Приоритетной задачей в системе дошкольного образования является развитие личности ребенка, его индивидуальных свойств, самобытности. Поэтому на первый план выходит выявление одаренных детей и развитие их духовных качеств, творческой индивидуальности, интеллекта и эмоциональной сферы.
Для адекватного исследования проблемы работы с музыкально-одаренными детьми необходимо определить аспекты одаренности. Первым из них являются незаурядные музыкальные способности. А. Л. Готсдинер под этим понимал «особую восприимчивость индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее» Психолог указывает, что для полноценного восприятия музыки человеком необходима способность дифференцировать элементы музыкальной ткани, что дает навык слуховой конкретизации выразительных средств, образующих музыкальный образ.
Осмысление музыкальности позволяет включить в ее состав музыкальный слух и чистую голосовую интонацию, чувство ритма, музыкальную память. Все это у детей, имеющих музыкальные способности, присутствует в полной мере, однако у одаренных воспитанников данные компоненты выражены в высшей степени индивидуально: блестящий музыкальный слух, феноменальная память и т. д. Наряду с этим одаренные дети имеют природно-скоординированный исполнительский аппарат, высокий уровень обучаемости и работоспособности.
Другим аспектом одаренности является наличие творческих способностей и творческого мышления. Музыкальное исполнительство – процесс творческий, направленный на создание новых музыкальных красок в, казалось бы, уже известном произведении. Это важная составляющая профессионализма музыканта, направленная на построение искреннего диалога со слушателем в процессе исполнения. В. И. Петрушин отмечает, что от исполнителя требуется «безмерно любить исполняемое им произведение и вдыхать в него свою душу». Но если эта душа не богата переживаниями, то чуда не произойдет – Галатея останется мертва, и то, что выходит от исполнителя, останется мертвым»
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Здесь неоценимыми помощниками могут и должны стать родители ребенка. Родителям необходимо помнить, что похвала и поощрение всегда являлись стимулом познания, и нет предела восторгу детей, когда они слышат одобрительные слова и поддержку в свой адрес близких и самых дорогих ему людей.
Развитие одаренных детей в условиях ДОУ происходит в процессе работы над музыкальным материалом. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху. Что касается одаренных детей, то их исполнение изначально отличается яркостью, индивидуальностью, осознанностью художественного образа. И хотя часто их трактовка произведения не совпадает с жанрово-стилевыми особенностями и композиторским замыслом, признаки самостоятельности в выборе средств и заинтересованность в качестве отражения образной картины в игре всегда ярко выражены.
Исполнительское искусство – это творческая деятельность ребенка-музыканта, которая базируется на знаниях о музыке, его исполнительских и познавательных навыках, а также жизненном опыте. Развитие данных аспектов, по мнению авторов статьи, и является содержанием системы педагогического сопровождения музыкально одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде, главной целью которой является создание социально-педагогических и психологических условий, в которых каждый ребенок становится субъектом своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Занятия с ребенком в данном направлении требуют индивидуального подхода и отхода от стандартных форм организации педагогической деятельности. В первую очередь, педагогу необходимо понимать, что специфика методов, форм работы и средств обучения напрямую зависит от возрастных психических особенностей воспитанника несмотря на то, что одаренный ребенок интеллектуально и эмоционально более развит, чем другие дети.
В рамках музыкального воспитания музыкально-одаренных детей исследователи выделяют два подхода:
1. Ускорение обучения, способствующее раскрытию потенциальных возможностей юных музыкантов посредством их познавательной активности, развития восприятия и навыка быстрой переработки информации. Данный подход позволяет ребенку быстро осваивать новые навыки и знания, а также их закреплять.
В рамках ускорения обучения выделяются следующие формы:
- начало обучения в раннем возрасте (как правило, младший или средний дошкольный),
- работа по индивидуальной программе с увеличением количества учебных часов на освоение предмета. Это дает ребенку больше времени не только для освоения исполнительских навыков и музыкально-теоретических знаний, но и для осознания форм их использования в собственной деятельности, быстрого наращивания исполнительского мастерства.
2. Обогащение обучения – альтернатива ускорению, которая позволяет ребенку при грамотном подходе более глубоко и подробно изучать содержание музыкального исполнительства. При данном подходе в рамках индивидуального развития ребенок получает более широкие познания в области музыкального искусства, устойчивые профессиональные исполнительские навыки, доходя до высокого уровня мастерства.
Среди форм работы с одаренным ребенком в условиях ДОУ используются не только занятия, но и занятия в кружках и индивидуальна работа, в содержании которых – расширенный репертуар, нацеленный на постижение жанрово-стилевых особенностей музыки и образной составляющей произведений. Большое развивающее значение также имеют формы работы, направленные на развитие навыка анализа музыкального материала и его описания. Более эффективной является практика пополнения репертуара разножанровыми и разностилевыми произведениями, которые не только будут всесторонне развивать детей в исполнительском плане, но и расширять их музыкальный и общий кругозор.
Подготовка одаренных детей к музыкально-исполнительской деятельности в современном дошкольном образовании напрямую связана с работой педагогов. По мнению авторов статьи, связь педагога ДОУ и педагога музыкальной школы в развитии и обучении одаренного ребенка сегодня приобретает новую форму – форму менторства. Содержанием данной работе являются не только консультации у педагога музыкальной школы, но и участие их в совместных творческих проектах, привлечение ребенка к мастер-классам ментора, помощь ментора в подготовке к ответственным сценическим выступлениями участием в конкурсах. Это способствует сохранению связи «детский сад-школа», расширяет возможности ребенка в концертной деятельности, в общении со старшими и сверстниками – «коллегами по цеху», что позволяет ему осмыслить свое место в музыкальном сообществе и серьезнее подходить к предпрофессиональной подготовке.
Работа педагога с одаренными детьми в условиях этих направлений налагает на него большую ответственность и требует наличия высокой культуры, эрудиции, психологической готовности работать с воспитанником, широких знаний в области общей и музыкальной педагогики и психологии. Без данных качеств, вряд ли возможно планирование содержания индивидуальных программ для подобных детей, а также решение проблемы выбора репертуара, который будет планомерно и разносторонне их развивать.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что важное место в развитии одаренного ребенка занимают не только создание педагогами условий для творческого развития, но и психологически комфортной творческой образовательной среды и психического здоровья ребенка.