Главная
АИ #42 (224)
Статьи журнала АИ #42 (224)
Анализ методов управления ресурсами служб аэропорта при обслуживании воздушных с...

Анализ методов управления ресурсами служб аэропорта при обслуживании воздушных судов на перроне

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

аэропорт
наземное обслуживание
математические методы
управление ресурсами аэропорта

Аннотация статьи

В статье выполнен анализ методов управления ресурсами служб аэропорта при обслуживании воздушных судов на перроне.

Автор отмечает, что диспетчеризация в оперативном управлении ресурсами аэропорта играет важную роль в обеспечении безопасности и эффективности работы аэропортов, однако, существующие методы управления ресурсами аэропортов при наземном обслуживании рейсов не всегда могут решить специфические задачи, связанные с часовой и суточной неравномерностью нагрузок на службы аэропорта.

Автор предложил применить математические методы, основанные на решении стандартных логистических моделей, в процессы управления ресурсами служб аэропорта при наземном обслуживании рейсов.

Текст статьи

В настоящее время задача распределения и управления ресурсами службы аэропорта, участвующих в обслуживании ВС на перроне, является основной задачей оперативного управления, возникающей перед аэропортовым предприятием при организации наземного обслуживания рейсов.

Традиционно существует два основных метода управления ресурсами при обслуживании воздушных судов на перроне – это методы диспетчеризации и автоматизации.

В наиболее общем смысле диспетчеризацию можно рассматривать как процесс регулирования выполнения цикла производственных задач в соответствии с принятой технологией, нормативами и календарным планом производства работ.

Процесс диспетчеризации в оперативном управлении ресурсами аэропорта является основным процессом, поскольку от него зависит безопасность и эффективность наземного обслуживания рейсов на перроне.

В небольших аэропортах диспетчеры аэропорта напрямую отвечают за координацию действий различных служб с целью обеспечения бесперебойной работы аэропорта, контролируя при этом все технологические процессы по наземному обслуживанию рейсов на перроне аэропорта.

Для этого они контролируют и управляют распределением ресурсов – местами для стоянки ВС, спецтехникой, оборудованием и персоналом – и принимают оперативные решения для оптимизации использования этих ресурсов.

Недостатком такой «ручной диспетчеризации» является то, что эффективность распределения ресурсов аэропорты в таком случае обеспечивается человеческим фактором, следовательно, могут возникнуть ошибки приводящие к снижению регулярности полетов, снижению уровня безопасности и экономическим потерям, например, от повреждений ВС при обслуживании на перроне [3].

В связи с этим следующим логичным этапом развития системы управления ресурсами аэропортов стало внедрение информационных технологий для автоматизации и поддержки принятия решений.

Таким образом, диспетчеризация в оперативном управлении ресурсами аэропорта играет важную роль в обеспечении безопасности и эффективности работы аэропортов, однако, существующие методы управления ресурсами аэропортов при наземном обслуживании рейсов не всегда могут решить специфические задачи, связанные с часовой и суточной неравномерностью нагрузок на службы аэропорта.

Несмотря на то, что современные подходы к управлению ресурсами аэропортовых предприятий позволяют решить большую часть организационных вопросов, связанных с оперативным управлением процессов, сама по себе задача управления ресурсами является классической задачей распределения, которую возможно решить в рамках логистического подхода, который рассматривает аэропорт и его службы как отдельные элементы логистической системы.

Эффективное управление ресурсами аэропорта при наземном обслуживании рейсов – задача, требующая оптимизации в условиях постоянно растущего трафика, сложных логистических цепочек и ограниченных ресурсов. Математические методы решения логистических задач представляют собой мощный инструмент для достижения этой оптимизации, позволяя улучшить эффективность и снизить стоимость операций.

Так, например, в настоящее время в целях оптимизации наземного обслуживания рейсов уже применяются следующие логистические методы:

  1. Линейное программирование. Применяется для оптимизации загрузки ресурсов аэропорта, таких как технические площадки, персонал, оборудование. С помощью линейного программирования можно определить оптимальное распределение ресурсов между рейсами, минимизировать время простоя самолетов на земле и повысить пропускную способность аэропорта.
  2. Методы сетевого планирования. Позволяют оптимизировать последовательность операций по наземному обслуживанию рейсов, учитывая зависимости между ними и ограничения по времени. С помощью методов сетевого планирования можно сократить общее время обслуживания рейса и минимизировать риск задержек.
  3. Алгоритмы кластеризации. Применяются для группировки рейсов с учетом их характеристик, таких как тип самолета, тип обслуживания, время прилета и отлета. Кластеризация позволяет оптимизировать распределение ресурсов между группами рейсов и улучшить общую эффективность обслуживания.
  4. Методы теории очередей. Используются для моделирования процессов ожидания в аэропорту (например, очереди на регистрацию, на багажную ленту). Анализ очередей позволяет определить необходимое количество персонала и оборудования, чтобы снизить время ожидания и улучшить удобство пассажиров.

Для оценки эффективности организации работ по наземному обслуживанию рейсов предлагается использовать метод интегральной оценки эффективности организации процессов наземного обслуживания рейсов с помощью показателя «Аэропорт-Индекс», который требуется рассчитывать по формуле:

«Аэропорт-Индекс» = (∑ (Индикатор * Вес) / ∑ Вес) (1)

Где Индикатор – значение конкретного показателя для подсистемы;

Вес – коэффициент важности каждого показателя в подсистеме.

Методика расчета «Аэропорт-Индекса» заключается в том, что для каждой подсистемы разрабатывается набор индикаторов, которые оцениваются по шкале от 0 до 10 баллов. Индикаторы должны быть измеримыми и сравнимыми между разными аэропортами.

Так, например, для аэропорта «Якутск» был разработан «Аэропорт-Индекс», учитывающий влияние 4-основных факторов, каждый из которых характеризует отдельный аспект производственной эффективности:

  • подсистема «Производительность» оценивает производительность процессов наземного обслуживания, включая количество обслуженных рейсов, время простоя самолетов, скорость обработки багажа и пассажиров.
  • подсистема «Качество» оценивает качество услуг наземного обслуживания, включая уровень удовлетворенности пассажиров, количество жалоб и инцидентов, соблюдение регламентов и стандартов.
  • подсистема «Безопасность» оценивает уровень безопасности процессов наземного обслуживания, включая количество инцидентов, соблюдение правил авиационной безопасности и эффективность систем контроля.
  • подсистема «Экономическая эффективность» оценивает экономическую эффективность процессов наземного обслуживания, включая стоимость обслуживания рейса, рентабельность деятельности и эффективность использования ресурсов.

Таким образом, предлагаемый метод «Аэропорт-Индекс» представляет собой мощный инструмент для оценки эффективности организации процессов наземного обслуживания рейсов в аэропорту.

Он позволяет выявлять слабые места в работе аэропорта и разрабатывать эффективные меры по их устранению. Использование «Аэропорт-Индекса» способствует повышению эффективности и качества наземного обслуживания, что приводит к улучшению удобства пассажиров и повышению конкурентоспособности аэропорта.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
  2. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 30.01.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
  3. Приказ Министерства транспорта РФ от 20 марта 2023 г. № 89 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов».
  4. Буценко Е.В Метод критического пути как критерий оптимизации процесса бизнес-планирования // Известия ДВФУ Экономика и управление 2016 № 3 С. 40-50.

Поделиться

40

Скрябин Р. А. Анализ методов управления ресурсами служб аэропорта при обслуживании воздушных судов на перроне // Актуальные исследования. 2024. №42 (224). URL: https://apni.ru/article/10237-analiz-metodov-upravleniya-resursami-sluzhb-aeroporta-pri-obsluzhivanii-vozdushnyh-sudov-na-perrone

Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября