Современная эпоха повсеместной автоматизации разнообразных процессов, а также всеобъемлющей цифровизации различных сфер жизнедеятельности человечества диктует свои порядки. Уже сейчас практически каждый человек постоянно находится в сети, в будущем время проведения в сети станет поистине постоянным, ежеминутным.
Прогнозируется появление технологий, которые в реальном времени будут способны следить за нашим психологическим и физическим состоянием, а в определенных случаях подобные данные смогут получить и соответствующие службы. Это даже не планируемое будущее, подобные технологии уже сейчас внедряются в систему здравоохранения различных стран. Множество технологий, как видится, смогут напрямую взаимодействовать с нашим мозгом и нервной системой.
Цифровизация и внедрение новых технологических решений касается не только простых людей, она затрагивает бизнес и все в большей степени влияет на развитие политики государств. Появляется реальная возможность существования электронных правительств, а также дистанционного оказания разнообразных государственных услуг. Соответственно, данные процессы не могли обойти стороной и судебную систему. Разговоры о цифровизации отправления правосудия ходят в юридической среде уже довольно долгое время, но если раньше этому мешали недостающая техническая оснащенность государств и дороговизна подобных процессов, то на сегодняшний день данная проблема уже не стоит во главе угла [2, с. 756-780].
Мощным толчком в развитии информационного общества в России стала «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (далее – Стратегия), утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 203 от 9 мая 2017 г. 1. В соответствии с данным документом органы государственной власти, бизнес, граждане в своей деятельности должны активно использовать информационные и коммуникационные технологии. В «Стратегии» содержатся определения таких категорий, как информационное общество, информационное пространство, обработка больших объемов данных и ряда других категорий. Пункт 36 данного документа раскрывает перечень важных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий, среди которых:
- Обработка больших объемов данных;
- Искусственный интеллект;
- Робототехника и биотехнологии.
Другим, не менее важным документом, является «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 6422. Она определяет в качестве одного из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации на ближайшие 10–15 лет переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта (подп. «а» п. 20).
Итак, попытаемся проанализировать и оценить процесс цифровизации административного судопроизводства в России. Выступая в мае 2018 г. на пленарном заседании Петербургского юридического форума, премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что цифровые технологии активно пронизывают все сферы государственной деятельности, в том числе и судебную. Уже длительное время в России предпринимаются усилия по разработке многофункциональной платформы электронного правосудия. В отечественной и зарубежной литературе термин «электронное правосудие» используется достаточно часто.
Ученые и судьи понимают «электронное правосудие» как способ и форму реализации процессуальных действий, предусмотренных законом и основанных на использовании информационных технологий в судебной деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц, в цифровом виде. Ученые совместно с представителями судебной системы обсуждают возможности модификации всего судебного процесса в целом [4, с. 201-205].
Если подводить промежуточные итоги по состоянию на 2020 г., то можно отметить, что идеи «электронного правосудия» в России постепенно реализуются. Так, электронным ресурсом ГАС «Правосудие» на данный момент обеспечены все суды общей юрисдикции. Возможности такой системы способствуют обработке статистических данных, формированию и сохранению архивов документов суда, в том числе и судебных постановлений, упрощению процедуры подачи гражданами электронных документов, процедуры получения гражданами юридически значимых документов.
Эффективно и значительно экономично проявила себя система оповещения участников судебного процесса посредством смс-сообщений. Другим элементом цифровизации административного судопроизводства является аудиопротоколирование судебных заседаний. По мнению судей, такое нововведение делает судопроизводство более открытым и прозрачным [3, с. 13-17].
Статья 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирует возможность участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Это также элемент цифровизации административного судопроизводства.
Одна из групп цифровых технологий связана с реализацией права на судебную защиту – подача административного иска в электронном виде. В настоящее время предусмотрена возможность для административных истцов выбирать форму документа (ч. 2 ст. 45 КАС РФ) для направления в суд. Эти документы могут быть поданы на бумажном носителе или как электронный документ, подписанный электронной подписью. Используя возможности цифровых технологий можно отправить документ в электронной форме в суд.
Вторая группа связана с правом получения документов от суда в электронном виде. С использованием сети Интернет участники процесса в праве получать копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с российским законодательством (ч. 4 ст. 5 КАС РФ).Рассматриваемая группа допускает изготовление судебных постановлений, вызовов, извещений и других документов в электронной форме.
Третья группа цифровых технологий связана с оценкой судом электронных доказательств. Суд оценивает соблюдение процессуальной формы получения документа как средства доказывания. Юридическую силу электронным документам в административном судопроизводстве придают подтвержденные полномочия его автора, подлинность и обязательные реквизиты (ст. 84 КАС РФ).
Развитие информационных технологий в административном судопроизводстве вызывает немало вопросов в области защиты прав и свобод, реализация которых в основном зависит от допустимости электронных доказательств и информационной безопасности.
В связи с этим одним из направлений становления цифровых технологий в административном судопроизводстве является развитие безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры цифрового судопроизводства. Для этого необходимо внедрять защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы представления и анализа данных. Другим направлением становления цифровых технологий в административном судопроизводстве является разработка кодирования судебной информации.
Эти разработки позволят систематизировать информацию, минимизировать сроки. Цифровые технологии в административном судопроизводстве помогут определенным образом сократить и облегчить путь к судебной защите.