Главная
АИ #43 (225)
Статьи журнала АИ #43 (225)
Цифровизация административного судопроизводства

Цифровизация административного судопроизводства

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

цифровизация
судебная система
административное судопроизводство
эффективность
критерии эффективности
принципы правосудия

Аннотация статьи

В статье анализируется применение электронных форм в административном процессе России. Дается оценка современного состояния административно-процессуального законодательства с точки зрения использования цифровых способов передачи информации применительно к трем видам административного процесса: административным процедурам, производству по делам об административных правонарушениях, административному судопроизводству. Исследование проведено с использованием сравнительно-правового метода, что позволило увидеть универсальные по своей природе тенденции диджитализации административного процесса в двух правовых системах и качественно оценить применение цифровых технологий в российском административном процессе.

Текст статьи

Современная эпоха повсеместной автоматизации разнообразных процессов, а также всеобъемлющей цифровизации различных сфер жизнедеятельности человечества диктует свои порядки. Уже сейчас практически каждый человек постоянно находится в сети, в будущем время проведения в сети станет поистине постоянным, ежеминутным.

Прогнозируется появление технологий, которые в реальном времени будут способны следить за нашим психологическим и физическим состоянием, а в определенных случаях подобные данные смогут получить и соответствующие службы. Это даже не планируемое будущее, подобные технологии уже сейчас внедряются в систему здравоохранения различных стран. Множество технологий, как видится, смогут напрямую взаимодействовать с нашим мозгом и нервной системой.

Цифровизация и внедрение новых технологических решений касается не только простых людей, она затрагивает бизнес и все в большей степени влияет на развитие политики государств. Появляется реальная возможность существования электронных правительств, а также дистанционного оказания разнообразных государственных услуг. Соответственно, данные процессы не могли обойти стороной и судебную систему. Разговоры о цифровизации отправления правосудия ходят в юридической среде уже довольно долгое время, но если раньше этому мешали недостающая техническая оснащенность государств и дороговизна подобных процессов, то на сегодняшний день данная проблема уже не стоит во главе угла [2, с. 756-780].

Мощным толчком в развитии информационного общества в России стала «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (далее – Стратегия), утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 203 от 9 мая 2017 г. 1. В соответствии с данным документом органы государственной власти, бизнес, граждане в своей деятельности должны активно использовать информационные и коммуникационные технологии. В «Стратегии» содержатся определения таких категорий, как информационное общество, информационное пространство, обработка больших объемов данных и ряда других категорий. Пункт 36 данного документа раскрывает перечень важных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий, среди которых:

  1. Обработка больших объемов данных;
  2. Искусственный интеллект;
  3. Робототехника и биотехнологии.

Другим, не менее важным документом, является «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 6422. Она определяет в качестве одного из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации на ближайшие 10–15  лет переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта (подп. «а» п. 20).

Итак, попытаемся проанализировать и оценить процесс цифровизации административного судопроизводства в России. Выступая в мае 2018 г. на пленарном заседании Петербургского юридического форума, премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что цифровые технологии активно пронизывают все сферы государственной деятельности, в том числе и судебную. Уже длительное время в России предпринимаются усилия по разработке многофункциональной платформы электронного правосудия. В отечественной и зарубежной литературе термин «электронное правосудие» используется достаточно часто.

Ученые и судьи понимают «электронное правосудие» как способ и форму реализации процессуальных действий, предусмотренных законом и основанных на использовании информационных технологий в судебной деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц, в цифровом виде. Ученые совместно с представителями судебной системы обсуждают возможности модификации всего судебного процесса в целом [4, с. 201-205].

Если подводить промежуточные итоги по состоянию на 2020 г., то можно отметить, что идеи «электронного правосудия» в России постепенно реализуются. Так, электронным ресурсом ГАС «Правосудие» на данный момент обеспечены все суды общей юрисдикции. Возможности такой системы способствуют обработке статистических данных, формированию и сохранению архивов документов суда, в том числе и судебных постановлений, упрощению процедуры подачи гражданами электронных документов, процедуры получения гражданами юридически значимых документов.

Эффективно и значительно экономично проявила себя система оповещения участников судебного процесса посредством смс-сообщений. Другим элементом цифровизации административного судопроизводства является аудиопротоколирование судебных заседаний. По мнению судей, такое нововведение делает судопроизводство более открытым и прозрачным [3, с. 13-17].

Статья 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирует возможность участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Это также элемент цифровизации административного судопроизводства.

Одна из групп цифровых технологий связана с реализацией права на судебную защиту – подача административного иска в электронном виде. В настоящее время предусмотрена возможность для административных истцов выбирать форму документа (ч. 2 ст. 45 КАС РФ) для направления в суд. Эти документы могут быть поданы на бумажном носителе или как электронный документ, подписанный электронной подписью. Используя возможности цифровых технологий можно отправить документ в электронной форме в суд.

Вторая группа связана с правом получения документов от суда в электронном виде. С использованием сети Интернет участники процесса в праве получать копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с российским законодательством (ч. 4 ст. 5 КАС РФ).Рассматриваемая группа допускает изготовление судебных постановлений, вызовов, извещений и других документов в электронной форме.

Третья группа цифровых технологий связана с оценкой судом электронных доказательств. Суд оценивает соблюдение процессуальной формы получения документа как средства доказывания. Юридическую силу электронным документам в административном судопроизводстве придают подтвержденные полномочия его автора, подлинность и обязательные реквизиты (ст. 84 КАС РФ).

Развитие информационных технологий в административном судопроизводстве вызывает немало вопросов в области защиты прав и свобод, реализация которых в основном зависит от допустимости электронных доказательств и информационной безопасности.

В связи с этим одним из направлений становления цифровых технологий в административном судопроизводстве является развитие безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры цифрового судопроизводства. Для этого необходимо внедрять защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы представления и анализа данных. Другим направлением становления цифровых технологий в административном судопроизводстве является разработка кодирования судебной информации.

Эти разработки позволят систематизировать информацию, минимизировать сроки. Цифровые технологии в административном судопроизводстве помогут определенным образом сократить и облегчить путь к судебной защите.

Список литературы

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СПС «Консультант плюс».
  2. Васильева А.Ф. Электронные формы в административном процессе России и Германии // Вестник СПбГУ. Право. 2019. Т. 10. Вып. 4. С. 756-780.
  3. Махина С.Н., Завьялова И.С. Цифровизация административного судопроизводства как фактор повышения результативности и эффективности реализации государственных функций: российский и зарубежный опыт // Журнал административного судопроизводства. 2020. № 4. С. 13-17.
  4. Михайленко Н.В. Перспективы и проблемы отправления цифрового правосудия в Российской Федерации // Закон и право. 2020. №4. С. 201-205.
  5. Морозова Г.А. Цифровые технологии в административном судопроизводстве // InternationalJournalofHumanitiesandNaturalSciences, vol. 4–2 (43), 2020. С. 188-192.

Поделиться

208

Леонтьев А. О. Цифровизация административного судопроизводства // Актуальные исследования. 2024. №43 (225). URL: https://apni.ru/article/10302-cifrovizaciya-administrativnogo-sudoproizvodstva

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября