Главная
АИ #43 (225)
Статьи журнала АИ #43 (225)
Эффективность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправ...

Эффективность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: анализ практики Старорусского муниципального района Новгородской области

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

эффективность взаимодействия
органы государственной власти
местное самоуправление
уровень жизни
анализ

Аннотация статьи

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью решения современных социально-экономических вызовов на местном уровне, что требует слаженного взаимодействия различных уровней власти для повышения качества предоставляемых услуг и уровня жизни граждан. В условиях реформирования системы управления и изменения нормативно-правовой базы исследование практики взаимодействия в конкретном регионе позволяет выявить существующие проблемы, оценить уровень прозрачности и участия населения в процессе принятия решений, а также разработать рекомендации, учитывающие уникальные особенности Старорусского района. Таким образом, данное исследование имеет важное значение для оптимизации управления и улучшения качества жизни населения.

Текст статьи

В условиях современных социально-экономических вызовов, с которыми сталкиваются муниципальные образования России, эффективность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления становится ключевым фактором для обеспечения устойчивого развития регионов. Старорусский муниципальный район, обладая уникальными историческими и культурными особенностями, представляет собой интересный объект для анализа практики взаимодействия различных уровней власти. В Старорусском муниципальном районе Новгородской области, как и в других регионах России, существуют различные механизмы, которые регулируют это взаимодействие, представленные рисунком.

Снимок экрана (1070).png

Рис. Основные механизмы взаимодействия органов государственной власти и Старорусского муниципального района Новгородской области

Основой взаимодействия является законодательство, регулирующее полномочия и обязанности, как органов государственной власти, так и местного самоуправления и граждан. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления [1].

В районе регулярно проводятся совещания, на которых обсуждаются ключевые вопросы, касающиеся местного самоуправления. Координационные советы, состоящие из представителей различных уровней власти и общественности, помогают наладить диалог и обмен информацией.

В некоторых случаях органы власти заключают соглашения и меморандумы о сотрудничестве, которые фиксируют обязательства сторон по совместной реализации проектов и программ. Так, например, Администрация Старорусского района подписала соглашение о меморандуме с местными предпринимателями и обязалась содействовать реализации инвестиционных проектов [5, с. 129]. Это позволяет более четко определить роли и ответственность каждой стороны.

Использование информационных технологий для обмена данными между органами власти и местным самоуправлением стало важным инструментом. По словам Валовой Ю. И. и Жмуркина И. М. создание этих информационных систем предполагает повысить эффективность государственного и муниципального управления, а также ускорить процесс обмена информацией между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами [3, с. 244]. В Старорусском районе Новгородской области внедрены электронные платформы, позволяющие оперативно получать и передавать информацию о деятельности органов власти и предоставляемых услугах.

Вовлечение граждан в процесс принятия решений является важным механизмом взаимодействия. Абазов А. Б. и Файрушин Т. А. отмечают близость органов местного самоуправления к населению, главной задачей которого выступает осуществление эффективного государственного управления [1, с. 51]. В районе проводятся общественные слушания, консультации и опросы, что позволяет учитывать мнение населения при разработке и реализации местных инициатив.

Несмотря на наличие различных механизмов взаимодействия и сотрудничества в Старорусском муниципальном районе Новгородской области, на практике все еще существуют значительные проблемы, препятствующие эффективному управлению. Одной из основных трудностей является дублирование функций между различными органами власти, что создает путаницу и затрудняет процесс принятия решений. В результате, вместо того чтобы оптимизировать работу и использовать ресурсы наиболее рационально, наблюдается избыточная бюрократия и неэффективное распределение обязанностей.

Кроме того, отсутствие четкой координации между различными уровнями власти также негативно сказывается на реализации инициатив и программ. Это приводит к тому, что проекты могут задерживаться или не достигать поставленных целей из-за недостатка взаимодействия и согласования действий. В таких условиях важно разработать механизмы, способствующие более эффективному сотрудничеству и интеграции усилий всех заинтересованных сторон, что позволит значительно улучшить управление и повысить качество жизни жителей района.

Несмотря на внедрение различных информационных систем, обеспечивающих доступ к данным о деятельности органов власти, население Старорусского муниципального района не всегда имеет возможность получать актуальную и своевременную информацию. Часто жители сталкиваются с трудностями в поиске необходимых сведений о проводимых инициативах, открытых заседаниях и возможностях участия в управлении. Это может быть связано с недостаточной информированностью о доступных ресурсах, а также с тем, что многие информационные системы не адаптированы для удобного восприятия широкой аудиторией.

Кроме того, низкий уровень цифровой грамотности среди некоторых групп населения также играет значительную роль в ограничении доступа к информации. В результате многие жители остаются вне процесса принятия решений, что приводит к чувству отстраненности и снижению доверия к органам власти. Для решения этой проблемы необходимо не только улучшить качество и доступность информации, но и активно проводить просветительские мероприятия, направленные на повышение осведомленности граждан о возможностях участия в управлении и взаимодействии с властями.

Участие граждан в процессе принятия решений в Старорусском муниципальном районе остается на низком уровне, что является серьезной проблемой для демократического управления. Одной из ключевых причин этого явления является недостаточная информированность населения о проводимых мероприятиях, обсуждениях и возможностях для участия в управлении. Многие жители не знают о том, как и где можно выразить свои мнения или предложить идеи, что приводит к их отстраненности от процесса. Без доступа к актуальной информации граждане не могут адекватно оценить важность участия и, соответственно, не проявляют интереса к активным действиям.

Кроме того, недостаточная мотивация со стороны населения также играет значительную роль в низком уровне участия. Многие граждане могут не осознавать, как их участие может повлиять на принятие решений или улучшение жизни в их сообществе. Это может быть связано с чувством безысходности, когда люди не верят, что их мнение будет учтено, или с отсутствием понимания реальных последствий их участия. Для повышения активности граждан необходимо не только улучшить информированность, но и создать условия, способствующие формированию заинтересованности и мотивации к участию в управлении, например, через проведение открытых встреч и обсуждений, где жители смогут видеть результаты своего вовлечения.

Сотрудники органов власти играют ключевую роль в процессе взаимодействия с населением и другими государственными структурами, однако часто они сталкиваются с необходимостью дополнительного обучения для повышения своей эффективности. В условиях динамично меняющегося общества и растущих требований граждан к прозрачности и открытости власти, важно, чтобы чиновники обладали современными знаниями и навыками в области коммуникации, управления конфликтами и работы с общественным мнением. Без соответствующей подготовки сотрудники могут испытывать трудности в установлении конструктивного диалога с населением, что может приводить к недопониманию и снижению доверия к органам власти.

Кроме того, взаимодействие между различными органами власти также требует от сотрудников определенных компетенций и навыков. Эффективное сотрудничество между уровнями власти и различными учреждениями невозможно без понимания специфики работы каждого из них, а также без умения находить общий язык и выстраивать партнерские отношения. Обучение в этой области может включать как теоретические знания, так и практические тренинги, направленные на развитие навыков командной работы и межведомственного взаимодействия. Таким образом, инвестиции в обучение сотрудников органов власти не только способствуют улучшению их профессиональных качеств, но и, в конечном итоге, повышают качество обслуживания населения и укрепляют доверие граждан к власти.

Таким образом, анализ существующих механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Старорусском муниципальном районе показывает, что, несмотря на наличие различных инструментов, существует ряд проблем, требующих решения. Улучшение координации, повышение прозрачности и вовлеченности граждан, а также обучение кадров могут значительно повысить эффективность взаимодействия и способствовать устойчивому развитию региона. Важно продолжать исследовать и внедрять лучшие практики, чтобы обеспечить более качественное управление на местах.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
  2. Абазов А.Б. Вопросы активизации гражданского участия населения в решении вопросов местного самоуправления / А.Б. Абазов, Т.А. Файрушин // Вестник УЮИ. 2023. № 1 (99). С. 49-55.
  3. Валова Ю.И. Информационное обеспечение органов государственной власти РФ / Ю.И. Валова, И.В. Жмуркин // Экономика. Информатика. 2022. № 2. С. 243-255.
  4. Мункуева С.А. Анализ моделей и механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении полномочий на приграничных территориях / С.А. Мункуева, Т.К. Дандарова // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2 (206). С. 12-14.
  5. Степанова А.А. Методика социально-демографического исследования региона (на примере Новгородской области) // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2008. № 2. С. 128-137.
  6. Угрюмова М.Н. Культурное наследие как фактор социально-экономического развития региона (на примере Новгородской области) / М.Н. Угрюмова, О.Е. Ванюшкина, Т.Л. Сергеева // Beneficium. 2024. № 3 (52). С. 126-135.
  7. Фомина Л.В. К вопросу об эффективности государственного муниципального управления / Л.В. Фомина, Т.В. Шитова // Аграрное и земельное право. 2022. № 11 (215). С. 8-10.

Поделиться

227

Самороков А. В., Петрова Е. В. Эффективность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: анализ практики Старорусского муниципального района Новгородской области // Актуальные исследования. 2024. №43 (225). Ч.II.С. 24-27. URL: https://apni.ru/article/10313-effektivnost-vzaimodejstviya-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-mestnogo-samoupravleniya-analiz-praktiki-starorusskogo-municipalnogo-rajona-novgorodskoj-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря