Главная
АИ #43 (225)
Статьи журнала АИ #43 (225)
Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения на прим...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения на примере работы школьного музея «Молодая гвардия»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

школьный музей
патриот
гражданско-патриотическое воспитание
система работы школьного музея по патриотическому воспитанию

Аннотация статьи

В данной работе раскрывается роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся на примере работы военно-исторического музея «Молодая гвардия» посёлка Сайга. В музее проводятся экскурсии, уроки Память и Мужества. Школьный музей по-настоящему является одним из центров школьной жизни и центром воспитания патриотов своей большой и малой Родины.

Текст статьи

Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине [2, с. 4-5]. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие – гордость за это [5, с. 10].

Сегодня большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, ведётся пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов. В данной области разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования. Школьный музей является достоянием и гордостью любой школы, он является мощнейшим средством обучения и воспитания подрастающего поколения, поскольку ему присуще множество учебно-воспитательных и социально-культурных функций.

Таким образом, цель работы: раскрыть роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся на примере работы в данном направлении военно-исторического музея «Молодая гвардия». Задачи:

  • Рассказать об истории создания школьного музея «Молодая гвардия»;
  • Выяснить, какую работу проводит музей по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • Познакомиться с экспозициями патриотического содержания музея;
  • Рассмотреть роль администрации школы, педагогического коллектива, совета музея в патриотическом воспитании школьников.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Н. Некрасов. Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Человека нельзя заставить любить свою Родину, но и нельзя заставить её разлюбить. Поэтому многие люди, находясь (по тем или иным причинам) вдали от своей Родины, чувствуют щемящую душевную тоску по ней. И успокаиваются лишь тогда, когда им удаётся вернуться назад. Поэтому Родину не зря называют Матерью, Отчизной, ведь Родина – это начало пути для человека, как и его отчий дом, род, семья. Не стоит забывать о том, что дословно слово Родина переводится как «земля отцов, предков». Поэтому можно также сделать следующий вывод: любить Отчизну, быть патриотом, значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколения в поколение [1, с. 32]. Быть патриотом значит быть ответственным человеком, то есть нести ответственность не только за себя, сколько за народ и страну, то есть, по сути, за дом, в котором ты проживаешь. Быть патриотом значит проявлять уважение не только к своему народу и роду, но и к другим народам, значит понимать, что ты не одинок на планете Земля. А это значит, что патриот всеми силами должен стремиться к миру и согласию между народами, живущими по всей земле. Патриот – это тот человек, который любит людей независимо от их национальности, расовой принадлежности и прочих признаков, отличающих один народ от другого [7, с. 10].

Школьный музей «Молодая гвардия» рассказывает о бессмертном подвиге героев молодогвардейцев, боровшихся против фашистов в украинском городе Краснодоне Луганской области в годы Великой Отечественной войны. Участниками подпольной организации были обыкновенные девчонки и мальчишки, влюблённые во всё прекрасное и отдавшие за это самое дорогое – жизнь.

За долгие годы существования музея много учеников нашей школы стали хранителями истории о Великой Отечественной войне, истории родного края, поселка.

Многие задают вопрос: Почему именно у нас в Сибири, так далеко от города Краснодона, создан музей памяти? Так с чего же всё начиналось?

А началось с того дня, когда в августе 1972 года в наш посёлок приехал Николай Иванович Коваленко. Он был принят на работу в школу учителем труда и рисования. Первой темой на рабочем пионерском сборе отряда седьмого класса стала «Подвигу жить в веках», на котором с рассказом о героях-молодогвардейцах выступил Николай Иванович. Впервые ребята так близко соприкоснулись с подвигом комсомольцев Краснодона, и рассказ их взволновал. Семиклассники решили бороться за присвоение их пионерскому отряду имени Героя Советского Союза Олега Кошевого. Ими была создана первая газета, посвящённая Краснодонцам, которую назвали «Бессмертие». Она появилась 15 января, в день начала месячника памяти «Молодой гвардии», который является традицией нашей школы по сегодняшний день. На время проведения месячника все учащиеся школы взяли повышенные соцобязательства, победители должны были поехать в город Краснодон.

Победу в месячнике одержал ученики 7 класса. Их отряду присвоили звание «Молодогвардейского». Это был первый класс, которому присвоили имя Олега Кошевого.

Во время весенних каникул 1973 года лучшие учащиеся школы посетили родину молодогвардейцев, откуда привезли богатый материал о деятельности «Молодой гвардии»и первые экспонаты: трос, взятый у шурфа шахты № 5, земля с террикона и взятая у шурфа, многочисленные фотографии, книги, брошюры. В Краснодоне ребята посетили Государственный музей «Молодая гвардия», совершили поездку в Ровеньки, где побывали в камерах, в которых пытали Олега Кошевого, Любовь Шевцову, Дмитрия Огурцова, Виктора Субботина, Семёна Остапенко и Гремучем лесу – месту расстрела пятерых молодогвардейцев. Также посетили родителей Лидии Андросовой, Виктора Третьякевича, Сергея Тюленина, Анатолия Николаева, Геннадия Лукашова, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой. «Там у могилы героев мы поклялись свято хранить память и умножать бессмертную славу героев далёкого шахтёрского городка. Наша судьба неразрывно связана с героическими делами молодогвардейцев. Девиз: Своими делами, трудом и учёбой мы памяти вашей достойны – стал законом жизни каждого пионера и комсомольца отряда».

По приезде ребята по классам рассказали о своих впечатлениях, и оформили в коридоре школы стенд с портретами молодогвардейцев, а в витрины, разместили первые экспонаты.

Тогда и было принято решение: создать в школе музей «Молодая гвардия».

Открытие музея состоялось 30 сентября 1973 года, так как именно к этому времени смогли приехать Анатолий Григорьевич Никитенко, заведующий массовым отделом музея «Молодая гвардия» в городе Краснодон, и Георгий Григорьевич Николаев, отец молодогвардейца Анатолия Николаева.

Школьный музей «Молодая гвардия» является полноправным объектом в образовательном и воспитательном процессе МБОУ «Сайгинская СОШ». Его потенциальные возможности используются не только в рамках дополнительного образования, рассчитанного на узкий круг детей, но и для всех учащихся общеобразовательного учреждения. Музей содержит восемь разделов:

  1. «Детские и школьные годы молодогвардейцев»;
  2. «Родина-мать зовёт»;
  3. «Боевые дела молодогвардейцев»;
  4. «В застенках гестапо»;
  5. «Боевой путь Ивана Туркенича»;
  6. «Молодогвардейцы, оставшиеся в живых»;
  7. «Ходили в бой «Герои Краснодона»;
  8. «Афганистан болит в моей душе».

Значимым образовательным событием является Месячник Памяти «Молодой гвардии», который ежегодно проходит в период с 15 января по 15 февраля. Целью его стало сохранение памяти об уходящем поколении, которое своим беспримерным подвигом, стойкостью и мужеством, одержало Великую Победу над фашизмом.

Музей стал площадкой для встреч с почётными жителями поселения, тружениками тыла, детьми войны. Проведение данных мероприятий проходит в тесном взаимодействии с Советом ветеранов Сайгинского сельского поселения. Основная его работа осуществляется по следующим направлениям деятельности: исследовательская, проектная, организационно-массовая, экскурсионно-просветительская.

Музей неразрывно связан с жизнью поселка. Это подтверждает реализация ряда проектов, которые воплощены в жизнь благодаря сотрудничеству музея с жителями поселения, Администрацией Сайгинского сельского поселения, Советом ветеранов и Домом культуры.

Особо значимым стал проект «Это надо не мёртвым, это надо живым». Главная цель, которого сохранение памяти о ветеранах-сайгинцев и тружеников тыла, проживавших на территории поселения в разные годы.

Сегодня это памятное место является центром общественно-политической и культурной жизни Сайгинского сельского поселения.

Школьный музей воспитывает у подрастающего поколения уважение к памяти прошлых поколений, развивает их бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, которые начинаются с любви к малой Родине.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования [9, 10]. Таким образом, весьма трудно переоценить роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения!

Список литературы

  1. Отчизны верные сыны, 2004. № 3. С. 32.
  2. Школьное эхо, 2012. № 6. С. 4-5.
  3. Бабошко Т.А. Дорогому и любимому краеведу В.Е. Пронину, 2010. С. 12.
  4. Аруджоглы Х.А. Память о подвиге жителя п. Витязево Шембелиди А.А., 2012. С. 5.
  5. Черевык Г.А. Кто такой патриот,2013. С. 10.
  6. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый, 2012. № 8. С. 386-388.
  7. URL http://okt-school-6. narod. ru/scool/muzei. html 12.02.2024.
  8. URL http://yuriarmk. ucoz. ru/files_5/org_rab_shool_mus. doc 12.02.2024.
  9. URL http://schooln5. ucoz. com/index/0-5 12.02.2024.
  10. URL http://59209s036. edusite. ru/p12aa1. html 12.02.2024.
  11. URL http://wikipedia. ru/org›wiki/Патриотизм12.02.2024.

Поделиться

192

Рыкунова А. В. Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения на примере работы школьного музея «Молодая гвардия» // Актуальные исследования. 2024. №43 (225). Ч.II.С. 50-53. URL: https://apni.ru/article/10315-rol-shkolnogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-podrastayushego-pokoleniya-na-primere-raboty-shkolnogo-muzeya-molodaya-gvardiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря