хоровода «Травушка-муравушка», «Пасхальный хоровод». Организована пасхальная выставка творческих работ.
При подготовке итогового мероприятия, на репетициях с родителями учились эмоционально передавать роль героев, знакомились с пасхальными обычаями.
Итоговым мероприятием проекта стал Праздник «Светлая Пасха».
С целью расширения знаний детей и родителей о традициях русского народа, формирования у них представлений о русском народном празднике Масленице реализован музыкально-образовательный проект «Масленица широкая».
На основном этапе было организовано ознакомление детей с историей праздника: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин народных гуляний, просмотр слайдов и мультфильмов о Масленице, заучивание закличек, потешек, загадок, хороводов, песен, русских народных игр, сюжетно-ролевые игры, НОД.
По рекомендациям музыкального руководителя родители вместе с детьми разучивали песни с подыгрыванием на детских музыкальных инструментах.
Для того чтобы вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы организован круглый стол «Готовимся к масленице». Обсудили с родителями изготовление чучела Масленицы, костюмы и атрибуты к празднику, распределили роли.
Проведение праздника «Масленица широкая» стало итогом проекта, который вызвал чувство интереса к истории праздника в России, как к одному из самых радостных и светлых праздников.
В детском саду функционирует патриотический семейный клуб «Росток памяти». Совместно с клубом музыкальным руководителем реализован проект «Россия – Родина моя», с целью воспитания у детей патриотизма, любви к русской народной культуре.
В ходе проекта были проведены цикл тематических музыкальных мероприятий: «Моя Родина – моя Россия», «Богатыри земли русской», фольклорный праздник «Народные гуляния».
Родители семейного клуба, работники культуры, поделились опытом в передаче из поколения в поколение – музыкальной культуры, фольклорных песен, звучания народных инструментов.
В рамках проведения музыкально-литературной патриотической гостиной «Не забудем их подвиг великий", дети, педагоги и родители совместно исполнили гимн, военные песни, прочли стихотворения, приняли участие во флешмобе «Россия в сердце».
Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно-культурное пространство дошкольного учреждения и семьи, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Опыт проектной деятельности показал – позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.