Главная
Конференции
Современные тенденции развития науки и образования: вызовы и перспективы
Киберспорт как новая форма развлечения: как он меняет восприятие традиционного с...

Киберспорт как новая форма развлечения: как он меняет восприятие традиционного спорта

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

киберспорт
традиционный спорт
изменение поведения
индустрия развлечений
культурные изменения
общественное восприятие
молодежная аудитория

Аннотация статьи

Киберспорт стремительно набирает популярность, становясь не просто развлечением, но и полноценной сферой профессиональной деятельности. В то же время, традиционные виды спорта продолжают оставаться важной частью культуры и образа жизни многих людей. Мы проанализируем, как киберспорт влияет на традиционные спортивные мероприятия, а также отношение разных групп общества к этому феномену.

Текст статьи

Введение

В настоящее время киберспорт, как новая форма развлечения, становится все более заметным явлением, изменяющим восприятие традиционного спорта. Во-первых, реализация киберспорта как профессиональной дисциплины [1] привела к возникновению новых стандартов зрелищности и вовлеченности аудитории. Игры в жанре MOBA, шутеры и стратегические игры собирают огромные аудитории, как в онлайн, так и на живых мероприятиях, таких как турниры и чемпионаты. Важно отметить, что киберспорт продемонстрировал уникальную способность привлекать молодежную аудиторию [3], которая чаще всего отказывается от традиционных видов спорта.

Оба вида спорта направлены на достижение победы, требуют соблюдения правил, развития навыков и могут проводиться как в индивидуальном, так и в командном формате. Чувство соперничества, дисциплина и самосовершенствование являются неотъемлемыми частями как традиционного спорта, так и киберспорта [2]. Однако, несмотря на сходства, между физическим и виртуальным спортом существуют критические различия, которые влияют на их восприятие и развитие. Традиционный спорт отличается высокой физической активностью, требующей выносливости, силы и ловкости, что делает его более физически требовательным и потенциально травмоопасным. Киберспорт, хотя и требует высокого уровня моторных навыков и реакции, в основном сфокусирован на умственной и тактической подготовке, а не на физической активности. Это приводит к различиям в возрастном составе игроков, продолжительности карьеры и проблемах со здоровьем [4].

Ключевыми факторами в исследовании влияния киберспорта на восприятие традиционного спорта являются:

  1. Выявить, как популярность киберспорта влияет на желание людей заниматься традиционными видами спорта, а также как меняется их мировоззрение и образ жизни под его влиянием.
  2. Исследовать, как новые технологии и подходы, применяемые в киберспорте, могут быть интегрированы в традиционные виды спорта для повышения эффективности тренировок и подготовки.
  3. Разработать рекомендации по созданию связей между киберспортом и традиционными видами спорта, определить возможности сотрудничества и интеграции в образовательные программы для развития всесторонне развитых спортсменов.

Анализ результатов исследования

В качестве методики нашего исследования было выбрано проведение анкетирования с последующей обработкой данных при помощи методов математико-статистической обработки и визуального анализа полученной графической информации.

Чтобы узнать уровень осведомленности респондентов о киберспорте был задан вопрос о том, знакомы ли они с этим понятием. Анализ результатов исследования показывает, что 98,4% респондентов ответили утвердительно. 68,3% из них проявляют регулярный интерес к киберспорту. Важно отметить, что разница в возрасте не оказала существенного влияния на заинтересованность киберспортом, что свидетельствует о его растущей популярности среди всех возрастных групп, а не только среди подростков. Однако половая разница проявилась: мужчины оказались более заинтересованными в киберспорте, чем женщины, которые, тем не менее, также осведомлены о нем, но не проявляют особого интереса.

Для оценки влияния киберспорта на спортивную философию респондентов были заданы вопросы, сравнивающие традиционный спорт и киберспорт. Результаты исследования показали, что респонденты не выделяют один вид спорта как более предпочтительный: 55,6% ответили, что оба вида спорта имеют свои преимущества, а по 22,2% выбрали киберспорт и традиционный спорт соответственно. Однако возраст оказал влияние на ответы: респонденты старше 35 лет в равной степени (по 50%) выделяют важность как традиционного спорта, так и обоих видов спорта. В возрасте до 35 лет респонденты в 22% случаев выбирают киберспорт, в 17% – традиционный спорт и в 61% – оба вида спорта. Эти результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на общую заинтересованность в киберспорте, молодое поколение начинает отдавать предпочтение ему перед традиционными видами спорта.

Для большего понимания степени изменения традиционного восприятия спорта были заданы вопросы о частоте занятий традиционным спортом и игрой в видеоигры. Результаты опроса показали, что ежедневно 36,9% респондентов играют в видеоигры и только 9,2% занимаются традиционным спортом. Но все же 49,2% занимаются физической активностью «несколько раз в неделю» и 27,7% – «несколько раз в месяц». 36,9% респондентов посвящают себя видеоиграм «несколько раз в неделю» и 12,3% – «несколько раз в месяц». Возрастное отличие подтвердило ранее сделанный вывод: опрошенные старше 35 лет в 66,6% случаев никогда не играют в видеоигры, но регулярно занимаются спортом. В то же время, респонденты в возрасте до 35 лет только в 6,4% случаев никогда не играют в видеоигры, однако не забывают и про физическую активность. Результаты исследования помогают понять, что хотя молодое поколение в разы больше увлечены видеоиграми [5].

Опрошенным, регулярно участвующим в киберспортивных соревнованиях (36,5% респондентов), были заданы дополнительные вопросы, чтобы оценить изменения в их мировоззрении и образе жизни под влиянием киберспорта. На вопрос о влиянии киберспорта на физическую активность 60,9% респондентов ответили, что оно не изменилось, 26,1% стали заниматься реже, а 13% – чаще. Несмотря на преобладание ответов о неизменности физической активности, более четверти респондентов все же столкнулись с проблемой более редких тренировок. На вопрос о влиянии киберспорта на привычки в отношении питания и здоровья 69,6% респондентов ответили, что никаких изменений не произошло, 19% стали более сознательными в питании, а 17,4% – менее внимательными к своему здоровью. Результаты исследования свидетельствуют о том, что четверть респондентов подвергается проблеме редких физических нагрузок и возможным проблемам со здоровьем. Однако интерес к совмещению киберспорта и физических тренировок оказался высоким: 73,9% респондентов ответили, что их привлекает возможность совмещать киберспорт и физические тренировки (например, фитнес, спорт и игры). Несмотря на некоторое отрицательное влияния киберспорта на образ жизни опрошенных, есть и существенный плюс: 47,8% респондентов отметили, что киберспорт увеличивает количество общения с друзьями, 39,1% – что он не влияет на их социальную жизнь, а только 13% - что уменьшает время, проведенное с друзьями.

Заключающей частью нашего опроса стал анализ связи между киберспортом и традиционным спортом. Результаты показали, что 77,8% респондентов считают интеграцию киберспорта в традиционные виды спорта важной, 19% – скорее не важной. Из форм сотрудничества наиболее популярными стали: разработка совместных программ и проектов (57,1%), обмен технологиями и методами (55,6%) и проведение совместных мероприятий и фестивалей (52,4%). Эти результаты свидетельствуют о большой заинтересованности в совмещении двух видов спорта. Из преимуществ, которые могут получить традиционные виды спорта от интеграции с киберспортом, были выделены: расширение аудитории и популярности (88,9%), повышение мотивации и интереса к спорту (68,3%) и создание новых профессиональных возможностей (58,7%). Это показывает, что традиционным видам спорта необходимо адаптироваться к современным тенденциям и привлекать молодежь, которая интересуется киберспортом. Объединение с киберспортом может помочь привлечь молодую аудиторию к спорту и сохранить его популярность [6]. Несмотря на повышенный интерес респондентов в объединении двух видов спорта, только 22,2% опрошенных знают, что такое фиджитал спорт и интересуются им, 41,3% – знают, но не интересуются, а 36,5% - не знают совсем. Кроме того, желание поучаствовать в таких играх не такое большое, как ожидалось – 57,1%. Эти результаты свидетельствуют о том, что, хотя фидитал спорт обладает значительным потенциалом, многие остаются неосведомленными или не проявляют интереса к нему, что может означать страх перед чем-то новым.

Мнение о будущем спорта и киберспорта в нашем обществе осталось неоднозначным: 55,6% считают, что киберспорт и традиционный спорт будут больше интегрироваться, а 44,4% – останутся отдельными сферами. Из барьеров, которые могут помешать интеграции данных видов спорта, были выделены недостаток понимания и интереса со стороны спортивных организаций (69,8%) и различия в культуре и ценностях (61,9%). Несмотря на возможные барьеры, традиционные виды спорта уже начали инвестировать в киберспорт [7]. В будущем это может привести к объединению этих сфер, что позволит привлечь больше зрителей и создать новые формы сотрудничества.

Заключение

Исследование показало, что киберспорт, как новая форма спорта, оказывает значительное влияние на восприятие традиционного спорта. Высокий уровень осведомленности и интереса к киберспорту среди респондентов свидетельствует о его растущей популярности. Несмотря на то, что большинство респондентов не выделяют один вид спорта как более предпочтительный, молодое поколение все чаще отдает предпочтение киберспорту перед традиционными видами спорта.

Важно отметить, что, киберспорт не является альтернативой традиционному спорту, а скорее дополняет его, предлагая новые формы вовлечения, мотивации и самовыражения. С его помощью формируются новые общества, а также способ взаимодействия разных культур и молодежной аудитории.

Результаты исследования также показали, что большинство респондентов заинтересованы в интеграции киберспорта в традиционные виды спорта. Преимущества такой интеграции включают расширение аудитории, повышение мотивации и создание новых профессиональных возможностей. Однако, существуют барьеры, такие как недостаток понимания и интереса со стороны спортивных организаций, а также различия в культуре и ценностях.

По итогам исследования были предложены рекомендации по установлению взаимодействия между киберспортом и традиционным спортом:

Совместные программы и мероприятия: Создание интерактивных тренировочных программ с элементами киберспорта и традиционного спорта, например, виртуальная реальность для имитации спортивных условий.

Интеграция в образование: Включение киберспорта в учебные программы спортивных школ, что поможет молодым спортсменам ценить оба направления. Проведение лекций и семинаров для повышения осведомленности тренеров и спортсменов о киберспорте.

Инвестиции в инфраструктуру и партнерства: Создание специализированных спортивных центров, объединяющих киберспорт и традиционный спорт, обеспечит комфортную среду для участников. Формирование партнерств между организациями и федерациями поможет объединить усилия для развития обоих видов спорта.

Это исследование вносит вклад в понимание того, как киберспорт и традиционный спорт взаимодействуют друг с другом, что будет полезно для будущих исследований и изменений в спорте. Уникальность работы заключается в практических рекомендациях по интеграции киберспорта в традиционные виды спорта, что может помочь привлечь новую аудиторию и повысить мотивацию спортсменов. Результаты подчеркивают важность создания связей между этими двумя видами спорта для их сохранения и дальнейшего развития.

Список литературы

  1. Василенко Д.В., Панова Т.В. Киберспорт как новый социокультурный феномен. 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/123245/1/978-5-7996-3688-3_2023_084.pdf (дата обращения: 08.10.2024).
  2. Jeffrey Osei-Agyeman. How Different Is Esports From Traditional Sports? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gamerschangelivespodcast.com/blog/how-different-is-esports-from-traditional-sports/ (дата обращения: 08.10.2024).
  3. 5 причин почему киберспорт – дело молодых. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/YSruyA4rBR6-6QwL (дата обращения: 08.10.2024).
  4. Киберспортсмены заканчивают карьеру раньше обычных спортсменов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/notime/3216235.html (дата обращения: 08.10.2024).
  5. ВЦИОМ: почти четверть россиян играют в видеоигры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.gazeta.ru/tech/news/2022/07/20/18163370.shtml (дата обращения: 08.10.2024).
  6. 5 Ways eSports can Benefit Traditional Sports. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://redtorch.sport/insights/5-ways-esports-can-benefit-traditional-sports/ (дата обращения: 08.10.2024).
  7. The Merger of Esports and Traditional Sports. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.icrave.com/the-chop/2021/1/5/the-merger-of-esports-and-traditional-sports (дата обращения: 08.10.2024).

Поделиться

399

Юркина Н. В., Халезова А. А. Киберспорт как новая форма развлечения: как он меняет восприятие традиционного спорта // Современные тенденции развития науки и образования: вызовы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 97-101. URL: https://apni.ru/article/10250-kibersport-kak-novaya-forma-razvlecheniya-kak-on-menyaet-vospriyatie-tradicionnogo-sporta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января