Главная
АИ #42 (224)
Статьи журнала АИ #42 (224)
Правовое регулирование в строительной деятельности

Правовое регулирование в строительной деятельности

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

строительство
строительная деятельность
нормативный акт
правовое регулировании в строительной деятельности

Аннотация статьи

В статье рассматривается общее понятие строительной деятельности, этапы строительства, и определение нормативно-правовых актов, регулирующую строительную деятельность. Изучение и анализ нормативно-правовой базы в строительной деятельности дает возможность определить ее несовершенства и разработать рекомендации по ее усовершенствовании.

Текст статьи

Целью настоящей статьи является исследование правового регулирования в строительной деятельности и разработка предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы в данной сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать определение строительной деятельности и этапам строительства;
  • Изучить нормативно-правовые акт, регулирующие строительную деятельность;
  • Сделать анализ комплексу нормативно-правовой базы в строительной деятельности.

В общем понимании под строительством или строительной деятельностью понимается как совокупность процессов по созданию новых зданий и сооружений, либо же реконструкции и капитальному ремонту уже существующих зданий и сооружений или иных объектов недвижимого имущества, а также комплекса инфраструктуры.

Сложность строительных работ связана не только с трудоемкостью производственного цикла, но и с взаимодействием участников строительства еще до начала строительно-монтажных работ. Это взаимодействие начинается на этапе планирования между проектировщиком, заказчиком и инвестором, а также с участием контрольно-надзорных органов и других участников.

Окончательным и подтверждающим документом, что завершенный объект полностью соответствует требованиям технических регламентов и имеющейся проектной документации, является заключение, выданное региональным органом Госстройнадзора (ГСН). Данное заключение является необходимым для получения разрешения на эксплуатацию объекта.

Роль государства в строительной отрасли является комплексной и включает как административные, так и экономические методы регулирования. Административные методы включают разработку и реализацию нормативно-правовых актов, контроль за соблюдением законодательства, а также формирование государственных строительных стандартов. Экономические методы включают использование инструментов налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной, таможенной и страховой политики.

Необходимо отметить, что строительная отрасль является динамичной частью экономики, требующей постоянного обновления нормативной документации. Одним из основных инструментов регулирования строительной деятельности является законодательство. Начиная с советского периода в стране и по настоящее время, был накоплен значительный объем нормативных документов, регулирующих строительную деятельность. Эти документы объединены в массив нормативных актов, используемых контрольно-надзорными органами, проектными организациями, инвесторами, застройщиками и другими участниками строительной деятельности.

Таким образом, строительная деятельность регулируется множеством нормативных и ненормативных актов, издаваемых как государственными, так и негосударственными органами.

Правовое регулирование строительной деятельности определяется не только типом возводимого объекта и масштабами строительства, но и этапом в строительстве:

  • определение целей и задач для возводимого здания или сооружения;
  • приобретение прав на земельный участок;
  • подготовка и утверждение проекта планировки и проекта межевания;
  • инженерные изыскания;
  • осуществление архитектурно-строительного проектирования;
  • определение стоимости строительно-монтажных работ;
  • согласование проектной документации и стоимости работ с заказчиком;
  • получение разрешения на строительство и оформление земельных правоотношений;
  • осуществление строительно-монтажных работ;
  • ввод возведенного объекта в эксплуатацию;
  • регулярное техническое обслуживание и контроль.

Каждый из перечисленных этапов имеет свои особенности и специфику. В соответствии с этим, каждый этап регулируется соответствующим набором нормативных актов.

Основополагающим для регулирования предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации используется гражданское законодательство, ключевым нормативным актом которого является Гражданский Кодекс РФ [1].

На основании главы 37, параграфа 3 Гражданского Кодекса, государство осуществляет регулирование предпринимательской деятельности в области строительства при помощи правовой регламентации основных форм договоров, используемых в данной деятельности. Так при оформлении коммерческих отношений в строительстве используется договор подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, который обязуется принять результат работы и оплатить его.

Договором подряда опосредствуется широкий круг хозяйственных работ. Одними из наиболее «классических» сфер подряда являются строительные работы по возведению разного рода строений и сооружений.

Различные типовые коммерческие договоры имеют важное значение в сфере предпринимательской деятельности. Такие договоры разрабатывают, как правило, национальные или международные объединения предпринимательских структур. Особенно важны такие договоры в области строительства, где деятельность носит повышенную опасность, и предпринимательские риски велики. В России сейчас такими объединениями являются саморегулируемые организации строителей, которые, в том числе устанавливают обязательные требования к договорам на проведение работ или оказания услуг своих членов.

В строительных отношениях также применяются другие нормы гражданского законодательства, включая положения о договорах поставки, купли-продажи, страхования и другие.

Вторым основным нормативным актом правового регулирования строительной деятельности является Градостроительных Кодекс [2].

Данный кодекс регулирует саму деятельность в области архитектуры и градостроительства в России. В Кодекс предложены 10 глав, в которых последовательно изложены нормы градостроительной деятельности, начиная с общих положений, полномочий государственных органов по управлению строительством, ценообразование строительных работ, норм проектирования, территориальное планирование и зонирование населенных пунктов, планировка территории, строительство и реконструкция объектов, а также деятельность саморегулируемых организаций (СРО) в строительной сфере и ответственности за нарушения градостроительного законодательства.

Важной функцией градостроительного кодекса является защита интересов граждан и общества в целом. Он устанавливает требования к качеству жилой и коммерческой застройки, обеспечивая безопасность и комфорт жизни горожан. Кроме того, кодекс регулирует вопросы экологической безопасности и сохранения природных ресурсов, что является важным аспектом в современном мире.

Для объектов капитального строительства, прочно связанных с землей, немаловажным нормативным актом является Земельный Кодекс РФ [3]. Регулирование вопросов земельных правоотношений в сфере строительства касательно категории земель и виды их разрешенного использования, о правах на землю, о порядке предоставления земельных участочков и многие другие лежат в основе данного кодекса.

Также земельный кодекс регулирует вопросы охраны и использования природных ресурсов на земельных участках, что является важным аспектом в строительстве. Он устанавливает требования к экологической безопасности и охране окружающей среды при проведении строительных работ.

Нарушение положений земельного кодекса может привести к серьезным последствиям, включая штрафы и прекращение строительства. Поэтому соблюдение его требований является обязательным для всех участников строительного процесса.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4] является важным отраслевым нормативным актом, который регулирует вопросы, связанные с техническими стандартами и требованиями к качеству продукции, услуг и процессов производства.

Строительная отрасль является одной из самых технически сложных и ответственных сфер деятельности. Качество и безопасность зданий и сооружений являются основополагающими для жизни и здоровья граждан. Именно поэтому, для обеспечения высокого уровня безопасности в строительстве, был принят специализированный нормативный акт - Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5]. Этот закон был разработан на основе № 184-ФЗ и устанавливает обязательные требования к проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту зданий и сооружений. Он также регулирует вопросы сертификации и контроля за соответствием объектов строительства установленным национальным и международным стандартам и сводам правил, утвержденным Правительством РФ (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 42 закона № 384-ФЗ).

Вывод

Таким образом, современная система нормативно-правового регулирования строительства включает в себя сложный комплекс правовых актов, включая смежные отрасли права, специализированные строительные акты, а также обширный массив нормативно-технических документов. Эта система является громоздкой и требует систематизации, возможно, путем принятия специализированного кодифицированного акта в области строительства.

Упорядочность и оптимизация нормативно-правовой базы даст возможность для развития предпринимательской деятельности в сфере строительства.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции ФЗ от 8 августа 2024 г. № 237-ФЗ) // [Электронный ресурс]. В данном виде документ опубликован не был. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 7 октября 2024).
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в редакции ФЗ от 8 августа 2024 г. № 238-ФЗ, № 261-ФЗ и № 280-ФЗ) // [Электронный ресурс]. В данном виде документ опубликован не был. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 7 октября 2024).
  3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции ФЗ от 4 августа 2024 № 469-ФЗ и № 486-ФЗ) // [Электронный ресурс]. В данном виде документ опубликован не был. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 7 октября 2024).
  4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2022 г. № 453-ФЗ) // [Электронный ресурс]. В данном виде документ опубликован не был. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 8 октября 2024).
  5. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ (в ред. 25 декабря 2023 г. № 653-ФЗ) // [Электронный ресурс]. В данном виде документ опубликован не был. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 8 октября 2024).

Поделиться

23

Мельникова Ю. Р. Правовое регулирование в строительной деятельности // Актуальные исследования. 2024. №42 (224). URL: https://apni.ru/article/10259-pravovoe-regulirovanie-v-stroitelnoj-deyatelnosti

Похожие статьи

Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября