Рассуждая о перспективах миграции на территории Российской Федерации важно понимать, что основным нормативно-правовым документом с 2018 г. выступает указ «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг.». Важно понимать, что данный указ освещает приоритеты государства в миграционной политике, прежде всего, в отношении иммиграционных потоков. Если предыдущие версии миграционного законодательства делали упор на формирование безопасности Российской Федерации и борьбу с нелегальной иммиграцией, то новая политика направлена на рост численности населения и расширения трудовой деятельности приезжих. За рубежом создано более 26 центров, которые позволяют реализовать заполнение и получение всех необходимых документов для иммиграции на территорию Российской Федерации. В том числе, информационную и организационную поддержку получили и такие страны, в которых Российская Федерация выступает геополитическим партнёром – Сирия, Йемен, Ливия.
Необходимо подчеркнуть, что ядром роста численности населения считается естественный прирост. Президент Российской Федерации Путин В. В. регулярно делает акцент на демографические показатели при общении с политическими и финансовыми элитами. Государственные власти создают фундамент для добровольного переселения тех специалистов, которые необходимы социально-экономическим институтам депопуляционных и малоосвоенных регионов.
На наш взгляд, актуальным иммиграционным коридором в ближайшем будущем является Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Напомним, что ЕАЭС – международная организация региональной экономической интеграции, государствами-членами которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация. Данный союз обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Таким образом, численность иммигрантов зависит не только от социально-экономической напряженности в государствах-участниц, но и от глубины интеграции.
Однако, возникает логичный вопрос о том, чем будет отличаться миграционная политика для страны ЕАЭС и СНГ. Гибкость миграционного законодательства ЕАЭС в дальнейшем позволит трудовым мигрантом работать на срок действия трудового договора, осуществлять пересечение государственных границ по одному из документов стран-участниц без заполнения миграционной карты. Уточним, что граждане Беларуси уже сейчас имеют право находится на территории Российской Федерации до 90 суток с даты въезда, что принято считать одним из примеров успешно реализованной интеграции. Миграционная интеграция ЕЭАС в будущем позволит полностью освободить жителей стран-участниц от бюрократических барьеров предоставляя особые условия в области пограничного контроля.
Обратим внимание, что актуальными изменениями в иммиграционном законодательстве является указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство России в упрощённом порядке», который позволяет гражданам Донецкой и Луганской областей Украины получать гражданство Российской Федерации в упрощённом формате. Период рассмотрения заявления на гражданство – три месяца. В данном пункте уже упоминалось, что одним из акцентов в миграционной политики Российской Федерации является репатриация, которая возможна с территории Донецкой и Луганской областей.
«Утечка мозгов» из Российской Федерации, на наш взгляд, продолжится, так как при изучении данного вопроса сложно назвать весомую программу, которая бы являлась драйвером реализации молодых талантов. Существует мнение, что около трети из эмигрирующих граждан едет осуществлять образовательную деятельность в зарубежные ВУЗы и НИИ, другая треть – трудовые мигранты.
По мнению Росстата, доля высокообразованных эмигрантов в 2018 г. достигает 70%, однако, сложно производить исследования из-за «двойного гражданства», в том числе, и Российской Федерации. Высшее образование имеют 40% эмигрировавших за рубеж. Суммарно численность высокообразованной элиты, которая эмигрировала – 800 тыс. чел.
Таким образом, рассуждая о данном вопросе формируется ситуация, при которой «интеллектуальная база» будущего поколения ограничена, что значительно ослабит переход Российской Федерации от сырьевой экономики к инновационной. Высшее или незаконченное высшее образование у иммигрантов составляет 13–17%, у эмигрантов – 28%.
В освещенном пункте представлены материалы в области нового миграционного законодательства на территории Российской Федерации. Отражены вероятные направления иммиграции и эмиграции с учётом интеграции стран-участниц ЕАЭС. Также, представлен указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство России в упрощённом порядке», который служит катализатором иммиграции из Украины.