Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Игра является наиболее подходящим средством в процессе формирования коммуникативных умений. Само содержание учебного материала и методики его преподавания детям должны опираться на имеющиеся у них потребности в общении, в игре, в движении, в продуктивных видах деятельности.
В дошкольном возрасте у детей с нарушением речи может наблюдаться дефицит общения, а именно, не умение доносить информацию друг до друга. Невнимание, неумение слушать, боязнь высказывания собственного мнения при аудитории, недостаточно развитая вербальная и невербальная коммуникация, трудность в общении. Поэтому одним из средств формирования коммуникативных способностей, может быть выбрана игра, как наиболее интересная эффективная и мобильная форма достижения педагогических целей.
Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубят дрова, деревья, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «На лесной опушке» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Начиная с младшего возраста (и в последующих группах), на занятиях и вне образовательной деятельности у детей формируют культуру речевого общения: ребенка учат смотреть во время разговора на собеседника, разговаривать спокойным, доброжелательным, вежливым тоном, следить во время общения за своей осанкой, избегать суетливых движений и т. д. Все это помогает выработать у детей определенные этические нормы поведения. В свою очередь большое значение имеет правильное поведение самого воспитателя, которое является хорошим примером для подражания.
Пребывание детей в детском саду создает благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи. Работа по формированию коммуникативных умений может осуществляться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов и т. д.). Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.
Необходимо, чтобы логопед в процессе работы с детьми объективно и тактично оценивал успехи каждого ребенка и привлекал к ним внимание его товарищей.
В группе дети усваивают термины «слово», «звук», выполняют простейший анализ слов различной звуковой структуры, учатся произносить слова с переносным ударением, находить ударение в словах, названных логопедом.
Наиболее эффективным является использование любых моментов в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро, медленно.) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются «входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Немалое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов.
Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются личностные качества – выдержка, дисциплинированность, целеустремленность и нравственные – смелость, честность, доброжелательность и т. д. Таким детям легче найти себе друзей.
Популярной на сегодняшний день считается методика развития коммуникативных способностей дошкольников на занятиях и в игре с участием их родителей.
На первом этапе обучения ребенка привлекают к пониманию необходимости формирования эффективных коммуникативных навыков, воспитания культуры общения. Особое внимание уделяется созданию специальных ситуаций, в которых дети учились вести диалог со взрослым и сверстником, развитию коммуникативных способностей.
На втором этапе основное внимание уделяется развитию собственно коммуникативных способностей через формирование умений детей использовать в специально созданных ситуациях слов речевого этикета, употребления разнообразной лексики, содержательно связанной с ситуацией. Проводится индивидуальная работа с детьми, поведение и развитие коммуникативных способностей, которых не зависело от проводимых бесед.
На третьем этапе главное внимание уделялось играм – драматизациям, в которых закреплялось умение вести диалог в разных ситуациях, развитие коммуникативных способностей через рисование, сочинение рассказов, отражающих эмоциональное и культурное (или наоборот) поведение героев.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Именно они определяют степень активности ребёнка, влияют на его развитие. Это необходимо учитывать, чтобы коррекционно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью. Игровая деятельность совместно с другими формами деятельности ребёнка способна решить эти задачи.
Таким образом, полноценное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.