В Российской Федерации действует целостная государственная система мер по социальной поддержке граждан. Однако проживающие в сельской местности пожилые люди требуют более пристального внимания со стороны государства.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми на 2019 год население республики составляло 840 873 человека, из них 184 052 человека - сельское население [4].
Отличительной чертой жизни сельского населения в России были и остаются сложные условия труда и быта. Отсюда, как следствие, отток трудоспособного сельского населения. Так, в Республике Коми сокращение числа сельского населения по сравнению с 2011 годом составляет 3 884 человека [4].
К основным потребностям граждан пожилого возраста относятся: улучшение и сохранение здоровья, налаживание социальных контактов, психологическая поддержка. Основным направлением социальной работы с пожилыми людьми является, во-первых, соблюдение прав пожилых людей и недопущение дискриминации по признакам пола, расы; во-вторых, повышение качества жизни с сохранением самостоятельности через предоставление социальных услуг.
Особо востребованной формой предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста при отсутствии родственного ухода, и наиболее приближенной к их потребностям, в то же время экономически выгодной для государства, является предоставление социальных услуг на дому.
Вместе с тем, трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за пожилым гражданином, вынужден уволиться с работы, чтобы ухаживать за больным человеком, тем самым, фактически оказываясь за чертой бедности. Представители общественных организаций инвалидов неоднократно обращались с предложением об увеличении размера ежемесячной компенсационной выплаты, составляющей 1200 рублей [2], до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, однако эта инициатива не была поддержана.
В случае отсутствия родственного ухода и возможности достойного оказания социальных услуг на дому, гражданину предлагают стационарное обслуживание с постоянным проживанием (дома-интернаты, геронтологические центры, специальные дома и др.). При этом государство не может полностью обеспечить всех нуждающихся граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании, кроме того, государство тратит на содержание такого гражданина от 70 до 100 тыс. рублей в месяц.
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [3], призванная быть мощным ускорителем внедрения новых технологий в сфере социального обслуживания пожилых граждан, предусматривает возможность решения данной проблемы на региональном уровне посредством создания «приемных семей для граждан пожилого возраста.
Рассмотрим особенности оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста в сельской местности на примере Корткеросского района Республики Коми.
Население Корткеросского района, согласно оценке численности постоянного населения по муниципальным образованиям на 1 января 2019, насчитывает 18 379 человек [4]. Из них четверть населения являются гражданами пожилого возраста. Наиболее востребованная социальная услуга в районе – это надомное обслуживание.
Гражданин пожилого возраста, претендующий на социальную помощь, первоначально обращается с заявлением в региональное государственное бюджетное учреждение «Центр социальной защиты граждан села Корткерос» (далее ГБУ «Центр социальной защиты граждан»), с заявлением о предоставлении социальных услуг с приложением документов, подтверждающих его нуждаемость. За неимением возможности личного обращения гражданина в ГБУ «Центр социальной защиты граждан с. Корткерос» подать заявление от его имени могут иные граждане, а также органы местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия.
Основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании предусмотрены ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [4].
После признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании ему выдаются Индивидуальная программа предоставления социальных услуг на дому, а также справка о расчете среднедушевого дохода, необходимая для принятия решения о предоставлении услуг бесплатно или за плату.
С указанными документами гражданин обращается в Межрайонный центр социального обслуживания населения «Хорошая жизнь», действующего на основании устава, основной деятельностью которого является предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании.
С гражданином заключается договор на оказание услуг, разъясняются условия оплаты и тарифы на социальные услуги (в случае, если услуги предоставляются за плату), правила поведения получателя, и за ним закрепляется социальный работник, который оказывает социальные услуги.
Оказание социальных услуг в Корткеросском районе существенно отличается от предоставления той же услуги нуждающемуся гражданину в городских условиях. Из-за отдаленности населенных пунктов от районного центра соцработники не всегда могут сопроводить пожилого гражданина до районной поликлиники. Автобусное сообщение хотя и существует, но периодичность маршрутов составляет всего два рейса в день. Как правило, это утро и поздний вечер.
Выбор направлений социальной работы в Корткеросском районе определяется потребностями, нуждами, интересами ее жителей. В целях организации комплексного обслуживания граждан в Корткеросском районе, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и в результате реализации комплексной программы по совершенствованию социальной работы в системе Министерства труда и социальной защиты Республики Коми
внедрен государственный социальный стандарт социального обслуживания. Особенностью социальной работы в сельской местности республики является и то, что социальные работники работают в небольших местных учреждениях. В этой связи социальный работник вынужден брать на себя функции многих смежных специалистов и быть готовым оказать необходимую консультативную помощь.
Относительно низкий уровень жизни сельских жителей, явившийся следствием очень маленьких заработных плат на селе, обуславливает низкий покупательский спрос на платные услуги социального обслуживания. Трудоспособное население, в большинстве случаев, мигрировало в крупные города и населенные пункты, вследствие чего среди жителей сельской местности преобладают одиноко проживающие пожилые люди, оставшиеся без поддержки близких родственников.
Считаем, что одной из приоритетных задач государства на современном этапе должно быть создание не только эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг, но и создание равных условий для получения социальной услуги вне зависимости от территориального расположения получателя социальных услуг.
Итак, процесс реализации прав пожилых граждан на социальное облуживание в условиях сельских поселений имеет ряд особенностей, а система социального обслуживания пожилых граждан именно в сельской местности требует соответствующего законодательного регулирования.