Анализ динамики развития сети спортивных сооружений страны свидетельствует о наличии ряда позитивных тенденций, это в первую очередь стабильное увеличение общей численности спортивных сооружений (на 22,87% за последние десять лет), численности дворцов спорта и бассейнов (соответственно на 66,4% и 57,4% за десять лет) (таблица 1) [1, 3, 9].
Таблица 1
Показатели развития сети спортивных сооружений
№ п/п |
Сооружения |
2009 г |
2014 г |
Прирост за 5 лет |
2019 г |
Прирост за 5 лет |
Прирост за 10 лет |
1. |
Стадионы с трибунами на 1500 и более мест |
2097 |
1597 |
-23,84 |
1807 |
13,15 |
13,83 |
2. |
Спортивные залы |
108365 |
123200 |
13,69 |
140650 |
14,16 |
29,79 |
3. |
Площадь спортивных залов |
- |
- |
- |
20102368 |
- |
- |
4. |
Дворцы спорта |
289 |
424 |
46,71 |
481 |
13,44 |
66,44 |
5. |
Манежи |
260 |
307 |
18,08 |
353 |
14,98 |
35,77 |
6. |
Велотреки |
- |
28 |
- |
39 |
39,29 |
- |
7. |
Бассейны |
3033 |
3762 |
24,04 |
4774 |
26,90 |
57,40 |
8. |
Лыжные базы |
3339 |
3042 |
8,89 |
2941 |
-3,32 |
- 11,92 |
9. |
Биатлонные комплексы |
35 |
37 |
5,71 |
46 |
24,32 |
31,43 |
10. |
Сооружения для стрелковых видов спорта |
9267 |
8098 |
- 12,61 |
6987 |
- 13,72 |
- 24,60 |
11. |
Гребные базы |
103 |
117 |
13,59 |
117 |
0,00 |
13,59 |
12. |
Другие сооружения |
30278 |
28688 |
5,25 |
37680 |
31,34 |
24,45 |
|
Всего |
216434 |
238000 |
9,96 |
265942 |
11,74 |
22,87 |
Доля физкультурно-спортивных сооружений, имущество которых находится в государственной собственности, составляет 93,9% (на 31.12.2019 г.). Десять лет назад в 2009 году этот показатель составлял 94,4%. В структуре государственных сооружений преобладают сооружения муниципальной собственности (85,0%) (таблица 2) [2, 4, 5].
Таблица 2
Структура принадлежности государственных спортивных сооружений
Спортивные сооружения государственной собственности, ед. |
На 31.12.2009 г. |
На 31.12.2019 г. |
Прирост |
Всего, |
204328/100% |
249746/100% |
45418/22,2% |
В том числе: |
|
|
|
Федеральной собственности |
14905/7,3% |
11903/4,8% |
- 3002/20,1% |
Субъектов РФ |
15263/7,5% |
25574/10,2 % |
10311/67,5% |
Муниципальной собственности |
174160/85,2% |
212269/85,0% |
38109/21,9% |
В соответствии с социальными нормами и нормативами по физической культуре и спорту обеспеченность населения РФ спортивными залами составляет 40,4%; плавательными бассейнами – 10,4%; плоскостными сооружениями – 68,8%. В целом обеспеченность населения спортивными и физкультурно-оздоровительными сооружениями составляет 25,9%.
Анкетный опрос 150 руководителей федеральных и региональных исполнительных органов власти в сфере физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, всероссийских спортивных федераций по видам спорта, общественных физкультурно-спортивных организаций, руководителей вузов и НИИ, подчиненных Минспорту России показал, что наиболее важным, для улучшения развития физической культуры и спорта является увеличение количества спортивных сооружений и улучшение их работы (за десять лет с 2009 до 2019) года этот показатель вырос с 39% до 60%). Эффективность использования спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом 46% респондентов оценили как «средняя» и 11% – как «низкая».
В качестве причин, сдерживающих работу спортивных сооружений по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг 49% респондентов указали на отсутствие средств на оплату занятий у желающих заниматься, 38% – на недостаточное финансирование спортивных сооружений, 35% респондентов отметили недостаток оборудования и спортивного инвентаря для занятий спортом и 25% указали на недостаточный набор (ассортимент) физкультурно-спортивных услуг.
Высокая стоимость эксплуатации объектов спорта является одним из важнейших вопросов. Анализ опыта уже созданных объектов спорта делают актуальными повышение их социально-экономической эффективности при эксплуатации [3, 4].
Наличие развитой и доступной инфраструктуры является основой развития массового спорта, следовательно, формирования физического здоровья нации и роста качества жизни населения. Поддержка, модернизация и расширение такой инфраструктуры является одной из первоочередных задач развития сферы физической культуры и спорта в России [6, 8].
В настоящий период актуальными становятся вопросы определения роли учреждений и предприятий различных форм собственности, в том числе акционерных обществ, в реализации задач, развития массового спорта, в первую очередь детского и студенческого, повышение качества жизни населения, развитие ценностей здорового образа жизни, а также повышение престижа России на международной арене путем развития спорта высших достижений. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в стране невозможно без государственной и административной поддержки и без инициативы частного капитала. Это партнерство должно обеспечивать синергетический эффект взаимодействия в целях повышения массовости ценностей спорта и здорового образа жизни, что является основным фактором повышения качества жизни россиян.
Таким образом, необходим комплексный подход к развитию спортивной инфраструктуры, реализуемый в конструктивном взаимодействии государства и бизнеса [3, 6, 8].
При этом, наиболее важные проблемы эксплуатации спортивных сооружений в современных условиях следующие:
Фактически отсутствует система массово реализуемых форм сотрудничества государства и частного капитала по развитию спортивной инфраструктуры [2, 5, 3, 4].
Большинство спортивных объектов, находящихся в настоящее время в государственной собственности, являются бюджетными учреждениями. Многие из них построены еще в советское время, и сейчас как сами здания, так и оборудование подверглось значительному износу. Государство обеспечивает поддержку таких учреждений на минимально необходимом уровне – производится капитальный ремонт, выделяются средства на закупку оборудования, – но этого недостаточно для серьезной модернизации и соответствия текущему уровню развития спортивной индустрии.
В стране также существует немало спортивных предприятий со смешенной формой собственности (включающих в себя государственный и частный капитал). Многие из них возникли путем акционирования бывших государственных хозрасчетных спортивных сооружений. В настоящее время государство недостаточно поддерживает их в выполнении важнейших социальных функций: формирование здорового образа жизни населения, привлечении к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе социально уязвимых слоев населения.
Частный капитал неохотно участвует в проектах развития инфраструктуры, особенно для малообеспеченных групп населения. Деятельность коммерческих организаций в основном ориентирована на обеспечение потребностей в занятиях спортом высокодоходных категорий граждан, а социально значимые программы финансируются недостаточно.
Действующая нормативно-правовая база, в частности, налоговое законодательство, не соответствует потребностям развития спортивной инфраструктуры. Налоговое бремя на предприятия инфраструктуры физической культуры и спорта с каждым годом возрастает. Ряд спортивных сооружений смешанной формы собственности направляют до трети своих доходов на уплату налогов. Кроме того, несовершенство налогового законодательства стимулирует использование теневых схем оказания коммерческих услуг, и полученные средства учреждения не могут инвестировать в дальнейшее развитие спортивного сооружения [4, 7, 8].
Для многих учреждений спортивной отрасли разных форм собственности характерна низкая эффективность управления, как в экономическом, так и в организационном плане. Это приводит, в частности, к нерациональному распределению загрузки спортивных объектов. В результате сооружения какое-то время простаивают, в другое же время часть населения не может заниматься спортом в комфортных условиях из-за большого наплыва желающих. На уровне города, области, страны неэффективность управления спортивной инфраструктурой не может не отражаться на качестве жизни населения, а также снижает возможности спорта высших достижений - фактора, непосредственно влияющего на имидж России в мировом сообществе.
Высокая стоимость строительства, оборудования и содержания объектов спорта требует формирования системы мер по повышению эффективности использования уже существующих спортивных сооружений [3, 7, 10]. К таким мерам можно отнести:
- анализа текущей ситуации развития спортивной инфраструктуры: паспортизация и инвентаризация спортивных объектов различных форм собственности и хозяйствования в целях обеспечения максимально эффективного использования спортивных сооружений;
- совершенствования нормативно-правовой базы сферы физической культуры и спорта. Обеспечение равных условий хозяйствования спортивным сооружениям различных организационно-правовых форм;
- формирование системы мер по стимулированию руководства государственных и муниципальных спортивных сооружений к улучшению качества и расширению перечня услуг, оказываемых на платной (коммерческой) и льготной основе;
- предоставления льгот для осуществления социально значимых проектов в области физической культуры и спорта, реализуемых с участием частного капитала. Необходимо создание условий для значительного повышения инвестиционной привлекательности программ развития спортивной инфраструктуры;
- формирования системы межведомственного взаимодействия и выделение единого органа, осуществляющего централизованный государственный заказ на спортивно-оздоровительные услуги для льготных категорий населения. Частные коммерческие спортивные сооружения готовы предоставлять свои услуги «бюджетным» спортивным организациям, в том числе спортивным и образовательным школам, если будут соблюдаться, в том числе и экономические интересы таких предприятий. Частное спортивное сооружение должно заключать договоры напрямую со Спорткомитетом региона и получать именно от него государственный заказ на оказание конкретной школе конкретных видов льготных услуг. Это сократит время движения денег от государства к производителю услуг, поставит их движение под контроль, реализует единую политику ценообразования на спортивные услуги.
Данные меры будут способствовать распространению практики государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта, снижению расходов государства на поддержание и развитие спортивной инфраструктуры, повышению доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для населения.