Главная
АИ #42 (224)
Статьи журнала АИ #42 (224)
Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: особеннос...

Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: особенности и проблемы

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

несовершеннолетние
уголовное дело
предмет доказывания
правосудие

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности предмета доказывания в уголовных делах, где обвиняемыми являются несовершеннолетние. Анализируются проблемы, возникающие в ходе судебного разбирательства, связанные с возрастными и психологическими особенностями данных лиц, а также их социальным статусом и уровнем развития. Обращается внимание на необходимость учета специфических факторов, влияющих на формирование доказательственной базы, и предлагает дополнительные меры для обеспечения справедливого и объективного правосудия в отношении несовершеннолетних.

Текст статьи

Введение

Уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних является одной из самых сложных и ответственных сфер правоприменительной практики. Несовершеннолетние правонарушители представляют собой особую категорию, которая требует не только правовой, но и психологической, социальной, а иногда и педагогической оценки. Основной задачей уголовной юстиции в таких делах является не только наказание, но и воспитание, реабилитация и социальная адаптация молодых людей, совершивших преступления. В силу этого, любое судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних должно проходить с учетом множества факторов, которые могут существенно отличаться от общих принципов, применимых к взрослым.

В современных условиях вопросы о правильном подходе к доказыванию по уголовным делам, где фигурантами являются несовершеннолетние, приобретают особую значимость. Это связано с тем, что несовершеннолетние находятся в стадии активного формирования личности, и любые неблагоприятные решения или чрезмерно строгие меры наказания могут отрицательно сказаться на их дальнейшем развитии и судьбе [1]. Подход к рассмотрению таких дел требует более деликатного и всестороннего анализа, который учитывал бы возраст, психологические особенности и социальное окружение обвиняемого.

Судебные органы, следственные органы, а также органы опеки и попечительства сталкиваются с необходимостью не только формально доказывать факт совершения преступления, но и учитывать множество факторов, влияющих на поведение несовершеннолетних. В этом процессе важно добиться равновесия между интересами общества, защитой прав несовершеннолетнего и необходимостью его исправления. Судебная ошибка в таком деле может иметь долгосрочные последствия как для самого правонарушителя, так и для общества в целом.

При этом важно отметить, что правоприменительная практика в отношении несовершеннолетних зачастую сталкивается с рядом сложностей. Вопросы доказывания в таких делах требуют особого внимания и четкого подхода.

Основная часть

1. Особенности личности несовершеннолетнего как объект доказывания

Одной из ключевых особенностей уголовных дел в отношении несовершеннолетних является возрастной фактор. Личность несовершеннолетнего, его психологическое развитие, социальное окружение и воспитание напрямую влияют на его поведение, мотивы и осознание последствий своих действий. Для объективного рассмотрения таких дел важно учитывать следующие аспекты:

  • Психологическое состояние несовершеннолетнего на момент совершения преступления. Некоторые несовершеннолетние могут страдать от различных психических или поведенческих нарушений, таких как гиперактивность, расстройства настроения или другие психопатологические состояния, которые могут влиять на их поведение и способность к осознанным действиям [2].
  • Уровень эмоциональной и интеллектуальной зрелости. Многие подростки не обладают развитым критическим мышлением и способностью предвидеть долгосрочные последствия своих действий. В силу этого они могут совершать поступки, не осознавая их правовой или социальной значимости, а также возможные негативные последствия для других.
  • Влияние семьи и социального окружения на формирование личности. Несовершеннолетние часто находятся под сильным влиянием своего ближайшего окружения, включая сверстников, старших товарищей и даже членов семьи [3, с. 7-10]. Это может приводить к тому, что подросток совершает правонарушения под воздействием внешних факторов, не всегда осознавая их вредоносный характер.
  • Возможное влияние негативных факторов, таких как бедность, насилие в семье или асоциальная среда. Несовершеннолетние часто находятся под сильным влиянием своего ближайшего окружения, включая сверстников, старших товарищей и даже членов семьи. Это может приводить к тому, что подросток совершает правонарушения под воздействием внешних факторов, не всегда осознавая их вредоносный характер.

Без учета этих обстоятельств может быть невозможно объективно оценить степень вины и назначить адекватную меру наказания.

2. Проблемы доказывания в уголовных делах с участием несовершеннолетних

Одной из главных проблем является недостаток информации, связанной с особенностями несовершеннолетнего, что может привести к необъективному судебному решению. Следователи и судьи зачастую сталкиваются с трудностями при установлении фактов, касающихся личных и социальных аспектов жизни несовершеннолетнего, которые непосредственно влияют на его поведение.

К проблемам доказывания также относятся:

  • Недостаточная квалификация специалистов, работающих с несовершеннолетними в ходе следствия и суда. В уголовных делах с участием несовершеннолетних необходимы не только юристы, но и психологи, социологи, а также педагоги, которые могут дать оценку состоянию личности обвиняемого и его окружения [4]. Однако в практике часто отсутствуют квалифицированные специалисты, способные провести комплексную экспертизу, что негативно сказывается на качестве следствия и судебного разбирательства.
  • Трудности в установлении подлинных мотивов поведения обвиняемого. Несовершеннолетние находятся под сильным влиянием своего окружения, включая семью, друзей и сверстников. Это влияние может исказить восприятие несовершеннолетнего о том, что является нормой, а что – нарушением. В результате подростки могут не осознавать серьезности своих действий, что затрудняет процесс установления фактов и мотивов преступления.
  • Недостаточность психологических и социальных экспертиз, которые могли бы помочь в понимании особенностей несовершеннолетнего. Одной из главных проблем является ограниченность информации о социальном, психологическом и эмоциональном состоянии несовершеннолетнего. Поскольку многие подростки не могут или не хотят открыто делиться деталями своей жизни, следователям и суду часто не хватает данных, необходимых для объективного анализа. Это может привести к неправильным выводам о мотивах поведения и степени вины обвиняемого.
  • Недооценка роли реабилитационных мер и возможностей для социальной адаптации обвиняемого. В случаях, когда несовершеннолетний является жертвой преступления или сам совершил правонарушение, возникают сложности во взаимодействии с органами опеки и попечительства. Эти органы могут не всегда быть вовлечены в процесс на должном уровне, что препятствует проведению комплексной оценки состояния несовершеннолетнего и его потребностей [5, с. 15-19].

3. Необходимость учета возрастных и психологических особенностей

Судебная практика показывает, что недостаточное внимание к возрастным и психологическим аспектам личности несовершеннолетнего может привести к непропорциональному наказанию и негативным последствиям для его дальнейшего развития. Современная юстиция требует усиленного внимания к следующим факторам:

  • Оценка способности несовершеннолетнего к осознанию своих действий и последствий преступления.
  • Анализ поведения до и после совершения правонарушения, что помогает выявить наличие раскаяния и желание исправиться.
  • Прогнозирование возможной успешности реабилитации несовершеннолетнего в будущем [5, с. 15-19].

Эти аспекты должны учитываться не только при определении меры наказания, но и при принятии решения о применении к несовершеннолетнему альтернативных мер, таких как пробация, реабилитационные программы или социальные работы.

4. Дополнительные меры для обеспечения справедливого правосудия

Для того чтобы обеспечить объективность и справедливость при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, необходимо ввести дополнительные меры:

  • Проведение комплексных психологических и социальных экспертиз [6].
  • Введение обязательного участия психологов и педагогов в процессе следствия и судебного разбирательства.
  • Увеличение внимания к вопросам социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, вовлеченных в уголовный процесс.
  • Подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Заключение

Доказывание в уголовных делах с участием несовершеннолетних представляет собой уникальную задачу, которая требует от правоохранительных органов, судебной системы и специалистов, работающих в данной области, внимательного и всестороннего подхода. Проблемы, возникающие в процессе установления фактов и определения степени вины, обусловлены как особенностями психики и эмоционального состояния подростков, так и их социальным окружением.

Учитывая, что несовершеннолетние находятся в процессе формирования личности, важно осознавать, что их поведение не всегда отражает истинные мотивы и намерения. Часто их поступки обусловлены внешними обстоятельствами, влиянием сверстников или семейной ситуацией. Важно подходить к каждому делу индивидуально, анализируя не только факты преступления, но и личные, социальные и психологические аспекты, которые могли повлиять на поведение подростка.

Сложности в получении полной и достоверной информации о личности несовершеннолетнего, а также необходимость взаимодействия с различными специалистами, такими как психологи и социальные работники, подчеркивают важность комплексного подхода к процессу доказывания. К сожалению, зачастую в правоприменительной практике не хватает квалифицированных экспертов, что затрудняет формирование объективного взгляда на дело и может привести к судебным ошибкам.

Ключевым аспектом успешного разрешения уголовных дел с участием несовершеннолетних является возможность реабилитации и социальной адаптации обвиняемого. Применение слишком суровых мер наказания может не только не решить проблему правонарушений, но и усугубить ситуацию, приведя к дальнейшим правонарушениям. Вместо этого важно искать пути, способствующие исправлению, что требует от правосудия более гуманного подхода и использования альтернативных мер наказания, направленных на восстановление личности подростка.

Необходима активная работа по повышению осведомленности и квалификации сотрудников правоохранительных органов и судебной системы, а также создание специализированных программ и курсов, направленных на обучение работе с несовершеннолетними правонарушителями. Это позволит лучше понимать психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, и, как следствие, более эффективно реализовывать механизмы правосудия.

В заключение доказывание в уголовных делах с участием несовершеннолетних – это сложный и многогранный процесс, требующий от всех участников глубокой аналитической работы и гуманного подхода. Успешное разрешение таких дел возможно только при условии учета всех специфических факторов, касающихся личности несовершеннолетнего, и разработки эффективных механизмов реабилитации, способствующих восстановлению прав и интересов не только самих подростков, но и общества в целом.

Список литературы

  1. Божьев В.П. Уголовный процесс: учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 573 с.
  2. Даниленко И.А. Обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. канд. юрид. наук. М., 2005. 166 с.
  3. Загорский Г.И., Орлова Т.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Российский судья. 2012. № 10. С. 7-10.
  4. Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа: постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 259 (ред. от 15 августа 2018 г:) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Подшибякина О.С. Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Судья. 2015. № 7. C. 15-19.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33–56: постатейный научно-практический комментарий / Е.К. Антонович, П.В. Волосюк, Л.А. Воскобитова и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. V–VI. 800 с.

Поделиться

122

Кудрявцева А. И. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: особенности и проблемы // Актуальные исследования. 2024. №42 (224). Ч.II.С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/10291-predmet-dokazyvaniya-po-ugolovnym-delam-v-otnoshenii-nesovershennoletnih-osobennosti-i-problemy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября