На современном этапе развития отечественного образования активное введение в художественно-творческую деятельность обучающихся школ и колледжей культуры и искусств конкурсной исследовательской работы, обладающей обширным творческим и педагогическим потенциалом, служит открытию новых возможностей для социокультурного взаимодействия, сохранения и обновления культурных традиций, развития творческой самостоятельности и профессионального самоопределения личности каждого обучаемого.
Рассматриваемые в данной статье конкурсы исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах» проводились с 2017 г. на базе Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского. Согласно утверждению Е.В. Лоншаковой, этот колледж является учреждением, соединившим в себе лучшие традиции отечественной педагогики и действующим на основе современных информационных технологий, поскольку в нем накоплен позитивный опыт решения «проблемных узлов» российского образования [1, с. 352]. Для реализации конкурсов исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах» на базе Сургутского колледжа русской культуры необходимым явилось выстраивание образовательного диалога с иными российскими учреждениями сферы культуры и искусств, который осуществлялся в форме сетевой коммуникации с партнерами – заведующими структурных подразделений, музыкантами-педагогами и участниками – обучающимися на основе технологии ведения письменных переговоров и передачи документов посредством электронной почты, прямого общения. Так, дистанционно реализуемая конкурсная деятельность позволила объединить в соревновании обучающихся, проживающих на значительном расстоянии от самого центра проведения конкурсов «Этюды о музыке и музыкантах» – Сургутского колледжа русской культуры.
Обратимся к тому, в чем же состоит актуальность конкурсов исследовательских работ относительно процесса художественно-творческой деятельности обучающихся школ и колледжей культуры и искусств.
К основным ориентирам отечественной системы образования, определенным в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.» относятся такие, как: создание благоприятных условий для самореализации человека и развития его творческих способностей, выработка механизмов формирования навыков самообразования и стимулирования профессионального и личностного развития молодежи; организация процесса обучения с учетом достижений современной науки, системное обновление аспектов образования, отражающего культурные, экономические, технологические изменения в развитии общества. От обучающихся, сущность деятельности которых заключается в созидании и распространении культурных и художественных ценностей, требуется интенсивный творческий поиск, разработка уникальных проектов, однако это осуществимо при условии развитых у них способностей к социальной активности, духовно-нравственным приобретениям в результате переживания и позитивного отношения к культурным и художественным ценностям [4, с. 162].
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, Федеральным государственным требованиям дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы, обучающиеся по специальностям «Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Сольное и хоровое народное пение», «Хоровое дирижирование» должны овладеть умениями: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием (общекультурные компетенции); выполнять теоретический/исполнительский анализ музыкального произведения и применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаций; планировать и анализировать результаты деятельности; письменно излагать мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов, включая исторический обзор с применением музыкальных терминов (профессиональные компетенции). Однако это невозможно осуществить без развитых у обучающихся способностей к творческой самостоятельности и становлению субъектных позиций в исследовательской работе как компоненте художественно-творческой деятельности.
Отметим, что в трудах отечественных философов художественная деятельность представлена как форма эстетического освоения и отражения действительности (М.С. Каган, Л.Н. Столович). Согласно исследованиям в области психологии, художественная деятельность служит демонстрации принципов культурной организации пространства человеческого развития, в котором в форме художественного творчества развертывается преобразующая работа личности, направленная на воспроизводство субъектного потенциала человека (В.В. Горев). Творческая деятельность, в свою очередь, понимается учеными-философами как внутренняя необходимость, способ реализации потенциальных возможностей человека и личностного становления (Ю.Д. Воробей, С.С. Гольденрихт, А.М. Коршунов).
Современными исследователями художественно-творческая деятельность определяется как вид личностной активности (обладающей ресурсами для самоактуализации), направленный на создание и восприятие произведений искусства, творческих продуктов с целью выработки новых смыслообразований, введения новизны в уже существующие продукты деятельности средствами художественного выражения осваиваемого мира (Е.Г. Калюжная). При этом, качество художественно-творческой деятельности проявляется именно в художественно-образном освоении действительности субъектом деятельности в единстве его способностей к познанию, творчеству и самовыражению [2, с. 37]. Отметим, что благодаря стимулирующим возможностям конкурсной исследовательской работы названные способности в триединстве могут быть переведены из актуального состояния – в потенциальное, они могут быть интенсифицированы и получать развитие, что отразится на результативности художественно-творческой деятельности обучаемых школ и колледжей культуры и искусств.
Относительно образовательного процесса в трудах современных авторов конкурсная деятельность имеет различные дефиниции: средство, служащее развитию творческого потенциала педагога (Г.Ф. Привалова); средство компьютерного творчества обучаемых (А.В. Алексеев, О.Н. Волик); средство актуализации становления субъекта культуры (И.В. Афанасьева); средство становления исследовательских способностей обучаемых (Т.Н. Лубинская). Вместе с этим, конкурсная деятельность понимается как многогранное социальное взаимодействие, выполняющее функции сохранения и обновления культурных традиций при системной передаче ценностного и творческого опыта, способствующее активному самоопределению, саморазвитию обучающегося (И.В. Афанасьева, Т.Н. Лубинская). При включении в конкурсную деятельность обучающиеся обретают опыт участия в ней, значимый в меняемых условиях современного рынка труда, а при введении в нее социально/личностно-значимого компьютерного творчества выходят на качественный уровень самовыражения и самоутверждения (О.Н. Волик).
Сама исследовательская деятельность в современных исследованиях раскрывается также по-разному: как созидательный процесс и результат взаимодействия творчества и интеллекта обучающихся при целенаправленном обогащении ими собственных потенциалов в зоне возможного ближайшего развития (М.С. Бережная, И.С. Кон, А.В. Мудрик); как личностно значимый процесс поиска решения, в ходе которого осуществляется обогащение ценностями культуры, а результатом является развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся (Т.В. Авгусманова, А.В. Леонтович); как решение творческой/исследовательской задачи обучающимися в ходе постановки проблемы, изучения теории по проблематике, подбора методик исследования и практического овладения ими, сбора материала, его анализа и обобщения, представления собственных выводов (А.В. Леонтович, П.Ю. Романова).
Составляющая содержательную основу конкурсов «Этюды о музыке и музыкантах» исследовательская деятельность является компонентом художественно-творческой деятельности обучающихся, результативность которой определяется умениями создавать и воплощать произведения искусства (В.В. Глазков, С.А. Прохорова, Н.Р. Скребнева). Отметим, что обучающиеся по специальностям, связанным с музыкальным искусством, должны уметь вырабатывать и реализовывать исполнительские концепции осваиваемых произведений профессиональных авторов, воссоздавать заложенные в них музыкально-художественные образы, или сочинять/импровизировать собственные музыкальные тексты, продуцируя новые образные сферы. Именно введение каждым преподавателем исследовательской работы в образовательный процесс позволит показать существующие, эффективные способы художественного освоения действительности и пути духовного самосовершенствования на примере работы профессиональных композиторов и музыкантов-исполнителей для качественного изменения уровня личностного развития обучаемых, развития их способности эмоционально-художественного восприятия, межкультурной коммуникации и социокультурной адаптации.
Итак, конкурсы исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах» в художественно-творческой деятельности обучаемых своей направленностью служат: развитию музыкальной грамотности участников, их представлений о закономерностях музыкального искусства и его природе, формах бытования музыки, творчестве композиторов/исполнителей; мотивации обучаемых к углубленному изучению музыкально-литературных источников и самостоятельной работы с ними, обретению навыков написания исследовательских работ; формированию навыков анализа нотно-текстового материала музыкальных произведений; освоению возможностей технологии компьютерного набора нотного текста и работы со звуковыми/визуальными материалами. Проводимые конкурсы служат и приобретению опыта участия в конкурсной деятельности, самовыражению через компьютерное творчество и самоактуализации посредством дальнейшего применения этих работ в учебном процессе дисциплин музыкальной направленности, поскольку каждый последующий конкурс позволяет учитывать опыт предыдущих участников, через ознакомление с пополняемым электронным банком работ.
В четырех реализованных конкурсах «Этюды о музыке и музыкантах» на базе Сургутского колледжа русской культуры с 2017 по 2020 гг. участие приняли обучающиеся из различных образовательных учреждений сферы культуры и искусства, таких как: Калининградский музыкальный колледж, Ленинградский областной колледж культуры и искусства, Нижнетагильский колледж искусств, Новосибирский колледж искусств, Орский колледж искусств, Саратовский музыкальный колледж, Свердловское музыкальное училище, Свердловский мужской хоровой колледж, Сургутский колледж русской культуры, Сургутский музыкальный колледж; детские музыкальные школы и школы искусств Екатеринбурга, Орска, Сургута и др. За общее время проведения данного конкурса участие в нем приняли более ста пятидесяти обучающихся.
Конкурсные работы участников анализировались с опорой на современные исследования в области искусствознания и музыкальной педагогики высококомпетентными специалистами художественного образования – членами жюри, среди которых: Цветкова О.Ю. – заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, директор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Сургутского колледжа русской культуры, председатель жюри; Ситникова Ж.Ю. ‒ кандидат педагогических наук, доцент Уральской государственной консерватории; Павлов Д.Н. – кандидат педагогических наук, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и композиции Сургутского колледжа русской культуры, организатор; Белобородова Ю.И. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Сургутского колледжа русской культуры; Шабарина Е.В. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Сургутского колледжа русской культуры.
В соответствии с интеллектуально-возрастными возможностями и музыкально-теоретической подготовкой общий состав участников конкурсов «Этюды о музыке и музыкантах» подразделялся на несколько групп: I группа –учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств включительно до 12 лет, II группа – учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств от 13 лет и старше, III группа – студенты колледжей культуры и искусств включительно до 16 лет, IV группа – студенты колледжей культуры и искусств от 17 лет и старше. Было установлено целесообразным присуждение наград по номинациям в зависимости от наиболее перспективных сторон исследований: за «глубокое раскрытие темы», «качественную работу со звуковыми материалами», «музыкально-исследовательские достижения», «анализ оркестровой партитуры» и др.
Среди исследовательских тем, представленных участниками в I и II возрастных группах: «Большая зоологическая фантазия К. Сен-Санса «Карнавал животных» и ее пьеса «Лебедь»: образность, композиционно-стилевые приемы, художественная жизнь» (Ева Г., Сургутский колледж русской культуры, г. Сургут); «Великие дирижеры мира» (Николай С., Свердловский мужской хоровой колледж, г. Екатеринбург); «Музыка колоколов» (Христина М., Детская музыкальная школа № 1, г. Екатеринбург); «…потому что на рояле сам король играл гавот!» (Гарри С., Сургутский колледж русской культуры, г. Сургут) и мн. др.
Участниками III и IV возрастных групп были представлены такие темы, как: «Валерий Гаврилин – Симфония-действо «Перезвоны». Впечатления от шедевра» (Вероника Т., Калининградский областной музыкальный колледж, г. Калининград); «Музыка при дворах российских императоров XVIII века» (Наталья Д., Ленинградский областной колледж культуры и искусства, г. Санкт-Петербург); «Седьмая симфония С. Прокофьева: художественно-образное содержание, кинематографическая своевременность, оркестровые приемы» (Екатерина М., Сургутский колледж русской культуры, г. Сургут); «Увеличенное трезвучие: особенности применения в фортепианном цикле Э. Грига «Лирические пьесы»» (Марина П., Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова, г. Новосибирск) и мн. др.
Для выявления уровня развития способностей к познанию, творчеству и самовыражению в художественно-творческой деятельности у обучающихся, участвовавших в данных конкурсах с 2017 г. по настоящее время, нами осуществлялась работа диагностического характера.
Конкурсантам предлагался тест на выявление отношения к исследовательской работе в рамках художественно-творческой деятельности (модификация теста В.И. Петрушина) [5]. Тест проводился дважды – на этапе реализации идеи при выборе исследовательских тем, а также на этапе анализа результатов при подведении итогов, что служило выявлению динамики развития положительного отношения к исследовательской работе обучаемых, находящегося в зависимости от роста их профессионализма в исследовательской работе. Сравнение результатов тестирования на двух этапах показало: разница в количестве баллов по среднему результату оценок свидетельствовала о динамике развития положительного отношения к исследовательской работе и о росте профессионализма обучающихся в художественно-творческой деятельности. У обучающихся укрепились следующие убеждения: знание теории музыки не менее важно для музыканта, чем хорошее исполнение; чтобы стать грамотным музыкантом, необходимо осваивать культуру и искусство прошлых стилевых эпох. Кроме того, обучающиеся стали в большей мере интересоваться анализом музыкальных произведений, а в будущей работе им видятся привлекательными выступления с лекциями и докладами.
Организация конкурсной работы предполагала использование рефлексивных процедур, в которые вовлекались обучающиеся. Им был предложен тест для рефлексивной самооценки собственных исследовательских возможностей в художественно-творческой деятельности (модификация теста Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина [3]). Было установлено следующее: осмысляя собственные действия относительно письменного анализа музыкального произведения и систематизации информации о музыкальном творчестве, обучающиеся узнают о себе что-то новое; для достижения убедительности в словесном описании музыкальных персонажей обучающимся важно перевоплощаться в них с сочувствием, становиться на их точку зрения; расхождение взглядов одноклассников/однокурсников, педагога относительно созданного обучаемым исследования с его собственными служат для него источником ценной информации; обучающиеся склонны переживать в случае, если им не удалось выразить собственные мысли в письменном анализе музыкального произведения. Средний результат тестирования свидетельствовал о высоком уровне у обучающихся рефлексивной самооценки их исследовательских возможностей в художественно-творческой деятельности и т.д.
В ходе подготовки конкурсных исследовательских работ обучающиеся знакомились с приемами и средствами музыкально-исполнительской, музыкально-композиционной техники. В результате проведения конкурсов «Этюды о музыке и музыкантах» у обучающихся активизировались субъектные позиции, стимулировалось развитие социальной активности, накапливались духовно-нравственные приобретения в результате переживания и позитивного отношения к культурным и художественным ценностям, развивалась творческая самостоятельность.
Подчеркнем, что способности обучаемых к познанию, творчеству и самовыражению, определяющие качество художественно-творческой деятельности, получали активное развитие в рамках конкурсов исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах». Так, способности к познанию развивались благодаря пониманию и запоминанию информации о закономерностях и природе музыкального искусства, формах бытования музыки, творчестве композиторов/исполнителей, использованию абстрактных концепций в получении знаний при углубленном изучении музыкально-литературных источников и самостоятельной работы с ними, анализе нотно-текстового материала, освоении технологии компьютерного набора нотного текста. Способности к творчеству развивались через выработку новых смысловых идей при нестандартных решениях музыкально-творческих проблем. Способности к самовыражению развивались у обучающихся благодаря проявлению их внутренних потребностей во внешней реальности в ходе дальнейшего применения созданных исследовательских работ в учебном процессе музыкально-практических дисциплин, поскольку каждый новый конкурс позволял учитывать опыт предыдущих участников через ознакомление с электронным банком их работ.