Главная
АИ #41 (223)
Статьи журнала АИ #41 (223)
Цифровые финансовые активы в Российском законодательстве

Цифровые финансовые активы в Российском законодательстве

Научный руководитель

Пушкарёв Игорь Петрович

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

цифровые финансовые активы
цифровая валюта
майнинг
иностранные цифровые права

Аннотация статьи

В статье рассматривается регулирование цифровых финансовых активов (ЦФА) в России в контексте развития цифровых технологий. Основной целью исследования является оценка влияния Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 259-ФЗ от 31 июля 2020 года на правовую базу ЦФА и анализ введенных изменений, касающихся майнинга и взаимодействия с иностранными цифровыми правами. Методология включает изучение актуальных законодательных актов и анализ мнений экспертов по вопросам цифровизации. Результаты показывают, что новые нормы закона способствуют улучшению правовой среды для ЦФА, обеспечивают защиту прав участников и стимулируют инновации в экономике, что особенно важно в условиях стремительного цифрового развития.

Текст статьи

С развитием цифровых технологий и информатизации мировой экономики возникла необходимость в более четком регулировании нового класса активов – цифровых финансовых активов (далее – ЦФА). В России этот вопрос был взят на контроль с принятием Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 259-ФЗ от 31 июля 2020 года (далее – ФЗ № 259-ФЗ), который определяет основные аспекты выпуска, учета и обращения ЦФА, а также правила функционирования операторов информационных систем и майнинговой инфраструктуры.

Так под «Российскими ЦФА» следует понимать цифровые права, которые могут включать денежные требования, права на участие в капитале непубличных акционерных обществ, а также право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Они не могут существовать вне информационных систем, основанных на технологии распределенного реестра, что обеспечивает их учет и обращение исключительно в цифровом формате.

ФЗ № 259-ФЗ также вводит понятие цифровой валюты, которая представляет собой совокупность электронных данных, способных к использованию в качестве средства платежа или инвестиционного инструмента. Важно отметить, что цифровая валюта не является денежной единицей, как российского, так и иностранного государства. По сути, она выступает в роли альтернативного метода расчетов и активов в цифровом пространстве. Также следует отметить, что цифровая валюта является составной частью ЦФА.

С 1 сентября 2024 года в ФЗ № 259-ФЗ начали действовать изменения, значительно расширяющие нормативную правовую базу. Так был введен термин майнинг цифровой валюты под которым следует понимать деятельность, связанную с проведением математических вычислений с использованием технических и программных средств для внесения записей в информационные системы. Важным аспектом в данном случае является создание майнинг-пулов, которые представляют собой объединение мощностей различных участников для оптимизации процессов майнинга и распределения вознаграждений.

Помимо этого, ключевую роль в экосистеме ЦФА играет майнинговая инфраструктура, включающая объекты для размещения необходимого оборудования в сочетании с инженерно-техническим обеспечением. Операторы майнинговой инфраструктуры предоставляют услуги по организации и поддержанию работы таких систем, что делает возможным эффективное сканирование блокчейнов и подтверждение транзакций.

Все это начинает сближать «Российские ЦФА» и иностранные цифровые права, под которыми в ФЗ № 259-ФЗ понимаются обязательственные и иные права, выпуск, учет и обращение которых осуществляются в информационной системе, организованной не в соответствии с российским правом, за исключением иностранных ценных бумаг, относящихся в соответствии с личным законом лица, обязанного по ним, к ценным бумагам.

Если ранее до вступивших изменений на российском уровне взаимодействие с иностранными операторами как писали Т. Э. Рождественская и А. А. Ситник: «оставалось затруднительным, так как для получения информации часто требуется судебное решение. Основаниями для предоставления российскими операторами информации о цифровых активах могут быть судебные акты, исполнительные документы, запросы от компетентных органов или требования конкурсного управляющего» [1, с. 92].

То теперь как указывалось ранее, по нашему мнению, происходит некое принятие иностранных цифровых прав в том виде, в котором их регулируют в других государствах. Что должно расширить имеющиеся механизмы на практике и упростить взаимодействие между различными участниками цифровых отношений.

Согласно ФЗ № 259, обращение цифровых финансовых активов подлежит строгому регулированию. Например, выпуск, учет и обращения эмиссионных ценных бумаг, связанные с ЦФА, подчиняются также и правилам, установленным законом о рынке ценных бумаг. Это обеспечивает необходимый правовой порядок и защиту прав инвесторов.

Интересным аспектом является положение об иностранном номинальном держателе цифровых финансовых активов, который регулирует учет и переход прав на эти активы в соответствии с личным законодательством. Это создает рамки для международных инвестиций и упрощает механизм работы с ЦФА для зарубежных участников отношений.

С учетом новых поправок, действующих с 1 сентября 2024 года, можно предположить, что в эпоху цифровизации в России продолжат развивать законодательство о ЦФА. Уже после внесения поправок в процессе адаптации к новым условиям и требованиям, как операторы информационных систем, так и участники рынка применяя новые нормы покажут, насколько оправдан новый экспериментальный режим, а также специфические особенности, прописанные в законе, которые, по нашему мнению, постепенно сводят ЦФА и криптовалюты в одно целое.

Таким образом регулирование цифровых финансовых активов представляет собой важный шаг в процессе цифровизации Российского законодательства, обеспечению защиты прав участников отношений и стимуляции инноваций. Развитие правовой базы позволяет создать более прозрачные условия для функционирования цифровых активов, что является одной из главных целей законодателя, так как в эпоху цифровых прав важно чтобы принимаемые законы успевали за тенденцией роста возникновения новых отношений, без регулирования которых могут создаваться проблемы, связанные с недостаточной правовой базой.

Список литературы

  1. Рождественская Т.Э., Ситник А. Блокчейн в платежных системах, цифровые финансовые активы и цифровые валюты. Москва: Норма, Инфра-М, 2022. 128 с.

Поделиться

337

Машкин Д. А. Цифровые финансовые активы в Российском законодательстве // Актуальные исследования. 2024. №41 (223). Ч.II.С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/10217-cifrovye-finansovye-aktivy-v-rossijskom-zakonodatelstve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря