Главная
АИ #42 (224)
Статьи журнала АИ #42 (224)
Особенности закупки товаров, работ, услуг в бюджетном учреждении

Особенности закупки товаров, работ, услуг в бюджетном учреждении

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

контрактная система
государственная закупка
конкурс
аукцион
бюджетные учреждения

Аннотация статьи

Статья посвящена особенностям применения на практике ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в бюджетном учреждении. В статье проведен анализ отличий требований законодательства по вопросу закупок в бюджетных учреждениях; определены проблемы применения на практике ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; на основе полученных результатов предложены рекомендации закупочной деятельности; перечисленные положительные результаты применения законодательства.

Текст статьи

ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» [1] распространяется на процессы закупки, когда в качестве заказчиков выступают (ст. 1): корпорации и компании, являющиеся государственными; публично-правовые компании; организации, объём государственного участия или участия субъекта РФ, муниципалитета в которых составляет свыше 50% и пр. [3]. В перечисленных юридических лицах дол государственного участия не менее 50%.

В отличие от ФЗ № 44 «О контрактной системе», ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» оценивается как более «мягкий». Российский законодатель предоставляет заказчикам право применять различные процедуры закупки, но при условии того, что сами процедуры указаны в специальном положении, действующем на уровне учреждения (далее по тексту – Положение о закупке).

Нормы ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» предоставляют возможности для внесения изменений в контракт, который заключён по итогу закупки. Данный закон закрепляет требования для участия в закупках, в процессе их проведения, а также требования для заключения контракта в последующим с победителем. Требованиями являются: закрепление правил обеспечения исполнения контракта в Положении о закупке, как и указание в этом документе максимальной цены контракта; обеспечение заявки при условии того, что максимальная цена контракта превышает 5 млн. руб.

Положение о закупке, как правило, включает в себя условия о противодействии продаже товаров и услуг по искусственно заниженным ценам, в том числе порядке заключения контрактов в результате проведения аукциона или конкурса; внесения изменений в документы и пр. Изменение условий контракта допускается исключительно при том условии, что стороны выражают на то согласие. Также изменение не должно противоречить законодательным нормам; в Положении могут предусматриваться условия расторжения контрактами. При нарушении требований ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» применяют ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» [1]. Процесс закупки может выступать предметом обжалования при обращении с жалобой в ФАС России.

Как правило, применение ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» на практике оказывается достаточно сложным. Данное положение обосновывается тем, что закупки товаров и услуг со стороны организаций и предприятий, подразумевают применение не только ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами», но также учёт норм и положений отдельных правительственных актов. Последние в свою очередь призваны регламентировать отдельные вопросы применения указанного Закона, а также конкретизируют его положения. Сложность применения ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» состоит и в том, что важно учитывать также и Положение о закупке.

Существующие сложности на практике можно разрешить следующим образом.

  1. Улучшение работы ЕАИСТ посредством сокращения срока для добавления необходимых позиций в классификатор предметов государственного заказа в ЕАИСТ.
  2. Корректировка ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами». Так, целесообразно закрепить в качестве обязательных требования относительно описания предмета закупки; характеристик, которым должны соответствовать поставщики. Следует указать правила для ведения протоколов и этапы оценки заявок. Представленный Закон должен содержать и механизм проведения внеплановых проверок. Предложенные меры будут выступать в качестве инструмента для сокращения жалоб и усиления контроля за соблюдением действующих норм закона со стороны участников закупки.

Обратим внимание на необходимость формирования рейтинга деловой репутации поставщиков, что позволит обеспечить развитие добросовестной конкуренции Данный рейтинг должен быть представлен в рамках единой информационной системы (далее по тексту – ЕИС) и включать в себя сведения и данные о: качественных и количественных характеристиках исполненных поставщиками контрактов; стоимости выполненных контрактов. Предлагаемый рейтинг будет выступать альтернативой реестру недобросовестных поставщиков.

Что касается такой процедуры, как закупка у единственного поставщика, все вопросы этой процедуры, как правило, подробно указываются в Положении о закупке. Подобное подтверждается в ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» (ст. 3.6). Однако на практике данная законодательная позиция рассматривается с двух сторон. Так, организации, осуществляющие, к примеру, спортивную подготовку и применяющие для закупки отмеченный выше НПА, получают свободу действий относительно осуществления собственной хозяйственной деятельности. Данные организации могут злоупотреблять принципом разумности и указывать в Положении о закупке те правила, которые прямо противоречат нормам.

Обращая внимание на позиции юристов-правоведов, нельзя не отметить, что они придерживаются следующего мнения по толкованию представленной выше ст. 3.6 ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами». Так, заказчики могут указывать в положении о закупке максимальную сумму в рамках контракта, если последний заключается с единственным поставщиком [7, с. 60]. Российские законодательные нормы не содержат условий относительно того, что субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, по аналогии должны применять ФЗ № 44 «О контрактной системе».

Можно сделать вывод относительно того, что процесс осуществления закупки у единственного поставщика – это процедура, которая регулируется и регламентируется с законодательной точки зрения, в том числе в вопросе стоимости самой закупки. Расширительное толкование действующих норм и положений в данном случае не предусматривается. При этом в рамках закупок материально-технического обеспечения спортсменов действуют некоторые послабления, которые в свою очередь размывают нормы ФЗ № 44 «О контрактной системе» и способствуют увеличению коррупционных рисков, одновременно устраняя проблему в виде установления стоимостного критерия в рамках такой процедуры, как закупка у единственного поставщика. Установление стоимостного критерия - право, но не обязанность заказчиков, которыми являются учреждения, осуществляющие спортивную подготовку. При этом практика свидетельствует о том, что не всегда возможным представляется заранее предугадать прямые сделки по предмету. Положение о закупке должно содержать в качестве резервного основания закупки у единственного поставщика по стоимости, принимая во внимание при этом принципы разумности и соразмерности. При этом будут сокращаться негативные последствия. Данной точки зрения придерживаются и некоторые представители научной доктрины. Например, Ю. В. Блинова [7, с. 35]. Её позицию стоит поддержать. В качестве обоснования выступает отмеченный возможный результат предложенного нововведения.

Итак, рассмотрев особенности применения норм и положений ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» со стороны бюджетных учреждений, следует заключить, что использование этого нормативного правового акта предоставлено исключительно тем учреждениям, у которых доля участия государства не менее 50%. Кроме того, несмотря на данное положение, отдельные бюджетные учреждения, например, осуществляющие спортивную подготовку, наделены обязанностью заниматься закупочной деятельностью именно в рамках ФЗ № 44 «О контрактной системе» при определённых условиях и обстоятельствах.

В настоящее время некоторые бюджетные учреждения сталкиваются с различными проблемами и трудностями, которые также продиктованы с законодательной точки зрения. Так, ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» нуждается в отдельных корректировках. Они могут служить инструментом для сокращения жалоб и усиления контроля за соблюдением действующих норм закона со стороны участников закупки.

Обратим внимание на положительные моменты введения ФЗ-223 в работу бюджетного учреждения.

Современный этап развития государства прямо свидетельствует о том, что закупочная деятельность является популярным направлением и активно осуществляется со стороны бюджетных учреждений. Регулирование закупочной деятельности оценивается многими экспертами как инструмент для обеспечения экономической безопасности всего государства, в том числе по той причине, что государство также является участником закупок. Все участники закупок должны принимать участие и совершать конкретные действия таким образом, чтобы преследовать цель в виде не только удовлетворения интересов, но и в виде обеспечения экономической безопасности страны.

В 2019 году был принят правительственный акт [3], посвящённый повышению эффективности бюджетных расходов на период с 2019 по 2024 гг. Важной задачей закрепляется установление конкурентных начал и открытого доступа к системе закупок для удовлетворения нужд как всего государства в целом, так и муниципалитетов, входящих в его состав. В качестве одного из инструментов в данном случае выступает единый агрегатор [5]. Его применение позволяет: увеличивать показатели эффективности расходования финансовых ресурсов, в том числе бюджетных учреждений; проводить расчёты максимальной цены контракта; сравнивать данные между собой и регистрировать их; сокращать риски заключения контрактов с теми поставщиками, которые в свою очередь являются недобросовестными, и тем самым повышать возможности для исполнения контракта; контролировать весь процесс исполнения контракта.

Агрегатор – это площадка, позволяющая осуществлять торгово-закупочную деятельность в электронном формате, то есть более оперативно. Однако, несмотря на перечисленные выше положительные характеристики представленного агрегатора, невозможно утверждать, что его функционирование является полным [10, с. 297], что объясняется слабой вовлеченностью участников и наличием гарантированного обеспечения.

Для современного мира присуща цифровизация, которая охватила практически все направления деятельности. Закупочная деятельность в данном случае исключением не является. Так, введение в действие ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» позволило проводить аукционы в электронном виде, что является одним из положительных факторов применения данного НПА, в том числе и для бюджетных учреждений. Теперь существует возможность участия в закупках на всей территории государства. Кроме того, наблюдается и цифровизация закупок малого объёма.

Анализ действующих НПА позволяет сделать вывод относительно отсутствия законодательного требования в области проведения различных закупочных процедур именно в электронном формате. Но в то же время данный формат обладает рядом преимуществ. Например, экономит время и предоставляет значительные возможности для участия в большом количестве закупок, следовательно, он активно используется. Сравнивая между собой закупочную деятельность, которая осуществляется в рамках ФЗ № 44 «О контрактной системе», и согласно отдельным нормам и положениям ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами», нельзя не отметить преимущества применения второго НПА [1].

В данном случае речь идёт о таких преимуществах, как:

  1. Возможности для эффективного расходования средств.
  2. Сокращение рисков злоупотребления при применении той или иной процедуры закупки.
  3. Предоставление заказчикам различных прав, среди которых, например: выбор более удобного способа для закупки; установление на самостоятельной основе способов и сроков проведения закупок неконкурентными способами, наряду с основаниями для такой процедуры как закупка у единственного поставщика; возможность внесения изменений в план закупок; возможность размещать закупки более чем на 100 электронных торговых площадках.
  4. Предоставление льгот и преференций для субъектов малого предпринимательства, а также установление для них сроков оплаты и фиксированных размеров обеспечения контрактов. Последние два положения распространяются и на такую категорию предпринимателей как самозанятые.
  5. Приоритетное положение в процессе рассмотрения заявок на участие в закупке. Данное положение действует в отношении поставщиков российских товаров и тех товаров, которые входят в соответствующие реестры [7].

Итак, проанализировав положительные моменты относительно использования со стороны бюджетных учреждений ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами», следует заключить, что применение этого нормативного правового акта по сравнению с ФЗ № 44 «О контрактной системе» оценивается как более эффективное, что объясняется в первую очередь более широким набором прав и возможностей для участников закупочной деятельности. Так, например, заказчики могут выбирать тот способ закупки, который для них является более оптимальным, самостоятельно устанавливать сроки и способы для закупок неконкурентными способами и т.п. Помимо того, введение в действие ФЗ № 223 «О закупках отдельными юридическими лицами» обеспечило возможность осуществления закупок в электронном формате, что является ещё одним положительным фактором применения данного НПА, в том числе и со стороны бюджетных учреждений.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
  2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4571.
  3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» // «Собрание законодательства РФ», 26.09.2016, № 39, ст. 5649.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах» // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения 25.09.2024).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р (ред. от 13.02.2024) «О создании единого агрегатора торговли» // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения 25.09.2024).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р (ред. от 01.09.2023) «Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства» // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 25.09.2024).
  7. Блинова Ю. В. Закупки у единственного поставщика организациями, осуществляющими спортивную подготовку // Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений (21 апреля 2022 года) –материалы XII международной научно-практической конференции, посвящённой сохранению гуманистических ценностей спорта: Челябинск, 21 апреля 2022 года / Ред. / сост. СА Захарова. – Челябинск: УралГУФК, 2022. – 216 с.
  8. Закупки по 223-ФЗ в 2024 году [Электронный ресурс] URL: https://school.ko№tur.ru (Дата обращения 24.09.2024).
  9. Толстобоков О.Н. Закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Изменения 2022 года Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг». – М., 2022.
  10. Юнусова Л.Н., Яруллин Р.Р. Создание и использование единого агрегатора торговли для закупок малого объема в целях обеспечения эффективности расходования бюджетных средств // Фундаментальные исследования. – 2019. – №. 12-2. – С. 295-299.

Поделиться

236

Попов И. В. Особенности закупки товаров, работ, услуг в бюджетном учреждении // Актуальные исследования. 2024. №42 (224). Ч.II.С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/10284-osobennosti-zakupki-tovarov-rabot-uslug-v-byudzhetnom-uchrezhdenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января