Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты
К вопросу о внедрении системы менеджмента качества в высших учебных заведениях

К вопросу о внедрении системы менеджмента качества в высших учебных заведениях

Авторы:

Ефимкина Полина Андреевна

Яковлева Анна Олеговна

Рубрика

Экономические науки

Ключевые слова

качество
учебные заведения
система менеджмента качества
система менеджмента качества обучения
СМК
СМКО
внедрение системы менеджмента качества образования

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы актуальности и преимущества внедрения системы менеджмента качества в учебных заведениях. Выявлены проблемы при внедрении системы менеджмента качества в вузах. Укрупнено описаны этапы внедрения системы менеджмента качества обучения.

Текст статьи

В настоящее время прослеживается тенденция внедрения систем менеджмента качества (СМК) в деятельность образовательных учреждений. Это способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг. Как правило, качество работы высших учебных заведений характеризуется высокими показателями подготовки выпускников и востребованности их на рынке труда, квалификацией преподавательского состава и соответствием государственным образовательным стандартам.

Для того чтобы котироваться на рынке, учебные заведения должны повышать уровень подготовки выпускников, осуществлять набор на приоритетные направления, совершенствовать и повышать эффективность существующих форм обучения, регулярно обновлять учебную и лабораторную базы, а также повышать компетентность профессорско-преподавательского состава.

Для успешного функционирования образовательного учреждения вводят систему менеджмента качества обучения (СМКО), с помощью которой определяются единые правила выполнения процессов и критерии оценки, а также полномочия работников и их сферы ответственности. При построении системы менеджмента качества основной задачей является разработка документации, в которой описывается порядок выполнения процессов. Документированные описания позволяют снизить риски возникновения ошибок при выполнении работы или смягчить их последствия.

Основой для создания СМКО высшего учебного заведения, как правило, является государственный стандарт ГОСТ Р 57189-2016 Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015.

Формирование системы качества в образовательном учреждении происходит в 3 этапа (рисунок). В ходе первого, подготовительного, этапа происходит разработка программы формирования системы внутреннего аудита [2, с. 81]. Также разрабатывается организационная структура управления качеством и создается рабочая группа по разработке и внедрению СМК. Затем определяются уполномоченные по качеству, и происходит обучение внутренних аудиторов.

Рис. Этапы формирования СМКО

На втором этапе разрабатывается политика и цели в области качества организации, а также положения структурных подразделений и должностные инструкции сотрудников. Кроме того, разрабатывается и внедряется в работу образовательной организации документация системы менеджмента качества. На этом этапе происходит внутренний аудит, подготовка и реализация плана корректирующих действий.

Третий этап может содержать внешний аудит, устранение некритичных замечаний и несоответствий, проведение сертификации. Процедура сертификации представляет собой проверку и оценку соответствия требованиям установленных стандартов, проводится специальным аккредитованным органом.

Важно, чтобы руководство проявляло заинтересованность в ходе функционирования системы менеджмента качества. Руководителям необходимо знать, где происходят сбои и оценивать результативность СМК учебной организации. Эту информацию можно получить из результатов внутреннего аудита.

Практика внедрения системы менеджмента качества в образовательном учреждении на основе стандартов серии ИСО 9000 имеет ряд сложностей. Условно, их можно разделить на три группы – психологические, методические и информационные. Первая группа препятствий обусловлена опасениями сотрудников, представляющих систему менеджмента качества как реформаторскую кампанию. Методологическая группа сложностей определяется непониманием работников образовательной организации работы СМК. Появление информационной группы сложностей обусловлено противоречием между обилием информации о стандартах ИСО 9000 и разными возможностями по ее изучению сотрудниками образовательной организации [1, с. 269-275].

Для внедрения современных методов управления с целью совершенствования качества образования требуется оптимизация организационной и функциональной структуры организации. Необходимо разработать план стратегического развития учебного заведения, продумать кадровую политику и сформировать сеть стратегических партнеров.

Наличие сертификата СМК позволит вузу улучшить имидж, повысить конкурентоспособность и усилить позиции при комплексной оценке [4, с. 102]. Сертификация СМК дает преимущество при участии в тендерах и конкурсах, а также способствует установлению связей с международными ассоциациями и образовательными учреждениями других стран, увеличению количества иностранных студентов.

Необходимость регулярного подтверждения сертификата СМК стимулирует образовательное учреждение не только поддерживать, но и улучшать показатели качества деятельности организации.

Международные стандарты серии ИСО 9000 содержат требования и рекомендации для применения методов мониторинга, анализа и совершенствования всех процессов системы менеджмента качества. В случае если деятельность организации не привела к достижению запланированных результатов, предпринимаются необходимые меры коррекции. Таким образом, внедрение системы менеджмента качества в деятельность образовательной организации требует понимания перспектив развития и применения объективных методов измерения с целью оценки СМК организации, и в частности, ее отдельных процессов.

Согласно стандартам серии ИСО 9000, успех организации зависит от степени удовлетворенности потребителей. Также важна солидарность работников с руководством при улучшении качества деятельности образовательного учреждения. Не вызывает сомнения, что на ряду с анализом удовлетворенности потребителей учебному заведению важно анализировать степень удовлетворенности и вовлеченности преподавательского состава.

В процессе функционирования системы менеджмента качества в образовательной организации появляется необходимость в применении механизма управления финансовыми ресурсами. Эта подсистема должна планировать и контролировать расходование ресурсов. В этом случае механизм управления затратами должен обеспечивать достижение поставленных целей и результатов деятельности образовательной организации [3, с. 45].

Качество образования является важнейшей проблемой модернизации российского образования. Основные требования к образовательной деятельности изложены в Болонской декларации. В условиях постоянной модернизации образовательных процессов и деятельности образовательных учреждений важно координировать и эффективно управлять качеством образования.

Это имеет большое значение для высших образовательных учреждений, из-за перехода высшего образования на уровневую систему. Многие вузы разрабатывают методы и модели управления качеством образования, которые соответствуют международным стандартам. Ведущие образовательные организации Российской Федерации разрабатывают системы менеджмента качества, основываясь на концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management) и международных стандартов ISO (International Organization for Standartization) серии 9000. Основой этих моделей менеджмента качества является системный подход [5, с. 42].

Внедрение системы управления деятельностью образовательных учреждений, ориентированных на качество образования, влечет за собой повышение конкурентоспособности организаций и российской системы образования в целом.

Качество образования является неотъемлемой составляющей повышения уровня жизни граждан Российской Федерации. Результаты деятельности образовательных организаций в течение последних лет показывают уверенное движение в этом направлении.

Список литературы

  1. Гаязова Э.Б., Зинурова Р.И., Маслова З.Б. Вариативность национальных моделей двухуровневой подготовки: сравнительный анализ/ Гаязова Э.Б., Зинурова Р.И., Маслова З.Б.// Вестн. Казан.технол.ун-та – 2015. – №22. 
  2. Менеджмент качества образования в ТГГПУ: Проблемы и перспективы. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 2.– Казань: ТГГПУ, 2016.
  3. Мищенко Елена Сергеевна. Автореф. дисс. докт. экон. наук, ГОУ ВПО “Саратовский государственный социально-экономический университет”, Саратов 2018.
  4. Система менеджмента качества образования ТГГПУ: на пути к совершенству. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 6. – Казань: ТГГПУ, 2018.
  5. Швецов Михаил Николаевич. Автореф. дисс. докт. экон. наук, ГОУ ВПО "Марийский государственный технический университет" Йошкар-Ола 2017.

Поделиться

3148

Ефимкина П. А., Яковлева А. О. К вопросу о внедрении системы менеджмента качества в высших учебных заведениях // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть I.С. 105-108. URL: https://apni.ru/article/103-k-voprosu-o-vnedrenii-sistemi-menedzhmenta

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая