Актуальность
Спортивные достижения в любом виде спорта зависят от многих факторов и условий. Основные из них – одаренность спортсмена и степень его подготовленности к достижению максимальных результатов.
Индивидуальные прыжки на батуте представляют собой выполнение упражнений, состоящих из 10 элементов в каждом упражнении. Элементы выполняются во время высоких, непрерывных ритмических прыжков с вращениями с ног на ноги, с ног на спину, живот без задержек или промежуточных прямых прыжков. Упражнение на батуте должно демонстрировать разнообразие элементов с вращением вперёд и назад с пируэтами и без них, а так же с хорошей координацией, техникой и с сохранением высоты прыжков.
В настоящее время скоростно-силовая подготовка прыгунов на батуте возрастает в связи с ростом трудности упражнений, поэтому все более важным становятся вопросы, касающиеся не только технической подготовки, но и физической.
По мнению специалистов (О. Г., Запорожченко, Н. В., Макаров, Ю. В. Меньхин, М. Ю. Пушкарный), достижение спортивно-технического совершенства будет более качественным, если в процессе тренировки использовать специально разработанные комплексы и программы которые способствует ускоренному росту, стабильности и эффективности техники выполнения соревновательных комбинаций. Высокий уровень развития скоростно-силовых способностей считается одним из важных факторов, способствующих росту спортивных результатов. Спортсмен, обладающий достаточной силовой подготовкой, рациональнее использует физические качества и быстрее овладевает техникой изучаемых движений. При плохой силовой подготовке искажается техника выполнения физических упражнений, увеличиваются энергетические затраты и волевые усилия спортсмена. От интенсивности развития скоростно-силовых способностей во многом зависит рост спортивного мастерства.
Следовательно, недостатки данного вида подготовки приводят к ухудшению качества выполнения соревновательных упражнений. Появляется необходимость повысить результативность тренировочного процесса.
Целью данного исследования определить уровень физической подготовленности спортсменов 13–14 лет, занимающихся прыжками на батуте.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе МАУ ДЮСШОР «Олимпийский» г. Набережные Челны. В исследовании принимало участие 20 спортсменов, специализирующихся в прыжках на батуте, занимающихся в ТСС-5.
Результаты исследования
Для определения исходного уровня физической подготовленности спортсменов было проведено педагогическое тестирование по тестам «Программы спортивной подготовки по виду спорта прыжки на батуте для ДЮСШ и СДЮШОР»: Тест № 1, характеризующий скоростно-силовую подготовленность спортсменов: одновременно поднимание рук и ног вверх, до их касания из положения, лежа на спине (складки). Выполняется за 10 с. (кол-во раз); Тест № 2, характеризующий специальную выносливость – запрыгивание на возвышение (30 см) за 30 с. (кол-во раз); Тест № 3, характеризующий координационную подготовленность спортсменов – прыжок вверх с поворотом на 360° на месте в квадрате 50 см х50 см Из 5 подходов кол-во выполненных поворотов на 360º. Полученные результаты по оценкам (отлично, хорошо и удовлетворительно) указаны в таблице.
Таблица
Показатели физической подготовленности прыгунов 13–14 лет в балльной системе
№ Спортсмена | Тест № 1 | Тест № 2 | Тест № 3 | Оценка (балл) | Уровень физ. подготовленности |
1 | 4 | 4 | 3 | Удов. (3,6) | Низкий |
2 | 4 | 3 | 4 | Удов. (3,6) | Низкий |
3 | 4 | 4 | 3 | Удов. (3,6) | Низкий |
4 | 5 | 3 | 3 | Удов. (3,6) | Низкий |
5 | 4 | 3 | 4 | Удов. (3,6) | Низкий |
6 | 3 | 5 | 4 | Хор. (4) | средний |
7 | 4 | 4 | 3 | Удов. (3,6) | Низкий |
8 | 4 | 4 | 3 | Удов. (3,6) | Низкий |
9 | 5 | 5 | 3 | Хор. (4,3) | Средний |
10 | 4 | 4 | 4 | Хор. (4) | Средний |
11 | 4 | 4 | 3 | Удов. (3,6) | Низкий |
12 | 5 | 3 | 4 | Хор. (4) | Средний |
13 | 4 | 3 | 4 | Удов. (3,6) | Низкий |
14 | 4 | 3 | 4 | Удов. (3,6) | Низкий |
15 | 4 | 3 | 4 | Удов. (3,6) | Низкий |
16 | 5 | 4 | 4 | Хор. (4,3) | Средний |
17 | 3 | 4 | 4 | Удов. (3,6) | Низкий |
18 | 3 | 5 | 3 | Удов. (3,6) | Низкий |
19 | 5 | 3 | 4 | Хор. (4) | Средний |
20 | 5 | 3 | 4 | Хор. (4) | Средний |
Ср. балл |
| 4,15 | 3,6 | 3,6 |
|
Примечание: отл. – отлично (5); хор. – хорошо (4); удов. – удовлетворительно (3); высокий уровень – (4,5–5), средний – (4–4,5), низкий – (3,5–4).
Было выявлено, что средний уровень имеет 7 чел. – 35%, низкий уровень – 13 чел. – 65%. Так же было выявлено, что скоростно-силовая подготовка находятся на среднем уровне, а специальная выносливость и координационная подготовка находятся на низком уровне.
Заключение
Таким образом, на основании «Программы спортивной подготовки по виду спорта прыжки на батуте для ДЮСШ и СДЮШОР» мы определили в результате педагогического тестирования, что развитие физической подготовленности батутистов 13–14 лет по указанным показателям физических качеств находятся на низком уровне.