Фемининность и маскулинность являются характеристиками и образцами, формирующими гендерную идентичность. Гендерная идентичность – это базовая структура социальной идентичности, которая характеризует индивида с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует [1]. Гендерная идентичность есть осознание человеком своего внутреннего психологического пола (кем себя ощущает человек вне зависимости от биологического пола и своих анатомо-физиологических особенностей), тесно связана с базисным ощущением маскулинности и феминности, имеет личностный компонент, зависит от социокультурной ситуации развития личности и способна менять свою направленность и содержание [2].
Для понимания различий между биологическими и культурными аспектами пола важное значение имеют категории «фемининность» и «маскулинность». В области современных социальных наук существуют разные концепции маскулинности и фемининности: биологическая, психоаналитическая, социально-конструктивистская, посмодернистская. Первые две условно относятся к эссенциалистским, ибо рассматривают эти категории как производные от биологической разницы между мужчинами и женщинами. Две остальные условно называют конструктивистскими, ибо рассматривают эти категории как общественный конструкт, происходящий из гендерной идеологии общества и сформированный под влиянием традиционных взглядов на мужскую и женскую роль.
Ш. Берд определяет маскулинность как «социально сконструированные ожидания, касающиеся поведения, представлений, переживаний, стиля социального взаимодействия, соответствующего мужчинам, представленные в определенной культуре в определенное время». К типично для маскулинных черт традиционно относят независимость, самостоятельность, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, уверенность в себе, самоуважение и др.
Фемининность – характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе также под этим понятием, принято понимать набор телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих женщину от мужчины. Традиционно считалось, что женщинам присущи пассивность, отзывчивость, мягкость, заботливость, эмоциональность, уступчивость, чувствительность, нежность, застенчивость, способность к сопереживанию и др. [3, с. 5-33; 4, с. 47-49].
Рассмотрим понятия «маскулинность и «фемининность» подробнее.
Маскулинность и фемининность определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других. Как справедливо отмечает Т. В. Бендас, понятия «маскулинность» и «феминность» можно определить следующим образом. Маскулинность – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. д. Феминность – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. д. [8]. Маскулинность и феминность – генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов. Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности. Так, Р. Коннел, австралийский социолог, один из исследователей маскулинности, сделал вывод о разграничении разных типов маскулинности, имеющих место в реальности, и определении среди них стереотипа гегемонной маскулинности (hegemonic masculinity). Согласно теории гегемонной маскулинности, хотя в любом мужском сообществе существует не один, а несколько типов маскулинности, на вершине этой иерархии обычно стоит тип личности, для которой характерны утверждение мужской власти над женщинами и подчиненными мужчинами, культ физической силы, склонность к насилию, эмоциональная невыразительность и высокая соревновательность [5, с. 251-279]. И. С. Кон в определении понятий «маскулинность» и «феминность» показывает многомерность данных понятий, выделяя три их значения. Маскулинность и фемининность как описательные категории – совокупность поведенческих и психических характеристик, объективно присущих мужчинам и женщинам. Маскулинность или фемининность как нормативные (предписывающие) категории, – совокупности идеальных, желательных образов того, какими должны быть мужчины и женщины. Маскулинность/феминность как атрибутивные (приписывающие) категории, мужчины и женщины в социальных представлениях людей [6]. Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику мужской группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность – это то, что вкупе с анатомией создает мужскую гендерную роль. Фемининность (феминность, женственность) – характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же «социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине». С точки зрения Хасановой С. А. понятие «маскулинность» определяется в большей степени социальными ролями, которые исполняет мужчина, а «феминность» связывается с внутренними, индивидуально-личностными чертами и внешностью (привлекательность), те есть, женщина всегда должна оставаться женственной и красивой [7, с. 1411-1415; 9, с. 435-438].
Маскулинность и феминность могут как совпадать, так и не совпадать с биологической идентичностью мужчин и женщин. Для гендерной идентичности решающее значение имеют выполняемые мужчинами и женщинами социальные роли, что свидетельствует о самостоятельном характере гендера как социального пола. Образцы маскулинности и феминности могут в ряде ситуаций сильно отличаться от традиционных эталонов мужественности и женственности, считает И. И. Булычев. Основной методологический принцип взаимосвязи маскулинности и феминности выражается во взаимодополнении. Рассматривая гендерную картину мира, исследователь связывает понятия маскулинности и феминности с биологическими детерминантами, а именно с наличием в мужской конституции женских генов, а в женской – мужских. Эти наследственные особенности отражаются на поведении мужчин и женщин, что приводит к появлению мужчин с женскими чертами характера и женщин – с мужскими [12, с. 3].
Формы поведения усваиваются в процессе социализации. Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и феминного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты. Эти идеи были заложены в полоролевом подходе, сформулированном в контексте теории структурного функционализма Т. Парсонсом и Р. Бейлсом [11, с. 1-19].
Также отметим, что исследователь направления С. Ильиных выделяет типы маскулинности– гегемонную и естественную маскулинности. Гегемонная маскулинность – это жизнь в соответствии с мужским хабитусом лидерства, власти, первенства. Естественная маскулинность – это жизнь в соответствии с мужским хабитусом, в котором имеет место снятие разного рода ограничений, накладываемых гегемонной маскулинностью (право на эмоциональность, признание за мужчиной права быть неуверенным, обеспокоенным будущим, и возможность иного отношения к семье, к детям).
С. Ильиных выделяет несколько типов фемининности. Нормативная фемининность соответствует женскому хабитусу с ориентацией на традиционно закрепившиеся в общественном сознании женские ценности (ценности семьи и материнства). Другим типом можно назвать инфантильную фемининность. В этом типе женщины поведенчески берут инициативу в свои руки, пытаются занимать активную лидерскую позицию и быть самодостаточными, а ценности семьи и материнства совсем не занимают у них ведущего положения. Еще одним типом можно считать инверсионную фемининность. Фактически женщины с этим типом фемининности обладают чрезмерной маскулинизацией. Во-первых, инверсионная фемининность – это жизнь в соответствии с хабитусом уверенности в себе, большей степени личностной автономности, независимости во взглядах и поведении, низкой конформности. Во-вторых, трансформации сопровождаются появлением авторитарных черт характера, дефицитом эмоционального сочувствия, близости. В-третьих, к числу проблемных сторон этого типа феминности относятся сложные отношения с мужчинами и детьми. Молодые женщины вообще предпочитают избегать семьи, мужчин, материнства. Итак, инверсионная феминность – это жизнь в соответствии с хабитусом независимости, целеустремленности, неконформности, уверенности в себе, деловитости, трудоголизма, профессионализма, гордости, амбициозности, агрессивности, соревновательности, в том числе с мужчинами. Другим типом феминности, также является деформированная фемининность (алкоголизм, наркомания, отказ от своих родившихся детей и другими деструктивные паттерны действия). И, наконец, можно выделить такой тип, как андрогинная фемининность (высокий уровень сочетания и «женского», и «мужского»). Они могут выражать разные эмоции: и те, что «приличны» для нормативной феминности (плакать, проявлять сентиментальность, бояться и т. п.), и те, что «приличны» для инверсионной феминности (гневаться, быть вспыльчивой и т. д.). Они отдают предпочтение таким качествам, как уравновешенность и рассудительность. Женщины в нормативным типом феминности – наиболее гармоничные и хотя потенциально находятся в зависимости от мужчины, но зависимость эта скорее положительная (имеет естественную природу) [10, с. 131-144].
В заключение, отметим, на формирование и развитие фемининности и маскулинности в человеке влияют культурно-традиционные и социальные факторы, а именно окружение, агенты социализации той или иной персоны.