Главная
АИ #41 (223)
Статьи журнала АИ #41 (223)
Энергетическая дипломатия Нового Узбекистана: о новых подходах в условиях меняющ...

Энергетическая дипломатия Нового Узбекистана: о новых подходах в условиях меняющихся геополитических реалий

Рубрика

Политология

Ключевые слова

геополитика
мировая политика
энергетическая дипломатия
энергетическая безопасность
климатический менеджмент
зеленая экономика

Аннотация статьи

В статье рассматривается актуальность и значимость исследования энергетической дипломатии как важной составляющей международных отношений. Автор подчёркивает возрастающую роль энергетики в глобальной экономической системе и её влияние на взаимодействие между государствами.

Текст статьи

Актуальность темы исследования определяется, во-первых, возрастающим значением энергетической дипломатии для разрешения современных проблем, возникающих в сфере международного сотрудничества, во-вторых, значимостью изучения проблем энергетической дипломатии с точки зрения достижений целого ряда наук.

После распада СССР и новых геополитических реалий энергетика еще больше стала одним из фундаментальных оснований глобальной экономической системы. Сегодня межгосударственные связи, основанные на энергетической безопасности, являются главной осью взаимодействия региональных субъектов Центральной Азии. Выделение энергетической дипломатии независимого Узбекистана в отдельную отрасль вызвано решением новых внутриполитических вопросов.

Несмотря на невысокий уровень экспорта газа, Узбекистан обладает выгодным геостратегическим расположением, и возможностью развития взаимополезного сотрудничества с Россией, КНР, другими странами для продвижения собственных национальных интересов. Узбекистан достаточно хорошо приспособлен к использованию своих нефтегазовых ресурсов и возможностей таким образом, чтобы занять положение, соответствующее его подлинному потенциалу, и играть важную роль в международном сообществе. При этом особенно выгодным представляется партнерство с Россией.

К сожалению, введение антироссийских санкций и прекращение полнокровного взаимодействия с рядом стран приводят к тому, что реализация зарубежных проектов, которые осуществлялись Россией до кризисных событий, своеобразно продолжается в настоящее время и приобретает всё большую актуальность. Очевидно, что Узбекистан представляет значительный интерес для России, что проявилось, например, в разработке планов строительства АЭС. Пока неапробированная бизнес-модель, отношение общественности с обеих сторон, не смогли нивелировать достоинства проектов ядерных электростанций, преимущества которых распространяются на политическую, экономическую, социальную сферы.

В то же время Узбекистан столкнулся с возможностью расширения своего влияния в регионе за счет надлежащего использования собственного географического положения. Стратегическое решение состоит в том, диверсифицировать поставки природного газа. Однако, помимо открывшейся возможности, Узбекистан зачастую сталкивается с угрозой нехватки газовых ресурсов для реализации собственных интересов. Вот почему постоянная корреляция энергетической политики страны – это не выбор, а бесспорная необходимость.

Трудно не согласиться с утверждением, что «уровень и степень значимой роли, которую страна играет в текущих мировых делах, а также в содействии формированию будущей международной системы, напрямую коррелируют с уровнем и степенью защищенности, которую она могла бы обеспечить для себя» [1, с. 226-241].

Энергетическая дипломатия производна от классической модели дипломатии. В сложившихся условиях необходимо сформулировать понятие энергетической дипломатии, выделить ее особенности и определить события, послужившие точкой отсчета для развития энергетической дипломатии в современном ее понимании.

Как известно, существуют разные определения энергетической дипломатии. Среди них – «связанная с правительством внешняя деятельность, направленная на обеспечение энергетической безопасности страны, а также на продвижение возможностей для бизнеса, связанных с энергетическим сектором» [2, с. 113-115]; «совокупность стратегий и методов, используемых многими странами для совместной работы на международном уровне для достижения как минимум двух основных целей: достижение задач энергетического комплекса и повышение как внутренней, так и глобальной безопасности» [3, с. 43-48]; «сложная, системно организованная и институционально оформленная внешнеполитическую деятельность современного государства» [4, с. 66-71]; «набор планов и стратегий отдельных стран, которые направлены на достижение посредством международного взаимодействия, по крайней мере двух основных целей: обеспечение потребностей энергетического сектора и укрепление национальной и международной безопасности соответствующей страны» [5, с. 226-241]; «использование энергетических ресурсов и инфраструктуры в качестве инструментов взаимодействия» [6, с. 303-304]; «комплекс действий, осуществляемых государствами, международными объединениями, транснациональными корпорациями с целью мирного разрешения вопросов по поводу добычи, экспорта, импорта и транзита топливно-энергетических ресурсов» [7, с. 183-188]; «практическая деятельность высшего руководства страны, внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств, осуществляемая в тесном взаимодействии с национальными компаниями топливно-энергетического комплекса (ТЭК), по проведению внешней энергетической политики, направленной на обеспечение энергетической безопасности страны, защиту и отстаивание национальных интересов страны в области добычи, производства, транспортировки, потребления и сбыта энергоресурсов» [8]; ряд др.

Энергетическая дипломатия, как справедливо отмечает один из авторов, выступает новым функциональным направлением дипломатической деятельности. Она имеет единую сущность с классической дипломатией (служить средством осуществления внешней политики в соответствии с международным правом) и одновременно характеризуется рядом производных от энергетического сектора и энергетического права особенностей (специальная направленность на реализацию целей и задач внешней энергетической политики государства, участие в ней энергетических ведомств и подключение энергетических компаний, применяемые методы) [9, с. 57-79].

Энергетическая дипломатия Узбекистана вбирает в себя широкий круг вопросов, включая энергоснабжение, доступ к источникам энергии, транспортировку и обеспечение безопасности энергетики. Необходимо также учитывать роль международных организаций в области энергетической дипломатии.

В настоящее время Узбекистаном, помимо традиционных технологий, активно начинают использоваться специальные технологии энергетической дипломатии, к которым авторы относят: развитие корпоративной дипломатии; создание и укрепление позиций банковской сферы; развитие инвестиционно-технологического сотрудничества, связанного с внедрением в энергетическую отрасль производства передовых технологий. Кроме того, особое место занимает использование дипломатии политических лидеров.

Поскольку глобальная энергетическая система переживает переход от почти полной зависимости от ископаемого топлива к большей зависимости от чистых и возобновляемых источников энергии, Узбекистан также переживает этот процесс, и этот переход к низкоуглеродной энергетике коренным образом изменяет отношения между производителями и потребителями энергии. 

После подписания в 2015 г. Парижского соглашения по климату предпринимаются усилия по форсированию процессов низкоуглеродной трансформации мировой экономики и темпов глобального энергетического перехода, для чего используются механизмы ответственного инвестирования, углеродного регулирования, управления выбросами парниковых газов (климатический менеджмент); используется многообразие социально значимых интерпретаций происходящих климатических изменений [10, с. 91-106].

Конечно, существуют трудности, препятствующие успешному функционированию энергетической дипломатии Узбекистан в субрегионе. Понятно, что имеется нераскрытый потенциал энергетической дипломатии республики на субрегиональном уровне. Важно учитывать прогнозы относительно будущих возможных сценариев развития энергетической дипломатии страны в условиях внутренних реформ и субрегиональных трансформаций.

Реформы в энергетическом секторе, который является одним из основных секторов узбекской экономики, в настоящее время достигаются за счет соответствующей и правильно проводимой дипломатии страны. Это приводит к тому, что топливно-энергетический комплекс нашей страны добивается большого прогресса и становится одной из ведущих отраслей.

Новый Узбекистан – вполне солидная энергетическая страна, хорошо подходящая для осуществления динамичной, многосторонней энергетической дипломатии. Страна также хорошо подходит для использования своих нефтегазовых ресурсов и возможностей таким образом, чтобы обеспечить себе соответствующее место, соизмеримое с его истинным потенциалом, и играть значимую роль в Центральной Азии.

Список литературы

  1. Мостаджеран Г.М., Габдуллин Р.Р., Роженко А.С. Исламская Республика Иран в контексте эффективного осуществления энергетической дипломатии // Россия и современный мир. – 2023. – № 3(120). – С. 226-241.
  2. Мовламова А.Д. Энергетическая дипломатия во времена энергетического перехода // Молодой ученый. – 2023. – № 41 (488). – С. 113-115.
  3. Гортани М.М., Габдуллин Р., Роженко А.С. Современная энергетическая дипломатия как ключ к реализации стратегических интересов Исламской Республики Иран // Информационные войны. – 2023. – № 2(66). – С. 43-48.
  4. Чекменев Д.С., Соловьева Е.А. Специальные технологии энергетической дипломатии стран Аравийского полуострова // Вестник Пятигорского государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 66-71.
  5. Мостаджеран Г.М., Габдуллин Р.Р., Роженко А.С. Исламская Республика Иран в контексте эффективного осуществления энергетической дипломатии // Россия и современный мир. – 2023. – № 3(120). – С. 226-241.
  6. Никульцева В. Энергетическая дипломатия и ее влияние на российско-турецкие отношения // В книге: Нефтегазовые горизонты. Тезисы докладов Пятнадцатого международного молодёжного научно-практический конгресса. – Москва, 2024. – С. 303-304.
  7. Хаткевич А.А. Реализация российской энергетической дипломатии: роль международных объединений // В сборнике: Россия в глобальном мире. Конкурс научно-исследовательских работ Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных. – Тверь, 2022. – С. 183-188.
  8. Алимов А.А. Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке // Энергетическая дипломатия. – 2016. – № 8. – 279 с.
  9. Лобанов С.А., Сурхаева Я.Д. Международно-правовой подход к пониманию энергетической дипломатии // Московский журнал международного права. – 2024. – № 1. – С. 57-79.
  10. Алиев Р.А. Энергетическая дипломатия в эпоху энергоперехода // Международная аналитика. – 2023. – Т. 14. – № 4. – С. 91-106.
  11. Бафоев Ф.М., Муртазоев Ф.Ф. Вопросы обеспечения энергетической безопасности Узбекистана на современном этапе // Актуальные исследования. 2024. № 39 (221). С. 32-35.

Поделиться

414

Бафоев Ф. М. Энергетическая дипломатия Нового Узбекистана: о новых подходах в условиях меняющихся геополитических реалий // Актуальные исследования. 2024. №41 (223). Ч.I.С. 66-69. URL: https://apni.ru/article/10220-energeticheskaya-diplomatiya-novogo-uzbekistana-o-novyh-podhodah-v-usloviyah-menyayushihsya-geopoliticheskih-realij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля