Время и судьба не пощадили великого творца XVIII века, так как забыты и потеряны следы многих его построек. Но более ста лет не утихают споры: «Что оставил нам В. И. Баженов, какие произведения принадлежат ему, а какие из них ему только приписывают?» Бесспорно, баженовскими являются проект Большого Кремлевского Дворца, давший архитектору мировую известность и Царицынский ансамбль, не получивший достаточного признания, нареченный ранее масонским, был вычеркнут из ярких произведений зодчества России XVIII века.
Рис. Царицынский ансамбль. Игольчатая арка
Типологические исследования Царицынского ансамбля, проведенные автором данной статьи, показывают, что Царицынский ансамбль не имеет аналогов и не вписывается в существующие и практические области архитектуры. Более двухсот лет Царицынский ансамбль был окутан пеленой таинственности, поскольку история оставила очень скудные сведения об этой замечательной постройке. В историческом разделе архитектуры XVIII века утверждается, что великий зодчий построил ансамбль для увеселения и забав Екатерины II, и традиционно относят эту летнюю резиденцию императрицы к романтическому направлению. У исследователей творчества В. И. Баженова сложился стереотип – все баженовское причислять к плоду романтического порыва гения.
Но это глубочайшее заблуждение. Баженов, проектируя Царицынский ансамбль, использовал совершенно иной композиционный принцип организации архитектурного пространства. Он составил ансамбль из объектов-символов, композиционная организация которых, имеет тематическо-сюжетное развитие. Причем развитие это идет по вертикали, направлено вверх. Так организовано и христианское храмовое пространство – от паперти к алтарю. Композиционно ансамбль воспроизводит отдельные иконографические темы, лавная из которых формируется по схеме креста-кардо. Развитие сюжета можно проследить по панораме, выполненной В. И. Баженовым (она хранится в Музее Щусева). На трехметровой панораме Солнце, как космический объект, изображено слева. Оно движется слева направо и как символ, солнце переходит на архитектурные объекты, повторяясь в них многократно, «зависает» над высоким прибрежным холмом. Здесь, в точке пересечения композиционных осей, идущих по схеме креста, образуется кульминационное ядро всего ансамбля – Дворец Солнца (Малый дворец), который находится на самой высокой точке прибрежного холма, служащего ему пьедесталом.
Исследования показали, что композиционное построение ансамбля подчинено единой концепции, все сооружения взаимоувязаны и каждое имеет конкретное пространственное заполнение и развитие. Тематическое развитие идет по сюжетно-композиционным осям [1].
Первая, духовного содержания, начинается с формирования сущности человеческого бытия: рождения новой жизни, духовного освящения, посвящения в христианский мир и перехода в вечность.
Вторая имеет земное смысловое наполнение: символы народа, верховной государственной власти. И все это под божьим оком. Используя каноны священного писания, Баженов предусмотрел крестово-осевую композицию сюжетного построения ансамбля, который имеет направленное развитие – слева направо, как и в символах исторического развития человечества. Восприятие ансамбля рассчитано на непрерывное и постепенное формирование образа по мере продвижения от одного объекта к другому по организованным осям, как по временной аналогии жизненного пути – от рождения к вечности. На крутой высокой горе он построил сказочный по красоте и глубоко духовный по тематическому наполнению священный град [3].
По священному писанию образы святых воплощает Небесный Свет. Архитектор в своем сооружении изобразил святых световыми проемами. Масштаб, формы, философская подоплека стали инструментами гения Баженова.
Приемы, заложенные в создании Царицынского ансамбля, являются за предельными для осуществления и духовного осознания. В этом, пожалуй, причина столь долгого молчания исторического памятника, хранившего тайну не земного, Божественного гения.
Игольчатая арка с галереями – терновый венец Спасителя – самостоятельное и монументальное сооружение. Двухуровневая арка выполнена из белокаменных элементов алмазной огранки. Под стрелой арки между призмами раньше размещался белокаменный равносторонний крест – иконографический символический знак.
Солнце – центр Вселенной. И Баженов впервые в мировой градостроительной практике придает этому символу важное значение. Солнце изображено на парапете главного фасада Малого дворца, в центре которого размещен вензель Екатерины II. Форма вензеля соответствует форме герба России. Этот овал еще несколько раз появится на дворце. Дворец иконостаса православного храма (Средний дворец) символизирует алтарный образ России – на боковых фасадах дворца изображаются персонифицированные образы первых монархов Российской империи – Петра I и Екатерины II. В соответствии с канонами православных храмов центральное место на иконостасе занимает Бог-отец, у Баженова – Петр I [1].
Первый император России изображен в форме центрального окна-киота, расположенного над главным входом. Окно-киот, изображающее императора, имеет сложную форму: ее верхняя часть завершается овалом – геометрической фигурой, повторяющей герб России, но развернутой по длинной оси на 90 градусов. По двум сторонам от центрального окна располагаются окна-киоты, символизирующие образ Екатерины II. И здесь зодчий использует форму герба России, но малого радиуса. Закрепляются образы символическим приемом свечами обелисками, расположенными в простенках.
Во что превращены баженовские шедевры за долгие годы реконструкции? Малы реконструкции? Малый дворец (Дворец Солнца) был перекрыт купольным сводом; игольчатая арка перестала нести символический образ Спасителя, с нее удалили равносторонний крест; но второму кавалерийскому корпусу пристроили входную площадку, и царская корона, инкрустированная белый камнем с алмазной огранкой с лицевой, фасадной стороны, приобрела убогий вид. Естественно, возникает вопрос что, делать с уникальным историческим памятником, который чудом выстоял, выжил в искаженном виде и дошел до наших дней? Восстанавливать по сохранившимся баженовским материалам или продолжать дальше разрушать его, как это сделал по приказу императрицы М. Ф Казаков и многочисленные его последователи?