Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
На современном этапе игровые технологии представлены в двух формах – направленной (директивной) и ненаправленная (недирективной). Различия между ними заключаются в функциях и роли педагога. Если в рамках направленной игры он обсуждает с ребенком его чувства, эмоции, действия с игрушками, т. е. выполняет активную роль, то во втором варианте ребенку предоставляется полная самостоятельность; в игре он осознает самого себя, свои достоинства и недостатки, сам преодолевает свои трудности и изживает конфликты.
Цель использования игровых технологий – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре ситуации, которые помогут приобрести необходимые коммуникативные навыки при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровых технологий состоят в том, чтобы помочь ребенку:
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- развить более позитивную Я – концепцию;
- стать более самоуправляемым;
- выработать большую способность к самопринятию;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить внутренний источник оценки;
- обрести веру в себя.
Принято выделять также индивидуальную и групповую формы организации игрового коррекционного воздействия. Вопрос об использовании той или другой формы в каждом конкретном случае решается в зависимости от ведущих проблем в социальном и личностном развитии детей.
Игровые технологии являются ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания.
Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной, жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.
Применения игровых технологий помогает педагогу:
- Эффективно работать над развитием коммуникативных навыков дошкольников в двух сферах их контактов с окружающими людьми со взрослыми и сверстниками, а также увидеть особую роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.
- Способствовать процессу самораскрытия и познания детьми друг друга.
- Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
- Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
- Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.
- Совершенствовать воспитательно - образовательную работу.
Игровая деятельности ребенка – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль игра может сыграть в развитии ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности. Важной особенностью детей дошкольного возраста является незрелость эмоционально-волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра как психолого-педагогический метод развития ребенка ставит своей целью, по мере расширения представлений об окружающем, накопление опыта, рост возможностей общения, изучение необходимых слов и выражений и сферы использования, необходимых для данной игровой ситуации речевых средств, освоение разнообразных игровых действий, наблюдение за бытовыми действиями взрослых, внимательно рассматривая игрушки, дети сравнивают их, развивая внимание, память. Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. Важно отметить роль дидактической игры, которая должна занимать значительное внимание в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Таким образом, мы видим, что в жизни человека феномен игры всегда имел огромное значение, от развития навыков общения до коррекции способов и методов человеческого взаимодействия. Игровые технологии являются эффективными в ситуации развития навыков общения дошкольников, особое значение приобретают в работе с детьми с задержкой психического развития включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.