Главная
Конференции
Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития
Проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образоват...

Проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольники
профориентация
труд
дошкольная педагогика

Аннотация статьи

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями.

Текст статьи

Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека.

В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее – Концепция). В данном проекте определены основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (по ступеням образования). Так для дошкольного образования в проекте Концепции поставлены задачи: формирование первичного представления о мире профессий и развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности. Также в Концепции определены основные средства: игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры); педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок дошкольного возраста уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в дошкольном возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области, с» учетом современного регионального и муниципального рынка труда.

В настоящее время накоплен достаточно большой опыт организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда. Следовательно, можно утверждать, что начало профориентационной работы лежит именно в дошкольном детстве. В данном случае речь идет о ранней профориентации.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

К сожалению, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в формировании представлений о мире профессий у дошкольников и отсутствии системы формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о современном мире профессий, развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности.

По нашему мнению, причины данной проблемы кроются в следующем:

  • не реализуются в полной мере потенциальные возможности дошкольников в освоении элементарной трудовой деятельности;
  • отсутствуют современные формы, методы ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • работа педагогов в дошкольных образовательных организациях по ознакомлению дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых осуществляется без учета современного регионального и муниципального рынка труда;
  • отсутствует заинтересованность родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

В теории и практике дошкольного образования особое значение придается процессу формированию у детей знаний о труде людей, понимания его роли в жизни людей. Именно эта задача – формировать представления об общественной значимости труда людей является главной в общеобразовательной программе. Решение данной задачи реализуется двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых, а также непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Во время знакомства детей с трудом взрослых расширяется их кругозор, пополняется и активизируется словарный запас. Сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями взрослых, сближают детей, развивают навыки культуры общения. А это приводит непосредственно к тому, что ребенок регулярно овладевает средствами общения и различными способами взаимодействия и с взрослыми, и со сверстниками.

Большую роль для создания положительного отношения и привычки к труду играет «живой» пример взрослых, окружающих ребёнка, и, конечно же, непосредственное соприкосновение с результатом их труда.

Считается, что огромное значение имеет та трудовая атмосфера, которая постоянно окружает ребенка. Именно в детских садах имеется такая возможность для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Так как в этом труде выражен общественный характер, а значит, бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей намного больше преимуществ по сравнению с бытовым трудом, который осуществляется в семье. Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере.

Именно поэтому необходимо систематически создавать такие условия воспитания, при которых дети могли бы постоянно иметь перед глазами животворные примеры поведения взрослых. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения, а так же непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.

Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Этот уровень доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что данная последовательность реализуется со 2-й младшей группы.

Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. И начинать воспитывать эти качества лучше с детских лет. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей. Рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывает большой интерес.

Таким образом в современной дошкольной педагогике существует несколько подходов к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство положительного отношения к труду взрослых, возможен и первый и второй подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться.

Список литературы

  1. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10. – С. 39-44.
  2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.
  3. Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых [Текст] / В.И. Логинова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976. – С.142-153.
  4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987 – 96 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: офиц. текст. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Поделиться

244

Калитина О. П., Крывчан С. Н., Титова М. Н. Проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/10292-problema-rannej-proforientacii-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря