Главная
Конференции
Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития
Особенности формирования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста ...

Особенности формирования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольники
общее недоразвитие речи
моторика
моторные функции

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности формирования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Текст статьи

Дети с общим недоразвитием речи – это категория детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, у которых оказываются несформированные все компоненты языковой системы: лексика, грамматика и фонетика и, как следствие, связная речь.

С психолого-педагогических позиций общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико­грамматического недоразвития. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирования зависящих от него речевых компонентов. Переход от одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей.

С позиций клинико-педагогического подхода Е. М. Мастюкова выделила три основные группы детей ОНР, руководствуясь критериями: наличие или отсутствие органического поражения речевых органов и систем и его локализация:

  1. Дети с неосложненным (клиническими проявлениями) дизонтогенетическим вариантом ОНР, т. е. в синдроме ОНР ярко выражены только симптомы недоразвития речи. В этом случае у детей не обнаруживаются явно выраженные симптомы поражения центральной нервной системы, но выявляется неврологическая микросимптоматика.
  2. Дети с неблагополучным анамнезом, с осложненным вариантом ОНР церебрально-органического генеза. Недоразвитие речи у них сочетается с неврологическими и психопатологическими симптомами. У детей могут отмечаться неврологические синдромы: (гипертензионно-гидроцефальный, церебрастенический, синдромы двигательных расстройств, неврозоподобные синдромы).
  3. Дети с моторной алалией – наиболее стойким, резко выраженным, специфическим нарушением формирования речи. При алалии недоразвитие речи (или её патологическое развитие) связано, прежде всего, с органическим поражением мозга ребенка в доречевой период.

Если говорить о проявлениях афферентной (кинестетической) артикуляционной апраксии, то они представляют собой:

  • нарушение координации мышечной работы, которые участвуют в формировании речи;
  • ошибки при произношении отдельных звуков речи (предпочтительно гомоорганных, т. е. схожих по фонетическим особенностям, например, «т», «д», «н» «щ», «ш», «х»; «з», «п», «б», «м»).

На фоне данного состояния страдает экспрессивная речь – наблюдается многочисленная замена звуков, и становится непонятной для окружающих. Происходят нарушения в устной и письменной речи.

При эфферентной (кинетической) артикуляционной апраксии наблюдается:

  • инертность речевых стереотипов, трудности переключения с одного артикуляционного уклада на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы;
  • выраженная аграфия;
  • вторичные нарушения понимания речи.

При данной форме апраксии существует общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата в виде первичных трудностей автоматизации движений, выработки двигательных навыков. Этот вид апраксии лежит в основе эфферентной моторной афазии.

В синдроме имеющихся нарушений у детей с ОНР наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, присущи отставания двигательной сферы.

Движения ребенка с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, скованностью, плохой координацией, замедленностью или, наоборот, импульсивностью, трудностями переключения и автоматизации. Неспособность самостоятельно одеться, правильно сложить вещи, застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинок. Неловкость движений старших дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже и шаркают ногами. С трудом овладевают детскими подвижными играми. Часто предметы непроизвольно выпадают из их рук.

В дошкольном возрасте у детей с ОНР выявляется отставание в развитии общей и особенно тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики.

Ученые Г. Р. Шашкина, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина установили общие недостатки в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи:

  • нарушение точности и плавности движений (неточность движений, недостаточность их силы, быстрая истощаемость, вялость и приблизительность движений);
  • невозможность удержания поз (нарушение статики проявляются в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в треморе конечностей);
  • ошибки в пространственной координации (отмечается незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения задания);
  • нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка (нарушена организация серийных движений и действий);
  • напряженность, скованность движений;
  • нарушение переключения с одного движения к другому;
  • наличие синкенезий, гиперкинезов, тремора;
  • нарушение синхронности в выполнении движений;
  • недифферинцированность движений;
  • нарушения контроля за собственными действиями;
  • трудности переключения;
  • явления зеркальности;
  • асинхронность движения;
  • трудности переноса позы справа налево.

Ребенок не воспринимает состояния напряженности или, наоборот, расслабленности мышц, производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер, отмечает. Наряду с этими отмечаются медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Как правило, точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им редко удаются, а иногда и не удаются вовсе. Как правило, грубые двигательные расстройства у детей старшего дошкольного возраста с общин недоразвитие речи отсутствуют, но уровень физического и моторного развития уступает нормально развивающимся сверстникам.

Таким образом, для детей с ОНР характерно неполноценное развитие моторных функций. Отставания в развитие общей двигательной сфере: плохая координация сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, выраженные затруднения при выполнении упражнении по словесной инструкции, скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики. На фоне этого страдают все компоненты речи из-за неразрывной связи моторных и речевых функций.

Список литературы

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика [Текст]: Учеб. Пособие / М.К. Акимова – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
  2. Бадалян Л.О. Детская неврология [Текст]: Учеб. пособие / Л.О. Бадалян. – 4-е изд. – М.: МЕД пресс информ, 2016 – 608 с.
  3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст]: Библиотека практикующего логопеда. – М.: Знание, 2007. – 450 с.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. – 320 с.
  5. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии: Учебное пособие [Текст] / О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эскимо, 2015. – 320 с.

Поделиться

125

Люц Е. А., Алябьева Е. И., Батищева Н. Л. Особенности формирования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10282-osobennosti-formirovaniya-motornyh-funkcij-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября