Главная
АИ #41 (223)
Статьи журнала АИ #41 (223)
Проектная деятельность как одна из эффективных форм взаимодействия детского сада...

Проектная деятельность как одна из эффективных форм взаимодействия детского сада с родителями

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

проектная деятельность
патриотическое воспитание
работа с родителями

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности применения проектной деятельности в музыкально-творческой деятельности дошкольников с целью формирования у них патриотических чувств.

Текст статьи

В соответствии с ФГОС ДО ведущая идея системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) – установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Родители непосредственные участники образовательного процесса. Но ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогом, является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности по раскрытию музыкально-творческого потенциала.

Основные направления взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников:

  • создание условий для повышения педагогической компетентности у родителей;
  • создание ситуации совместного досуга с участием семей воспитанников;
  • создание условий для реализации творческого потенциала семей.

Музыкальное воспитание и образование, включающее самостоятельное музицирование, танцевальную деятельность, пение, импровизацию, не может сформироваться в полной мере без участия всех членов педагогического сообщества.

Не все родители стремятся обогатить ребёнка эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли, стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе, дома.

Для того чтобы приобщить ребенка к миру музыки, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к миру через эмоциональное восприятия музыки важно тесное сотрудничество музыкального руководителя с семьями воспитанников.

Одной из эффективных форм сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой воспитанники развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую дружескую атмосферу. Совместная проектная деятельность раскрывает творческие способности семьи, активнее вовлекает родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах.

Родители – не только источники информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и активные участники в реализации проектов, они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность помогает установить партнёрские отношения с семьёй воспитанника, а также объединить усилия для развития и воспитания детей.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
  3. Сотрудничество, а не наставничество.
  4. Готовимся серьезно.
  5. Динамичность.

Преимущество проектной деятельности в широком выборе форм и методов их реализации. В рамках проектов активно используются такие формы как:

  • Совместные развлечения и праздники;
  • Домашние задания;
  • Дистанционные консультации;
  • Музыкальные гостиные;
  • Мастер-классы;
  • Занятия-практикумы;
  • Флешмобы;
  • Индивидуальное консультирование;
  • Репетиции с родителями-участниками досуга;
  • Родительская почта;
  • Анкетирование.

С целью развития патриотических чувств, воспитания уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за нашу Армию, любовь к Родине реализован проект «Наши защитники».

В течение месяца, с детьми проводились тематические занятия, беседы о защитниках нашей страны, показ презентаций о Российской Армии. Дидактические и сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Моряки», «Пограничники». Была организована выставка детских рисунков и поделок. Дети выучили стихи ко Дню Защитника Отечества. Создана стенгазета «Наши защитники», где были размещены фото дедов и пап. Были изготовлены к празднику подарки для пап и дедушек. На музыкальных занятиях с детьми разучивались песни на военную тематику, танцы, в том числе танец богатырей, организована театральная постановка.

При подготовке к театральной постановке по рекомендации музыкального руководителя дети совместно с родителями познакомились с повестью В. Катаева «Сын полка», по мотивам которой предстояло разыгрывание сценки. Музыкально-спортивный праздник «Солдатушки – браво ребятушки!» стал итоговым мероприятием проекта.

С целью приобщения детей и взрослых к истокам православной культуры своего народа, пополнения знаний о Великом православном празднике, воспитании уважения к традициям и обычаям своей страны реализован проект «Светлая Пасха».

На начальном этапе при проведении анкетирования «Православные праздники в вашей семье», выявлено отношение к православным праздникам и привитию детям духовно-нравственных ценностей, семейных традиций.

По итогам подготовлены индивидуальные и групповые консультации.

В рамках проекта с детьми были проведены беседы «Вербное воскресение», «Как люди готовятся к Пасхе»; пасхальные игры «Катание яиц», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами»; чтение стихотворений Н. А. Майкова «Христос Воскрес», Луговская Н. Н. «Утро Христова Воскресенья», К. Д. Феофанов «Под напев молитв пасхальных…», А. Е. Есенин «Пасхальный благовест»; проведение занятия по рисованию «Вербное воскресение», по аппликации «Пасхальное яйцо». Организована музыкально-хореографическая деятельность: разучивание песен «Солнечная капель», «И Пасха будет всегда», разучивание хоровода «Травушка-муравушка», «Пасхальный хоровод». Организована пасхальная выставка творческих работ.

При подготовке итогового мероприятия, на репетициях с родителями учились эмоционально передавать роль героев, знакомились с пасхальными обычаями.

Итоговым мероприятием проекта стал Праздник «Светлая Пасха».

С целью расширения знаний детей и родителей о традициях русского народа, формирования у них представлений о русском народном празднике Масленице реализован музыкально-образовательный проект «Масленица широкая».

На основном этапе было организовано ознакомление детей с историей праздника: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин народных гуляний, просмотр слайдов и мультфильмов о Масленице, заучивание закличек, потешек, загадок, хороводов, песен, русских народных игр, сюжетно-ролевые игры, НОД.

По рекомендациям музыкального руководителя родители вместе с детьми разучивали песни с подыгрыванием на детских музыкальных инструментах.

Для того чтобы вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы организован круглый стол «Готовимся к масленице». Обсудили с родителями изготовление чучела Масленицы, костюмы и атрибуты к празднику, распределили роли.

Проведение праздника «Масленица широкая» стало итогом проекта, который вызвал чувство интереса к истории праздника в России, как к одному из самых радостных и светлых праздников.

В детском саду функционирует патриотический семейный клуб «Росток памяти». Совместно с клубом музыкальным руководителем реализован проект «Россия – Родина моя», с целью воспитания у детей патриотизма, любви к русской народной культуре.

В ходе проекта были проведены цикл тематических музыкальных мероприятий: «Моя Родина – моя Россия», «Богатыри земли русской», фольклорный праздник «Народные гуляния».

Родители семейного клуба, работники культуры, поделились опытом в передаче из поколения в поколение – музыкальной культуры, фольклорных песен, звучания народных инструментов.

В рамках проведения музыкально-литературной патриотической гостиной «Не забудем их подвиг великий", дети, педагоги и родители совместно исполнили гимн, военные песни, прочли стихотворения, приняли участие во флешмобе «Россия в сердце».

Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно-культурное пространство дошкольного учреждения и семьи, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.

Опыт проектной деятельности показал – позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.

Список литературы

  1. Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9 – 2009.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников ЦГЛ 2005 г.
  3. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ Волгоград 2007.
  4. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. – 2006. – № 7.
  5. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  6. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  7. Дыбина Н. Знакомим дошкольников с родным городом. Москва 1999 г.
  8. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. – № 3.
  9. Кондрыкинской Л. С чего начинается Родина? Москва 200.
  10. Князева О.Л. Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры 2004 г.
  11. Новицкая М. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва 2003 г.

Поделиться

226

Матчина Ю. А. Проектная деятельность как одна из эффективных форм взаимодействия детского сада с родителями // Актуальные исследования. 2024. №41 (223). Ч.II.С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/10210-proektnaya-deyatelnost-kak-odna-iz-effektivnyh-form-vzaimodejstviya-detskogo-sada-s-roditelyami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря