Главная
АИ #41 (223)
Статьи журнала АИ #41 (223)
Гендерные стереотипы в обществе

Гендерные стереотипы в обществе

Рубрика

Психология

Ключевые слова

гендер
гендерный
стереотип
гендерные стереотипы
психология полов
общество

Аннотация статьи

В статье проанализированы гендерные стереотипы в современном обществе. Раскрыто понятие «гендерные стереотипы», определены их функции.

Текст статьи

Гендерные стереотипы окружают нас с вами каждый день и повсюду. Так, например, существует всем известный стереотип, что мечта каждой девушки–создать семью и быть хранительницей очага. На деле же далеко не каждая представительница прекрасного пола (к слову, очень специфическое выражение, чем мужчины не прекрасный пол?) с детства только и думают о семье, многие хотят построить стабильную карьеру и достичь успехов там, а уже потом создавать свою ячейку общества. Более того, многие девушки не хотят детей, поощрять это или ругать, решать каждому, однако факт присутствует. Следующий стереотип–мальчики сильнее девочек в точных науках. Тестирования давно показали, что способности обоих полов равны. Да и все мы знаем примеры мальчишек, который не всегда могли умножить 7 на 8 в голове. И истории, где одноклассница помогала решать примеры своему соседу по парте. Популярный стереотип–мужчины лучше водят автомобили, а по статистическим данным, мужчины гораздо чаще женщин попадают в ДТП и становятся их виновниками.

Приведем данные за текущий 2024 год, который близится к завершению. Всего за текущий год на дорогах страны произошло 67 838 аварий. Среди всех ДТП, в которых водитель признан виновным 84,7% ДТП произошло по вине мужчин и 15,3% по вине женщин. В 2023 г виновниками аварий были 83% мужчин в России (данные ГИБДД 2023-2024 гг.).

Разберем понятийный аппарат данной темы.

Гендерные стереотипы определяются лингвистами как прочно закрепленные в коллективном сознании «культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке» Стереотипизация является наиболее распространенным и «эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей».

Понятие «стереотип» было впервые использовано социологом У. Липпманом в начале XX века. Он определил стереотипы как «образы в нашем сознании (the pictures in our heads)», спасающие человека от сложности окружающего мира. По мнению ученого, стереотипы ‒ это предвзятые мнения, которые «управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное ‒ как абсолютно чужое» По У. Липпману, из-за неточности и неполноты информации стереотип носит ярко выраженный негативный оттенок и обладает следующими характеристиками: устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, оценочностью, экономичностью, традиционностью, гипертрофированностью (тенденциозностью). Все новое человек воспринимает через призму культурных стереотипов, которые формируются на базе ограниченного опыта.

Само слово стереотип было заимствовано из типографского дела, где оно обозначало «копию типографского набора, нанесённую на металлическую пластину, употребляемую для печатания изданий большим тиражом» Стереотип как некая схема (клише)помогает человеку воспринимать и оценивать информацию автоматически, не задумываясь, выполняет функцию обобщения различных явлений, предметов и событий.

Положительной стороной стереотипов является обобщение прошлого опыта людей и освобождение человека от принятия им индивидуальных решений при типовых ситуациях, поскольку люди не всегда способны самостоятельно реагировать на все ситуации и полагаются на стереотипы при недостатке времени и опыта.

Используя индивидуальные характеристики мужчин и женщин, ученые рассматривают полоролевые стереотипы как «…схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин» По определению американского психолога Р. Унгер: «Гендерные стереотипы – это социально конструируемые категории «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость» [1, 2].

Современная наука также различает понятие биологического и социального пола (гендера). Первоначально пол трактуется как набор анатомических и физиологических особенностей, на основе которых люди делятся на мужчин и женщин, т. е. это совокупность биологических характеристик человека. А гендер (социальный пол) определяется как социокультурный феномен, означающий, что значит быть мужчиной или женщиной в обществе; это различие в мужских и женских ролях, эмоциональных характеристиках, нормах поведения.

Гендерные стереотипы выполняют следующие функции:

  1. Объяснительная. Функция применяется для интерпретирования поведенческих реакций мужчин и женщин на основании распространенных в социуме гендерных стереотипов о характеристиках маскулинности и феминности.
  2. Регулятивная. Эта функция приписывает определенное поведение мужчина или женщинам и связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. Таким образом, стереотипно приписываемые качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными регуляторами поведения.
  3. Дифференцирующая. Данная функция является общей функцией всех социальных стереотипов. С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин – как низкостатусную группу.
  4. Ретрансляционная. Эта функция выражается в наборе ожиданий со стороны общества к представителю определенного пола: каким он должен быть и что обязан делать для соответствия представлениям и нормативам своего пола.
  5. Защитная (или оправдательная) функция. Гендерные стереотипы, выполняющие эту функцию, оправдывают существующую в обществе дискриминацию по половому признаку, сохраняя неизменным положение вещей, существующих на данный момент.

В заключение выделим три основные группы гендерных стереотипов:

  1. Стереотипы мужественности и женственности, маскулинности и феминности или же стереотипы качеств. Гендерные стереотипы, относящиеся к этой группе, характеризуют женщин и мужчин посредством определенного набора личностных и психолого-социальных качеств. Так, мужчина олицетворяет творческое начало, он активен, а женщина – репродуктивное, она пассивна, зависима, эмоциональна, обладает конформным мышлением.
  2. Стереотипы ролей. Половые роли как существующие в обществе стереотипы поведения существуют в виде представлений и ожиданий, которым каждый человек должен соответствовать, чтобы быть понятым и принятым. Гендерные стереотипы данной группы связаны с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам – профессиональные.
  3. Стереотипы видов деятельности. Данная группа гендерных стереотипов отражает социальные предписания к представителям определенного пола, касаемо занятий и профессиональной деятельности. Согласно концепции «естественной взаимодополнительности полов» [3], выдвинутой Т. Парсонсом и Р. Блейзом, существует естественная дифференциация мужских и женских ролей в семье и обществе. Удел женщин – дополнительный обслуживающий характер (экспрессивная сфера социальной жизни), а область деятельности мужчин – творческий, созидательный, руководящий труд [4, с. 199-206].

Таким образом, гендерные стереотипы можно отнести, как и к положительным, так и к негативным явлениям общества, в частности они служат социализирующим фактором и одновременно барьером самовыражения.

Список литературы

  1. Унгер Р.О Редефиниции понятий пол и гендер: монография / Р. Унгер. – М.: ACT, 2003. – 197 с.
  2. Зиновьева Е.С. Языковые механизмы конструирования маскулинности и феминности в дискурсе глянцевых журналов (на материале английского и русского языков): специальность 10.02.19 «Теория языка»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Е.С. Зиновьева. – Ярославль, 2018. – 24 с.
  3. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон – М.: Время. – 2009. – 496 с.
  4. Романова М.Г. Гендерные стереотипы как вид социальных стереотипов / М.Г. Романова // XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16–18 марта 2017 г., Екатеринбург. – Екатеринбург: УрФУ, 2017. – С. 199-206.

Поделиться

254

Сидорчук И. В. Гендерные стереотипы в обществе // Актуальные исследования. 2024. №41 (223). Ч.II.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/10215-gendernye-stereotipy-v-obshestve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря