Начиная с середины XX века, в мировой геополитике начинают происходит такие процессы, которые приводят к экономическому росту и процветанию некоторых азиатских государств. Активные темпы роста экономик и экономического благосостояния в странах Восточной Азии привело к очередному экономическому чуду, которое многие современные экономисты также называют «Экономическим чудом четырех восточноазиатских тигров», которое подразумевает в себя процветающие экономики Республики Кореи (Южной Кореи), Тайваня (частично признанного государства), Сингапура и Гонконга. Но в случае с последним, не все так однозначно, так как Гонконг хоть и имеет все признаки суверенного государства, но на деле является частью Китайской Народной Республики
Это обуславливается тем, что со второй половины 1990-х годов в Китае формируется принцип «Одна страна – две системы», который подразумевает наличие в своем составе две особые территориальные единицы, так называемые специальные административные районы, которыми являются два города – Гонконг и Макао. Данные города имеют культурную, законодательную и экономическую автономию, однако они полностью ограничены в вопросах, связанных с обороноспособностью и самостоятельной внешней политики.
Такое положение регионов обеспечило их финансовой и экономической независимости от Пекина. Несмотря на это, можно заметить существенные различия в экономической сфере Гонконга и Макао, их приоритеты и проблемы, которые отражаются на их собственные экономики.
Основой экономики Гонконга и Макао является третичный сектор, а именно сфера услуг. Можно заметить, что в процентном соотношении данного сектора в ВВП в этих регионах примерно равны. В Гонконге сектор услуг составляет примерно 92% ВВП, тогда как в Макао данный сектор составляет около 93% ВВП.
Объем ВВП Макао на 2019 год составляет $58.5 млрд., при этом с 2001 года экономика росла примерно на 13%, однако мы видим, что с 2014 года наметился отрицательный темп роста, который был связан с проведением антикоррупционной компании властей КНР, что привело к сокращению расходов туристов из материковой части Китая. Тем не менее, начиная со второй половины 2018 года, ВВП Макао начинается стабилизироваться, это мы можем увидеть на рисунке 1 [1].
Рис. 1. Объем Внутреннего Валового Продукта Макао с 1982 по 2020гг.
ВВП Гонконга на 2019 год составляет $365 млрд., что почти в 6,23 раза больше, чем ВВП Макао. Это мы можем проследить на рисунке 2 [2].
Рис. 2. Объем Внутреннего Валового Продукта Гонконга с 1960 по 2020г.
Стоит заметить, что примерно 25-30% ВВП Гонконга занимает торговля, и что не парадоксально, главным торговым партнером является материковый Китай. И не удивительно, что еще в период британского владычества Гонконг играл роль незаменимого посредника Китайской Народной Республики во взаимодействии с мировой экономикой, следовательно КНР исторически являлся и по- прежнему остается одним из главных торговых партнеров Гонконга. Это повлияло на то, что Гонконг включал значительную долю в ВВП Китая. Так, к 1993 году доля Гонконга в ВВП КНР составила около 27%, это мы можем просмотреть на рисунке 3 [3].
Рис. 3. Доля Гонконга в ВВП КНР
Однако в ходе проведения приватизации в Китае, начали экономически развиваться многие города, такие как Шанхай, Тяньцзинь и другие. В ходе этого процесса доля Гонконга начала существенно снижаться.
Несмотря на то, что ВВП Гонконга выше, чем данный показатель у Макао, ВВП на душу населения у последнего на 2018 год составляет 58054$, а у Гонконга 38785$. Это объясняется тем, что население Гонконга примерно 7,5 миллионов человек, в то время как у Макао население меньше в 11,5 раз – около 650 000 человек.
Экономика Макао полностью зависит от игорного бизнеса и туризма, из-за этого данный город получил неофициальное название «Китайского (Азиатского) Лас-Вегаса». В то же время, Гонконг исторически был и остаётся одним из важнейших торговых портов, а также сумел создать благоприятный инвестиционный климат, что сделало Гонконг важнейшим и крупнейшим финансовым центром в мире. Но несмотря на то, что экономика Гонконга является одной из самых привлекательнейших для ведения частного предпринимательства, в данном специальном административном районе замечен один из высочайших уровней бедности. Этот показатель составляет примерно 19-20%, что гораздо меньше, чем у Макао. Это может быть следствием повышения цен на жилье, после того как из материкового Китая хлынул поток мигрантов.
Экономическая политика Макао и Гонконга направлена на привлечение иностранного капитала, но Макао больше зависит от азартного бизнеса и не претендует на роль крупного финансового центра, в то время как Гонконг ставит перед собой задачу развития частного предпринимательства и банковской системы.