Дети с общим недоразвитием речи – это категория детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, у которых оказываются несформированные все компоненты языковой системы: лексика, грамматика и фонетика и, как следствие, связная речь.
С психолого-педагогических позиций общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирования зависящих от него речевых компонентов. Переход от одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей.
С позиций клинико-педагогического подхода Е. М. Мастюкова выделила три основные группы детей ОНР, руководствуясь критериями: наличие или отсутствие органического поражения речевых органов и систем и его локализация:
- Дети с неосложненным (клиническими проявлениями) дизонтогенетическим вариантом ОНР, т. е. в синдроме ОНР ярко выражены только симптомы недоразвития речи. В этом случае у детей не обнаруживаются явно выраженные симптомы поражения центральной нервной системы, но выявляется неврологическая микросимптоматика.
- Дети с неблагополучным анамнезом, с осложненным вариантом ОНР церебрально-органического генеза. Недоразвитие речи у них сочетается с неврологическими и психопатологическими симптомами. У детей могут отмечаться неврологические синдромы: (гипертензионно-гидроцефальный, церебрастенический, синдромы двигательных расстройств, неврозоподобные синдромы).
- Дети с моторной алалией – наиболее стойким, резко выраженным, специфическим нарушением формирования речи. При алалии недоразвитие речи (или её патологическое развитие) связано, прежде всего, с органическим поражением мозга ребенка в доречевой период.
Если говорить о проявлениях афферентной (кинестетической) артикуляционной апраксии, то они представляют собой:
- нарушение координации мышечной работы, которые участвуют в формировании речи;
- ошибки при произношении отдельных звуков речи (предпочтительно гомоорганных, т. е. схожих по фонетическим особенностям, например, «т», «д», «н» «щ», «ш», «х»; «з», «п», «б», «м»).
На фоне данного состояния страдает экспрессивная речь – наблюдается многочисленная замена звуков, и становится непонятной для окружающих. Происходят нарушения в устной и письменной речи.
При эфферентной (кинетической) артикуляционной апраксии наблюдается:
- инертность речевых стереотипов, трудности переключения с одного артикуляционного уклада на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы;
- выраженная аграфия;
- вторичные нарушения понимания речи.
При данной форме апраксии существует общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата в виде первичных трудностей автоматизации движений, выработки двигательных навыков. Этот вид апраксии лежит в основе эфферентной моторной афазии.
В синдроме имеющихся нарушений у детей с ОНР наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, присущи отставания двигательной сферы.
Движения ребенка с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, скованностью, плохой координацией, замедленностью или, наоборот, импульсивностью, трудностями переключения и автоматизации. Неспособность самостоятельно одеться, правильно сложить вещи, застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинок. Неловкость движений старших дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже и шаркают ногами. С трудом овладевают детскими подвижными играми. Часто предметы непроизвольно выпадают из их рук.
В дошкольном возрасте у детей с ОНР выявляется отставание в развитии общей и особенно тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики.
Ученые Г. Р. Шашкина, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина установили общие недостатки в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи:
- нарушение точности и плавности движений (неточность движений, недостаточность их силы, быстрая истощаемость, вялость и приблизительность движений);
- невозможность удержания поз (нарушение статики проявляются в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в треморе конечностей);
- ошибки в пространственной координации (отмечается незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения задания);
- нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка (нарушена организация серийных движений и действий);
- напряженность, скованность движений;
- нарушение переключения с одного движения к другому;
- наличие синкенезий, гиперкинезов, тремора;
- нарушение синхронности в выполнении движений;
- недифферинцированность движений;
- нарушения контроля за собственными действиями;
- трудности переключения;
- явления зеркальности;
- асинхронность движения;
- трудности переноса позы справа налево.
Ребенок не воспринимает состояния напряженности или, наоборот, расслабленности мышц, производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер, отмечает. Наряду с этими отмечаются медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Как правило, точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им редко удаются, а иногда и не удаются вовсе. Как правило, грубые двигательные расстройства у детей старшего дошкольного возраста с общин недоразвитие речи отсутствуют, но уровень физического и моторного развития уступает нормально развивающимся сверстникам.
Таким образом, для детей с ОНР характерно неполноценное развитие моторных функций. Отставания в развитие общей двигательной сфере: плохая координация сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, выраженные затруднения при выполнении упражнении по словесной инструкции, скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики. На фоне этого страдают все компоненты речи из-за неразрывной связи моторных и речевых функций.