Борис Дмитриевич Гибалин (11(24) апреля 1911 г. – 5 мая 1982 г.) – советский композитор, профессор Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956) и Бурятской АССР (1971). В творчестве Б. Д. Гибалина ощутимо преобладают жанры, связанные с вокалом, и, что нам в данный момент особенно важно, с хором. Это песни, камерные вокальные произведения, кантатно-ораториальные опусы и, конечно, оперные партитуры.
Разберем номер, написанный Борисом Дмитриевичем, «Острова плавучие» из хорового цикла «Счастье трудных дорог» на стихи Людмилы Константиновны Татьяничевой.
Музыкально-теоретический анализ
«Счастье трудных дорог» – хоровой цикл без сопровождения, на стихи Л. К. Татьяничевой, написанный в 1962 г. Цикл состоит из 10 хоровых произведений:
- «Наступила пора»,
- «Что ты сделал хорошего?»,
- «В мартеновском цехе»,
- «Этой ночью»,
- «Серп»,
- «Нагорные озера»,
- «Здесь раздолье»,
- «Острова плавучие»,
- «Одуванчик цветет»,
- «Посевам зеленеть».
Хоры a cappella Гибалина имеют самую разнообразную тематику: здесь и лирика («Четыре времени года» на стихи Тютчева), и философские размышления («Туча» на слова И. Крылова), и революционные темы («Ответ на послание А. Пушкина» на стихи В. Одоевского), а также ряд других. К сочинениям кантатно-ораториального жанра относятся такие монументальные произведения, как кантаты «Уральские зори», «Думы о Родине», «Поля родные», сюиты «Уральский день», «Счастливая земля», «Уральские были», поэма «Песни земли». Исходя из названий произведений этого жанра, можно заметить, что в центре внимания композитора – советский человек с его раздумьями, успехами, великими свершениями. Поэтому вполне естественно и закономерно появление цикла на стихи талантливой уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой «Счастье трудных дорог» (1962 г.).
Цикл начинается в до мажоре и заканчивается в этой же тональности. По замыслу композитора сочинение должно сохранять последовательность музыкального развития с контрастным сопоставлением частей. Так, например, проникновение человека в космос («Наступила пора») чередуется с размышлением («Что ты сделал хорошего?»). Картина заводских рабочих будней («В мартеновском цехе») чередуется с картинами природы («Здесь раздолье»). Патриотическая тема же отражена в хоре «Острова плавучие».
«Острова плавучие» – 8-й номер в этом хоровом цикле. Он произведение написано в трехчастной форме. В начале каждой части происходит смена темпов. Первая часть содержит в себе 8 тактов, вторая также состоит из 8 тактов, самая крупная – 3 часть, состоит из 14 тактов: 8т + 8т + 14т.
Хор начинается в умеренном темпе, тема в динамике piano в партии альтов, уже во втором такте вступают тенора, поющие на закрытый рот аккомпанемент для главной темы. В 5 такте тема переходит в партию сопрано, все также оставаясь в тихой динамике. В 7 такте поочередно вступает группа сопрано, альтов и теноров, которую буквально сразу подхватывает мужская группа, происходит динамическое нарастание, переходящее в нюанс forte. В 9 такте тема переходит в женскую группу, в теноре звучит подголосок.
В кульминационном эпизоде участвует весь хор, на фоне септим и октав у партии басов, в 13–14 т. происходит замедление темпа, переходящее к размеренному, спокойному темпу заключительной части. Заключительная часть начинается точно в таком же нюансе piano и темпе «умеренно», как и первая, с темой у партии альтов.
Начало заключительной части идентична первой в динамическом и композиционном плане до 20-21 такта, в котором появляется нюанс pp с последующим небольшим динамическим движением на mp и уходящем, в конце концов, в замирающее невесомое pp. Тема же окончательно переходит в партию басов, на фоне поющего на «закрытый рот» хора, с 27 такта и остается там до конца произведения.
Б. Д. Гибалин при работе над циклом очень умело использует народные попевки и обороты, обогащая натуральный мажор и минор народными ладами, применяет свойственные народным песням переменные размеры, разрешение в октаву, подголоски и т. д., достигая этим особой выразительности музыки. Образу «плавучих облаков» соответствует минор со 2-й низкой ступенью, подкрепленный звучанием октав.
Вокально-хоровой анализ
Восьмой номер из хорового цикла «Счастье трудных дорог» – «Острова плавучие» написан для смешанного четырехголосного хора a cappella с divisi в каждой партии.
Тесситура вполне удобная. Сложными для исполнения могут являться пение моментов в высокой тесситуре и выстроение единого по темпу ансамбля во время замедления темпа. Сложной задачей для певцов, я считаю, также может стать пение в тихих динамических нюансах. Чем тише исполняется момент, тем важнее спеть его дикционно внятно, ясно и на хорошем певческом дыхании. Для того чтобы исполнить такие фрагменты, необходимо крепкое дыхание, свободный голосовой аппарат и хорошая артикуляция.
Взятие дыхания перед нотой должно быть спокойным, легким, обязательно со свободным голосовым аппаратом. «Взятие звука» должно быть без шумовых призвуков.
Для достижения legato необходимо выразительное исполнение интонации, фраз, ясное ощущение движения. Legato помогает образу раскрыться, придавая мелодии плавность, наполненность, плотность. Пение на одной ноте также представляет трудность, исполнять необходимо в высокой позиции и на хорошем дыхании. Трудности для исполнения также могут создать альтерированные звуки.
Б. Д. Гибалин хорошо знает выразительные возможности хора. При использовании хоровых красок ему нигде не изменяет художественное чутье. Все произведение отличает цельность и четкость. Цикл «Счастье трудных дорог» на стихи Л. Татьяничевой – один из творческих успехов композитора. Гибалин рассказывает здесь о людях нашей страны, их самоотверженном труде, рисует картины богатейшей уральской природы.