Главная
Конференции
Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития
Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посре...

Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии терренкур

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

пространственные представления
дошкольное образование
ориентировка в пространстве
образовательные терренкуры

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста, что является важной предпосылкой для их социальной адаптации и успешного обучения в школе. Недостаточная сформированность пространственных представлений приводит к трудностям в освоении школьных навыков и влияет на общий уровень интеллектуального развития ребенка.

Текст статьи

Формирование пространственных представлений – это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их не сформированность к концу дошкольного возраста, является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных представлений о пространстве, является одной из актуальных в области педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Актуальность темы обусловлена и тем, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в замкнутом пространстве детского сада, поэтому пространственные представления детей в открытом пространстве оставляют желать лучшего.

Традиционное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей навыков ориентирования в пространстве. Следовательно, нужны такие технологии, которые активизируют данный процесс.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности процесса развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста, через технологию образовательные терренкуры.

Учеными доказано, что пространственные представления являются одной из важнейших составляющих общего развития человека. Поэтому уровень развития пространственных представлений может рассматриваться как показатель общего развития детей, в том числе при определении готовности ребенка к школе.

Терренкуры – это эффективный способ узнать много интересного, познавательного, развивающего, уметь действовать в различных жизненных ситуациях.

Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка.

«Образовательный терренкур» - педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии – организация оздоровительных маршрутов в игровой деятельности детей, наполняя ее познавательным, развивающим материалом.

 При реализации задач посредствам применения технологии терренкура с детьми старшего дошкольного возраста 4 этапа, которые характеризуются принципом, от простого к сложному:

1 этап – предварительная работа. Изготавливался макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта (находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводились игры по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап – подготовительный. На этом этапе педагоги разрабатывали сценарий, технологические карты, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самого маршрута, целью которого является найти спрятанный секрет.

3 этап – проведение игры-маршрута. На данном этапе с детьми рассматривалась карта-схема маршрута к секрету, дети давали ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан секрет, делались фотоснимки обнаруженного места. Способ поиска секрета – это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Секретом может быть не предмет, а например, слово или угощение.

В ходе игровой технологии терренкур дети не только активно двигались, развивали ориентировку в пространстве, совершенствовали свои физические навыки и умения, но и развивались умственно. Участвуя в мероприятиях «Мы туристы идем в поход», «Лес зовёт на помощь», «Тра-тата, тра-тата, мы берём с собой кота!», «В поисках волшебного места» дети самовыражались, узнавали новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учились правилам безопасного поведения.

Данное направление стало актуальным, так как помогает осуществить системно-деятельный подход. Такие спортивные мероприятия как: «Путешествие в лес», «Заколдованные книги», «Волшебный планшет» – путешествие в лес, позволили вынести обучение за пределы детского сада. Это лучший способ закреплять умения детей ориентироваться в пространстве нашего города. Ведь секрет можно найти во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получили радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми и оздоровление организма.

4 этап – презентация результатов. На этом этапе дети представляли результат, обобщали полученные знания, оформляли их в конечный продукт.

Немаловажное значение в работе педагога имело обучение детей дошкольного возраста умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов. Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны мысленно представить себя в положении предмета.

Наиболее сложными, по мнению автора опыта, явились задания, связанные с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такие упражнения выполнялись на занятиях и в самостоятельной деятельности в игровой форме, например: «Найди спрятанный сундук, пользуясь картой»; «Путешествие на волшебном поезде» и т. д. Дети осваивали условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д. От использования готовых схем педагог постепенно подводил детей к самостоятельному их составлению.

Реализация вышеперечисленных этапов позволила провести обучение детей оздоровительным маршрутам в виде игры, делало этот процесс интересным, творческим и значимым для участников. Данная технология поддерживает детскую инициативу, так как педагог предлагал дошкольникам самостоятельно выбрать пути решения проблемы, учитывая их желания.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 304 с.
  2. Габова М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6–7 лет: практическое пособие / М.А. Габова. – Москва: АРКТИ, 2010. – 136 с.
  3. Земцова О.А. Вправо-влево, вверх-вниз: Ориентируемся в пространстве / О.А. Земцова – М.: Махаон, 2005. – 16 с.
  4. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и комплект демонстрационных материалов / Н.Я. Семаго. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.: ил.

Поделиться

334

Румянцева Н. Н., Малахова Т. В., Селяхина Л. Н., Полякова Е. А. Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии терренкур // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/10298-razvitie-orientirovki-v-prostranstve-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-ispolzovaniya-tehnologii-terrenkur

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января