Главная
АИ #42 (224)
Статьи журнала АИ #42 (224)
Опыт Японии в мусорной реформе

Опыт Японии в мусорной реформе

Научный руководитель

Дудченко Оксана Сергеевна

Рубрика

Экология, природопользование

Ключевые слова

экологические правонарушения
общественная безопасность
мусор
отходы
переработка
экологическая политика
Япония
Российская Федерация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные вопросы увеличения числа экологических правонарушений и их влияния на общественную безопасность. Основное внимание уделяется проблемам обращения с отходами, нарастанию мусорных загрязнений и мерам, предпринимаемым в различных странах для решения этих вопросов. Особое внимание уделено опыту Японии, где разработана эффективная система переработки отходов и поощрения населения за раздельный сбор мусора.

Текст статьи

С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

Глобальной экологической проблемой на планете, является мусор и отходы от деятельности человека. Население Земли стремительно увеличивается, а с ним и количество мусора. И если не предпринять попыток контроля его количества, то жизнь на планете может быть поставлена под угрозу. Важно сохранить экологическое благополучие для будущих поколений.

Российская Федерация относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.

В развитых станах этой проблеме уделяется особое внимание. Поэтому необходимо учитывать опыт этих стран в данной области. Одно из самых жестких законодательств в области экологии в настоящее время действует в Японии. В 1967 г. принят Основной закон о контроле над загрязнением среды, на базе которого впоследствии были разработаны другие акты. Важная роль отводится экологической экспертизе промышленных и социальных проектов, которая проводится по таким показателям, как соответствие допустимому уровню загрязнения воздуха, воды, почвы; влияние на естественную природу и культурные памятники; затененность соседних домов; степень безопасности; возможность утилизации и захоронения твердых отходов. Десятилетиями формировалось новое общественное сознание. Теперь то, что кажется сложным нам, очень просто и удобно для них.

Урн очень мало, а отверстия в них не дадут пропихнуть туда что угодно. Рассчитано только на определенный тип отходов. На упаковке маркировки – они показывают, как и куда, и даже как правильно выбрасывать мусор. Это значит, что производитель уже оплатил налог за дальнейшую утилизацию упаковки, осталось только правильно отходы разделить и выбросить. Крышку выбросить сюда, а бутылку туда. Так действует расширенная ответственность производителя в Японии.

Чтобы было возможно перерабатывать почти все, отходы нужно сортировать. Эта обязанность возложена на население добровольно-принудительным методом. Выбора у них нет. Японцы делят отходы на несколько фракций, от 4 до 30. В каждом районе города, более конкретно, как и что сортировать, на сколько фракций, устанавливают местные муниципалитеты. Обычное число видов отходов 11–15. А там зависит от места. Существует как система поощрения, так и система довольно жестких штрафов.

Каждый вид отходов вывозят из домов в свой день недели, установленный муниципалитетом. Так, например, дважды в неделю забирают сжигаемые отходы, а бумагу лишь раз в две недели. Уточнять график очень легко прямо по месту проживания. А вот если вынести и оставить мусор в неположенное время, это чревато штрафом. А если не оплатить штраф – мусор перестанут вывозить из дома. А складирование мусора приведет к новым санкциям для населения. Поэтому нарушителей стараются вычислить как можно быстрее. Так один нерадивый жилец может подставить всех своих соседей. Поэтом японцы часто не очень доверительно относятся к переезжающим иностранцам.

Вывоз мусора финансирует государственный бюджет, спонсируя местного оператора, который выбирается на конкурсной основе. В итоге бизнес по переработке почти бесплатно получает сырье.

Отходы в Японии глобально, делят на два вида: ТКО и промышленные отходы. За промышленные отвечают сами предприятия, а за ТКО население.

В каждом доме есть специальная площадка для каждого вида мусора. Штраф за неправильное избавление от него может обойтись в несколько сотен йен (несколько тысяч рублей).

Выходит система, в который меньше мусоришь – меньше платишь. Меньше фракций, меньше сортировки и экологических сборов.

Также, государство платит населению за сбор отдельного мусора. Иногда жильцы объединяются в кооперативы по району, собирают определенные отходы (бумагу, стекло и т. п.) и разом предоставляют их для вывоза в определенное время. Транспортные компании доставляют сырье сразу на переработку, а население получает вознаграждение.

За десятилетия в Японии было построено большое количество мусоросжигательных заводов. Более того, страна достигла (чем, кстати, гордится) низкого выброса в атмосферу диоксинов, опасных для экологии и людей, а пепел и золу потом не выбрасывают, а используют в строительстве, подмешивают в бетон, используют при укладке дорог и создании искусственных островов. Последние – тоже особенность страны, за счет которой она увеличивает свои «земные» территории.

Сжигание производят путем плазменной газификации, которая проходит при температуре в 1200 градусов по Цельсию.

В отношении предприятий установлен налог за загрязнение окружающей среды. Он рассчитывается на основании данных об объеме загрязнения окружающей среды от конкретного предприятия. Налог взимается с тех предприятий, вина которых доказана.

Лица, пострадавшие в результате неправомерных действий, могут получить компенсацию как в судебном, так и во внесудебном порядке. В последнем случае они могут самостоятельно договориться о ее размере с правонарушителем.

Правовая политика Японии направлена на снижение экологических рисков, для чего применяется метод перенаправления средств, полученных от налогов, на финансирование специальных государственных программ по повышению эффективности использования природных ресурсов и сокращению загрязнения окружающей среды в различных отраслях экономики, в которых образуется наибольшее количество опасных загрязняющих веществ. Устанавливаются льготы для предприятий, стимулирующие их к рациональному природопользованию.

Поощрение экологически ответственных жителей всегда предпочтительнее санкций. Однако мировая практика показывает, что для тех, кто считает приемлемым бросать мусор в неположенных местах, единственным сдерживающим фактором являются штрафы. В попытках воспрепятствовать такому поведению и направить собранные средства на финансирование других инициатив по борьбе с мусором, многие страны практикуют метод финансовых наказаний за экологические нарушения.

Еще лет шестьдесят назад люди в Японии оставляли мусор где попало: грязно было на улицах, мусор был в лесу, в море, в реках. Но с 1964 года ситуация начала кардинально меняться. Выброс мусора физическим лицом в неположенном месте карается тюремным заключением (5 лет) и огромным штрафом в 10 000 000 йен (6 млн 242 тысячи рублей). Штрафы за несанкционированные свалки гораздо выше. Ведется активная борьба с несанкционированными сбросами, юридическим лицам грозит за это штраф в 212 миллионов рублей, в переводе на российский курс, а физическим – до 7 миллионов рублей (самое крупное наказание) и возможное лишение свободы до 5 лет. Амбициозный план Японии – перейти на целиком безотходное производство и потребление.

Япония страна, которая сумела не только оптимизировать переработку, но и донесла до своего населения ее необходимость. Более того, существенный плюс страны – четко и понятно, кто и за что несет ответственность, какие есть поощрения и какое будет наказание. А раздельный сбор удобен, несмотря на количество фракций мусора, так как и производители и муниципалитеты прописывает что, как, куда и когда выбрасывать.

В России в 2019 году стартовала масштабная мусорная реформа, в результате которой Россия перейдет от накопительной модели обращения с отходами к перерабатывающей.

Разработан Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» и национального проекта «Экология». Основные задачи проекта: формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещённых к захоронению отходов производства и потребления; создание и эффективное функционирование системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.

Правительство планирует окончательно запретить производство ряда пластиковых товаров к 2024 году. Запрет будут вводить постепенно, чтобы производства успели перестроиться.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства при обращении с отходами по статьям 6.35, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, ч. 2 ст. 8.6, ч. 5 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 ст. 8.31, ст. 9.20, ст. 10.4, ст. 14.26 КоАП РФ.

Например, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП Р в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом согласно ч. 2 ст. 8.2 повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на должностных лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 тысяч до 70 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 250 тысяч до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Административной ответственности также подлежат лица, допустившее неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности, по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления, а также за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, невыполнение обязанности и др.

Кроме этого, если производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов выполнялось с нарушением установленных правил и при этом создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, указанное деяние влечет за собой уголовную ответственность по ст. 247 Уголовного кодекса РФ, санкцией которой предусмотрено, в том числе, лишение свободы.

Штраф можно получить, если, оставить мусор после пикника или не донести мешок до контейнера, положив его где-нибудь рядом с подъездом. На первый раз выпишут штраф на 2–3 тысячи рублей, за повторное нарушение в течение года – 3–5 тысяч рублей. Если проступок причинил вред здоровью людей или окружающей среде, то штраф будет составлять 5–7 тысяч рублей. Для организаций санкции еще выше – от 100 тысяч за первое нарушение и до 500 тысяч либо приостановления деятельности до 90 дней в случае серьезных последствий.

За размещение отходов с нарушением экологических норм, то есть их неправильное хранение и захоронение, например, на свалках и полигонах, граждан оштрафуют на 3–7 тысяч рублей, а компании – 300–400 тысяч. Если нарушение особо серьезное, то 6–7 тысяч для физических лиц и 600–700 тысяч для компаний.

Особо строгое наказание ждет тех, кто выгружает и сбрасывает мусор из транспортных средств. За это могут оштрафовать на 10–15 тысяч рублей, должностное лицо – 20–30 тысяч, а компанию – 30–50 тысяч. За повторное нарушение штраф вырастает до 20–30 тысяч, 40–60 тысяч и 60–100 тысяч соответственно.

Конечно, для того чтобы данная система начала приносить свои плоды, пройдет ни один десяток лет. Низкий уровень экологической грамотности населения, попустительское отношение к природе и потреблению, отсутствие экологической философии общества, все это будет тормозить продвижение реформы. Помимо санкций и штрафов нужно делать акцент на экологическое воспитание граждан страны, добавить развитие информационной среды об экологических проблемах, мусорном следе, правильных способах сортировки отходов. Это помогло бы привлечь граждан к достижению целей реформы.

Только совместные усилия государства и граждан помогут претворить проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» в жизнь. И это наша амбициозная цель!

Поделиться

92

Кольцова Т. В. Опыт Японии в мусорной реформе // Актуальные исследования. 2024. №42 (224). Ч.I.С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/10295-opyt-yaponii-v-musornoj-reforme

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября