Анализ уровня исламофобии среди студентов Санкт-Петербурга

Автор(-ы):

Винникова Ирина Игоревна

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

социологический опрос
исламофобия
студенты
Санкт-Петербург

Аннотация статьи

В статье анализируются результаты социологического опроса, проведенного для выявления уровня исламофобии среди студентов Санкт-Петербурга. Анализируются полученные данные, определяющие отношение студентов к исламу, раскрываются наиболее «проблемные» места.

Текст статьи

По данным информационного агентства ТАСС в России за первое полугодие 2017 года за преступления террористической направленности были осуждены 205 человек [1]. Среди осужденных числятся граждане стран СНГ (22 человека), 11 женщин и 6 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет (двое - за оправдание терроризма, один - за обучение, трое - за участие в террористической организации). В 2016 году только в Российской Федерации за террористические преступления (это и участие в деятельности организации, признанной террористической; вовлечение или содействие террористическим преступлениям; публичные призывы и публичное оправдание терроризма; обучение в целях совершения террористической деятельности; несообщение о преступлении террористической направленности) было осуждено 420 человек. Для достижения своих целей приверженцы радикальных взглядов (хотя, говорить о «радикальных» взглядах в контексте религии, на мой взгляд, некорректно) применяют насильственных методы, основанные на применении физической силы и всевозможные методы запугивания (что и называется террором), а в оправдание своих действий обращаются к вырванным из контекста стихам (айятам) Корана (так называемым «айятам меча»). Своими действиями террористы формируют негативный образ ислама в целом, в связи с чем шансы роста конфликтогенной напряженности в обществе значительно возрастают. Основные методы борьбы с распространением идей радикального ислама и вовлечением в террористическую деятельность, следует проводится с учетом конкретной ситуации в регионе, в зависимости от его особенностей. Основным же инструментом остается информационное воздействие.

Обсуждение вопросов и проблем исламофобии не сходят с повестки дня научного сообщества вот уже несколько десятилетий. Сам термин «исламофобия» получил первое определение в опубликованном докладе британской неправительственной организации Runnymede Trust «Исламофобия: вызов для всех нас». В частности говорилось, что исламофобия – любое различие, ограничение или исключение против мусульман (или тех, кто могут быть так восприняты), целью которого лежит аннуляция или ослабление осуществления на равной основе прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой сфере жизни [3]. В дальнейшем, термин «исламофобия» в академическом дискурсе получал различные определения. Основным компонентов в этой трактовке выступают предубеждения против мусульман и религиозная дискриминация. Современные исследователи уделяет немало внимания анализу роли и места СМИ в формировании этих предубеждений. В наше же поле зрения попало студенческое сообщество Санкт-Петербурга, на примере которого мы постараемся проследить уровень настроений студентов по отношении к исламу.

По данным официального сайта администрации, Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России , в системе которого содержится 43 государственных гражданских вуза и 1 научная организация, реализующие программы высшего образования, а также 29 негосударственных организаций, реализующих программы высшего образования [2].

В опросе (проводился в ноябре 2019 года) приняли участие студенты университетов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургский государственный университет, Горный университет, педагогический университет им. А.И. Герцена, Северо-Западный институт управления РАНХиГС. Всего было опрошено 593 респондента.

Участникам опроса было предложено дать ответы на следующие вопросы:

  1. К какой конфессии вы себя относите?
  2. «Ислам – чуждая религия для РФ». Согласны ли Вы с этим утверждением?
  3. Ваше личное отношение к исламу
  4. Близкий вам человек решил принять ислам. Как вы отреагируете?
  5. Представьте, что идут президентские выборы. Как вы отнесетесь к тому, что президентом РФ может оказаться мусульманин?
  6. На ваш взгляд, СМИ влияют на формирование образа ислама?
  7. На ваш взгляд, изменилось ли отношение к исламу в России?
  8. Какие первичные ассоциации возникают у вас при слове «ислам»?
  9. Есть ли среди ваших близких людей исповедующие ислам?
  10.  «Я испытываю чувство тревоги находясь в общественном месте рядом с людьми, которых идентифицирую как мусульман». Согласны ли вы с этим утверждением?
  11.  Что на ваш взгляд способствует формированию негативного восприятия образа ислама?
  12.  На ваш взгляд, чему учит ислам?
  13. Как вы думаете, есть ли разница в культурном взаимодействии с исламом на Западе и в России?
  14. Как вы думаете, влияет ли формирование негативного образа ислама отсутствие знаний об этой религии?

Чтобы предотвратить возможное искажение результатов, ответы студентов, определяющих себя в качестве мусульман, будут проанализированы отдельно. Из общего числа опрошенных (593 человека) мусульманами считают себя 48 человек, что составляет 8%. Однако в ходе обработки результатов выяснилось, что ответы представителей данной религии совпадают с ответом большинства.

Итак, ответ на первый вопрос «К какой конфессии вы себя относите?» дали 545 человек. 55,7% опрошенных не считают себя верующими; 36,3% придерживаются православия; 1,3% протестантизма; 1,1% иудаизма, остальные 5,6% придерживаются либо иной веры, либо не определились со своим отношением к религии.

На второй вопрос («Ислам – чуждая религия для РФ». Согласны ли Вы с этим утверждением?) 57,9% опрошенных дали отрицательный ответ и не согласились с этим утверждением; 27,5% согласились с утверждением; 14,6% не смогли определиться с ответом.

Третий вопрос, выявляющий личное отношение к исламу у студентов, определил нейтральное отношение к этой религии у 69,4%, об отрицательном отношении заявили 18,9%, положительное отношение продемонстрировали 5,7% опрошенных, 6% затруднились дать ответ.

Четвертый вопрос (Близкий вам человек решил принять ислам. Как вы отреагируете?) показал следующие результаты: 54,9% отреагировали бы нейтрально, 27,5% отрицательно, 13,2% затруднились дать ответ, а 4,4 % отреагировали бы положительно.

Вопрос о президентских выборах показал следующие результаты: 52,6% опрошенных обратили бы первоочередное внимание на программу кандидата, а не на его религиозную принадлежность; 40.1% не хотели бы видеть мусульманина на посту президента России, 7,3% затруднились дать ответ.

На вопрос «На ваш взгляд, СМИ влияют на формирование образа ислама?» 81% студентов ответили утвердительно, 10,1% дали отрицательный ответ, не определились с ответом 9,9 % опрошенных.

Вопрос №7 (На ваш взгляд, изменилось ли отношение к исламу в России?) показал следующее: 52,6% отметили ухудшение по отношению к исламу, 24% затруднились дать ответ, 12,3% отметили улучшение, 11,2% не выявили каких-либо изменений.

Вопрос об ассоциациях при слове «ислам» продемонстрировал ассоциации с религией и верой у 25,1% опрошенных, с мигрантами у 11,7%, ассоциации с Кавказом выявлены у 13,1%, с терроризмом – 12,2%, с радикализмом у 11%, с культурными достижениями у 4,4%, с родственниками и знакомыми у 2,8%, с Кораном ислам ассоциируется у 19,7 %.

На вопрос «Есть ли среди ваших близких людей исповедующие ислам?» 63% ответили отрицательно; 31,5% дали утвердительный ответ; 5,5% затруднились дать ответ.

Вопрос №10 («Я испытываю чувство тревоги находясь в общественном месте рядом с людьми, которых идентифицирую как мусульман»), предполагающий согласие с положением или его отрицание показал следующее: 64,8% не согласны с данным утверждением, 23,6% испытывают чувство тревоги, затруднились дать ответ 11,5 процентов.

Результаты на вопрос «Что на ваш взгляд способствует формированию негативного восприятия образа ислама?» выглядят следующим образом: 34,3% видят влияние СМИ, 19,3% считают причиной различие культур и вызванный цивилизационный конфликт, 23,6 % считают причиной использование исламских лозунгов сторонниками политического экстремизма; 11,2 % связывают негативное восприятие с историческим контекстом (с определенными событиями, произошедших в прошлом), 11,6% считают причиной агрессивное или неуважительное поведение отдельных представителей мусульманской религии.

Результаты на вопрос «На ваш взгляд, чему учит ислам?» выглядят следующим образом: 29,8% считает, что ислам учит нравственности и дисциплине; 19,1% считает фанатизму; 11,3% – человеколюбию, мирному существованию с другими религиями – 14,3%, а нетерпимости к иноверцам – 20,9%, остальные же затруднились дать ответ.

Выявление различий в культурном взаимодействии с исламом на Западе и в России дало следующее: 49,5% считают, что такая разница есть; 16,7% ответили отрицательно, 33,9% ответить затруднились.

На вопрос «Как вы думаете, влияет ли формирование негативного образа ислама отсутствие знаний об этой религии?» утвердительно ответили 61,4%, отрицательный ответ дали 25,3%; 13,4% затруднились дать ответ.

Какие выводы можно сделать? Безусловно, долгое контактное проживание и многонациональный состав Российской Федерации не могли не сыграть благоприятную роль в восприятии ислама, а также выявить достаточно низкий уровень исламофобии среди студентов. Важную роль в формировании образа этой религии в СМИ отметили подавляющее большинство опрошенных, однако отсутствие знаний об исламе или поверхностное представление о нем также имеет принципиальное значение. Наибольшее противоречие у студентов, не изучающих религии на профессиональном уровне, вызывают так называемые «аяты меча» в Коране, в связи с чем возникает необходимость акцентировать внимание на недостоверность каких-либо выводов при изучении предмета вне контекста.

Список литературы

  1. Администрация Санкт-Петербурга: официальный сайт. – https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_science/statistic/ (дата обращения 22.05.2020)
  2. За террористические преступления в РФ за I полугодие осуждены 205 человек. URL: http://tass.ru/obschestvo/4667453. (Дата обращения 22 октября 2019 года)
  3. RUNNYMEDE TRUST. Islamophobia. – http://www.runnymedetrust.org/meb/islamophobia (дата обращения: 30.03.2020)

Поделиться

1612

Винникова И. И. Анализ уровня исламофобии среди студентов Санкт-Петербурга // Модернизация сферы образования и науки с учетом мировых научно-технологических трендов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 56-59. URL: https://apni.ru/article/1027-analiz-urovnya-islamofobii-sredi-studentov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля