Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры.
В связи с переходом на Стандарты нового поколения, задача учителя группы кратковременного пребывания, не просто подготовить детей к школе, а уже здесь и сейчас научить учиться. Поэтому в основе организованного мною образовательного процесса лежит деятельностный подход.
Психологические особенности детей 5–6 лет требуют максимального использования игровых технологий. Наиболее целесообразно применять различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами; проводить занятия в нетрадиционной форме с использованием игровых элементов. Игротехники направлены на развитие таких качеств, как соревновательность, любопытство, готовность к риску.
Ведущим в практике работы является проблемный метод. Использование данного метода обучения придает деятельности ребенка поисково-исследовательский характер. Применение данного метода способствует воспитанию самостоятельности, творческого мышления, перфекционизма. Созданные проблемные ситуации, ставят ребенка перед необходимостью применять умения, отбирать способы действия и объяснять их. Дети учатся анализировать и сравнивать данные, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
Занятия целесообразнее проводить с применением элементов технологии ТРИЗ. Эта технология реализована в игре. Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребенок выбирает сам. В процессе дошкольник учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия.
С целью развития познавательной активности, смелости, рефлексии и других качеств, характерных для одаренных детей, используются активные методы обучения на всех этапах занятий и внеучебной деятельности.
Средство развития детской одаренности – двигательная активность. В результате двигательной деятельности активизируются психические процессы, повышается умственная работоспособность детей. Это развитие моторики в ходе лепки из пластилина, изобразительного искусства, изготовления изделий из природного материала. Это реализация здоровьесберегающих технологий во время занятий, где дети не только слушают сидя, работают за столиками, но и перемещаются по классной комнате, изменяя состав творческих групп, в ходе игр-драматизаций, участвуют в настольных и подвижных развивающих играх.
Оптимальное использование двигательной активности воспитанников содействует росту уровня умственной работоспособности в учебном году. Особая роль в развитии детской одаренности отводится проектной и исследовательской деятельности, в частности, в рамках секции начальных классов научного общества учащихся школы. В ходе выполнения небольшого проекта дети приобретают опыт собственной исследовательской деятельности, у них развивается познавательный интерес к различным областям знаний, формируется навык сотрудничества. Уже в дошкольном возрасте дети приобретают навык публичного выражения своих мыслей, представленных в конкретном продукте. Результаты своих исследовательских проектов можно представлять на ежегодной школьной научно-практической конференции, на внеклассных мероприятиях в младших классах, на общешкольных родительских собраниях.
Особую роль в развитии детской одаренности играет тесное взаимодействие с родителями.
Каков же итог, результат?
Во-первых, результаты исследования уровня развития детской одаренности, регулярно проводимого психологом школы, свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности всех ее составляющих качеств в течение учебного года.
Во-вторых, воспитанники демонстрируют высокий уровень подготовленности к школе и результаты не ниже средних в ходе мониторинговых исследований первоклассников.
В-третьих, воспитанники проявляют творческую активность, участвуя в работе секций, кружков эстетической и экологической направленности, выставок, проводимых в муниципальных учреждениях науки и искусства, внутриклассных и внутришкольных творческих проектах, обучаясь в младшем и среднем звене школы.
Изменилось и отношение родителей к образовательному процессу. Теперь мы – единомышленники, работающие над общей проблемой – развитие интеллектуальной одаренности и индивидуальности каждого ребенка.
Слова Б. П. Никитина стали ключевыми в моей деятельности:
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь».