Урок был и остается самой распространенной формой обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения.
Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика.
Новые образовательные стандарты включают три группы требований:
- требования к структуре образовательных программ,
- требования к условиям реализации образовательных программ,
- требования к результатам их освоения.
Требования к результатам освоения образовательных программ включают не только знания, но и умения их применять, выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой.
Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Три постулата современного урока:
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки и практики. А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам (личностной ориентации и вариативности образования), двум подходам (событийному и ресурсному) и двум дидактическим технологиям (проектной и рефлексивной).
Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.
Образовательные ресурсы – это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель. Рассматривают следующие ресурсы современного урока:
- Временные;
- Информационные;
- Технологические;
- Мотивационные;
- Инновационные;
- Здоровьесберегающие;
- Методической и психолого-педагогической компетентности учителя;
- Материально-технические.
Эти ресурсы можно распределить следующим образом:
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии.
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения.
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке).
4 место – материально-технический, финансовый.
Главный ресурс урока – сам учитель
Ресурс временной
Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы.
Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае – организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели.
Мотивационные ресурсы современного урока
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
- Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
- Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
- Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
- Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
- Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
- Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
- Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
- Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
- Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
- Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Технологический ресурс современного обучения
Технология обучения – это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Признаками результативной технологии обучения являются:
- Системность. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.
- Воспроизводимость. Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.
- Определенная модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект-объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.
Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:
- урок изучения первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний и умений;
- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.
- модели нетрадиционных уроков.
У каждого типа урока есть своя макроструктура, цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.
Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Инновационные ресурсы
Инновационная деятельность есть деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. Процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно ведут к позитивным изменениям. Инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах и приёмах.
Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно-коммуникационная технология;
- Технология развития критического мышления;
- Проектная технология;
- Технология развивающего обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология проблемного обучения;
- Игровые технологии;
- Модульная технология;
- Технология мастерских;
- Кейс-технология;
- Технология интегрированного обучения;
- Педагогика сотрудничества;
- Технологии уровневой дифференциации;
- Групповые технологии;
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
Здоровьесберегающий ресурс
Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.
Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью обучающегося?
Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:
- Личностно-ориентированные;
- Педагогика сотрудничества;
- Технологии развивающего обучения (ТРО);
- Технология уровневой дифференциации обучения.
Здоровье сберегающей технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающегося.
Ресурс методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская, экспериментальная деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Материально-технический ресурс
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ:
- условия материально-технического обеспечения соответствуют санитарно-техническим нормам;
- материально-техническая база оптимально используется во всех формах учебно-воспитательного процесса;
- материально-техническая база обеспечивает безопасность образовательного процесса.
Таким образом, современный урок – это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.
Современный урок начинается с учителя. Современный урок – удивление, удовольствие, усилия, успех!
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Стремлюсь вдохновлять учащихся на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, повышение эффективности обучения.
Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:
- Электронные издания;
- Ресурсы сети Интернет.
Использование материалов Открытых образовательных ресурсов на разных этапах урока позволяет решать следующие задачи:
- Интенсификация образовательного процесса;
- Активизация познавательной деятельности;
- Формирование образовательных компетенций;
- Формирование информационной культуры.
Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках труда (технологии):
- при выполнении проектных работ (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;
- мотивация введения нового понятия;
- при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений).
На уроках труда (технологии) использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.
При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках можно отметить положительные моменты:
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие творческих способностей школьников;
- воспитание интереса к предмету;
- обеспечение качественного усвоения программного материала.
На уроках труда (технологии) эффективно также применять различные современные образовательные технологии: коллективный способ обучения, информационно-коммуникативную технологию, проектный метод обучения, проблемное и модульное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие технологии. Применение данных технологий делает урок интересным, развивающим, соответствующим требованиям ФГОС.
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо быть быстро обучаемыми, гибкими, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать нестандартные решения, мыслить творчески и ориентироваться в информационном пространстве. Очевидно, что современный учитель должен соответствовать времени и владеть новыми технологиями обучения.