Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

правила безопасности жизнедеятельности
пожарная безопасность
правила пожарной безопасности

Аннотация статьи

В статье рассмотрены вопросы обучения дошкольников правилам пожарной безопасности.

Текст статьи

Актуальность обучения дошкольников основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Многие правила безопасности зародились в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем условия жизни человека изменились, и, конечно же, изменились правила безопасности жизнедеятельности. Вопросы привития элементарных навыков безопасности дошкольникам отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, Р. Б. Стеркиной, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой.

Мы все желаем нашим детям счастья и стараемся оградить их от бед и невзгод. Наша задача– дать дошкольникам необходимый объем знаний об общепринятых нормах поведения, научить их адекватно и осознанно действовать в той или иной ситуации, помочь им овладеть базовыми навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.

В современном мире все быстро меняется и развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации проблемы и неприятности, связанные с огнем, не исчезают и сегодня. Существует множество факторов, влияющих на увеличение количества пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители недостаточно серьезно относятся к этой проблеме. Необходимо менять сознание и отношение людей к пожарной безопасности, а детство– самый благоприятный возраст для формирования правил пожарной безопасности.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас правильного поведения в экстремальных ситуациях, что является главным условием спасения. Поэтому современное образование требует уже не простого фрагментарного включения методов обучения пожарной безопасности дошкольников в образовательную практику, а целенаправленной работы, специально организованного обучения детей навыками умениям, поскольку наиболее ценные и долговечные знания они получают самостоятельно, в ходе собственных творческих исследований.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации№ Согласно 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями. 29.12.2010), обучение детей мерам пожарной безопасности в дошкольных и образовательных учреждениях является обязательным. Цель: обучить детей основам пожарной безопасности. 

В педагогической теории до сих пор не сложилось единого мнения о содержании и методах формирования пожаробезопасного поведения. В процессе работы с дошкольниками даются четкие инструкции о действиях в случае пожара, которые им порой трудно понять и выполнить. Выдающиеся российские психологи Я. С. Выготский, В. В. Давыдов и другие считали, что при формировании содержания учебной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с образным мышлением. В связи с этим формирование пожаробезопасного поведения необходимо начинать с создания представлений о пожарной опасности и безопасности, то есть целостных образов, которые формируются в сознании детей не только в рамках конкретных мероприятий по обучению основам безопасности жизнедеятельности, но и в интеграции с другими видами деятельности развлечения для детей.

Пожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к обустройству помещений и противопожарной грамотности взрослых. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Поэтому важно не только рассказывать о пожарной безопасности, но и отработать правила поведения при пожаре до автоматизма.

Желательно начинать обучать детей основам пожарной безопасности с 4-летнего возраста. Необходимо развивать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности; формировать систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений;формировать понимание важности пожаробезопасного поведения. Игры для детей 4–5 лет (различные кубики, пирамидки, куклы и т. д.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т. д.).

Для детей от 6 лет рекомендуются более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы противопожарного оборудования для имитации действий по тушению пожара, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры на противопожарную тематику, игрушечное оборудование для пожарных. Предполагается использование следующих форм работы с детьми:образовательные мероприятия; экскурсии в пожарную часть; показ видеороликов и презентаций;чтение художественных произведений, использование музыки; продуктивная деятельность детей; конкурсы рисунков; викторины; чтение стихов на противопожарную тематику; спортивные развлечения, праздники; сюжетно-ролевые игры, инсценировки, театрализованные игры, подвижные игры, дидактические игры; создание специальных ситуаций для отработки поведенческих навыков пожаробезопасного поведения; занятия по формированию основ пожарной безопасности; утренники совместно с родителями.

Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем в нашем дошкольном учреждении рассматривается как неотъемлемая часть общеобразовательной работы, которая позволяет создавать и решать задачи, касающиеся системы«опасность – причина– последствия». При проведении такой работы необходимо учитывать возрастные особенности детей. На восприятие материала влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи, поведения, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасности пожара, воспитателю очень важно правильно выбрать интонацию и тактику. Самая худшая тактика – это тактика запугивания. Психологи считают, что чем серьезнее тема обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя.

Ознакомление с правилами обращения с огнем продолжается во всех видах деятельности. При организации викторин особое внимание следует уделять точности формулировок вопросов. Викторина, как игровая форма, особенно привлекательна для дошкольников, поскольку дает детям возможность проявить себя. Кроме того, чтобы подготовить детей к действиям во время пожара, рекомендуется проводить различные конкурсы на эту тему. Это могут быть конкурсы рисунков, поэзии, музыки или спортивные развлечения. Подобные мероприятия в дошкольном учреждении проводятся совместно с ОГПН и родителями, что также привлекает внимание детей. Целью таких мероприятий является ознакомление детей с основами пожарной безопасности и службы спасения «01».

Большое внимание в нашем детском саду уделяется ролевым играм, дидактическим играм, играм-инсценировкам, игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам. Игра – это обязательная форма деятельности для дошкольника, позволяющая ему подключать и автоматизировать свои навыки и пытаться применять знания на практике до тех пор, пока они не будут востребованы в жизни.

При разработке занятий по противопожарной тематике учитываются следующие дидактические приемы: доступность, систематичность, последовательность от простого к сложному, от частного к общему. Основными методами отбора являются когнитивные способности детей, степень сложности материала или заданий.

Педагоги ДОУ уделяют большое внимание художественной литературе, при ознакомлении с которой дети анализируют свое поведение и поступки на примере литературных персонажей, решают, как бы они сами поступили в этой ситуации.

Эффективность работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители понимали, что они не могут требовать от ребенка соблюдения каких-либо правил поведения, если сами не всегда им следуют. Необходимо достичь полного взаимопонимания с родителями, поскольку различные требования, предъявляемые к детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них замешательство, обиду или даже агрессию.

Список литературы

  1. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
  2. Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
  3. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации. О.В. Чермашенцева. – Издательство «Учитель», 2008. – 207 с.
  4. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2012. – 64 с.

Поделиться

192

Сердюкова А. В. Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 90-93. URL: https://apni.ru/article/10229-formirovanie-osnov-pozharnoj-bezopasnosti-u-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря