Главная
Конференции
Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации
Развитие детской интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраст...

Развитие детской интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

интеллектуальная одаренность
деятельностный подход
игровые технологии
проблемный метод
технология ТРИЗ

Аннотация статьи

Материалы статьи «Развитие интеллектуальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста» направлен на оказание методической помощи учителям начальных классов и воспитателям ГПК в вопросе развития одаренности у детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации были отобраны наиболее целесообразные методы, приемы, педагогические технологии развития интеллектуальной одаренности.

Текст статьи

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры.

В связи с переходом на Стандарты нового поколения, задача учителя группы кратковременного пребывания, не просто подготовить детей к школе, а уже здесь и сейчас научить учиться. Поэтому в основе организованного мною образовательного процесса лежит деятельностный подход.

Психологические особенности детей 5–6 лет требуют максимального использования игровых технологий. Наиболее целесообразно применять различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами; проводить занятия в нетрадиционной форме с использованием игровых элементов. Игротехники направлены на развитие таких качеств, как соревновательность, любопытство, готовность к риску.

Ведущим в практике работы является проблемный метод. Использование данного метода обучения придает деятельности ребенка поисково-исследовательский характер. Применение данного метода способствует воспитанию самостоятельности, творческого мышления, перфекционизма. Созданные проблемные ситуации, ставят ребенка перед необходимостью применять умения, отбирать способы действия и объяснять их. Дети учатся анализировать и сравнивать данные, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.

Занятия целесообразнее проводить с применением элементов технологии ТРИЗ. Эта технология реализована в игре. Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребенок выбирает сам. В процессе дошкольник учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия.

С целью развития познавательной активности, смелости, рефлексии и других качеств, характерных для одаренных детей, используются активные методы обучения на всех этапах занятий и внеучебной деятельности.

Средство развития детской одаренности – двигательная активность. В результате двигательной деятельности активизируются психические процессы, повышается умственная работоспособность детей. Это развитие моторики в ходе лепки из пластилина, изобразительного искусства, изготовления изделий из природного материала. Это реализация здоровьесберегающих технологий во время занятий, где дети не только слушают сидя, работают за столиками, но и перемещаются по классной комнате, изменяя состав творческих групп, в ходе игр-драматизаций, участвуют в настольных и подвижных развивающих играх.

Оптимальное использование двигательной активности воспитанников содействует росту уровня умственной работоспособности в учебном году. Особая роль в развитии детской одаренности отводится проектной и исследовательской деятельности, в частности, в рамках секции начальных классов научного общества учащихся школы. В      ходе выполнения небольшого проекта дети приобретают опыт собственной исследовательской деятельности, у них развивается познавательный интерес к различным областям знаний, формируется навык сотрудничества. Уже в дошкольном возрасте дети приобретают навык публичного выражения своих мыслей, представленных в конкретном продукте. Результаты своих исследовательских проектов можно представлять на ежегодной школьной научно-практической конференции, на внеклассных мероприятиях в младших классах, на общешкольных родительских собраниях.

Особую роль в развитии детской одаренности играет тесное взаимодействие с родителями.

Каков же итог, результат?

Во-первых, результаты исследования уровня развития детской одаренности, регулярно проводимого психологом школы, свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности всех ее составляющих качеств в течение учебного года.

Во-вторых, воспитанники демонстрируют высокий уровень подготовленности к школе и результаты не ниже средних в ходе мониторинговых исследований первоклассников.

В-третьих, воспитанники проявляют творческую активность, участвуя в работе секций, кружков эстетической и экологической направленности, выставок, проводимых в муниципальных учреждениях науки и искусства, внутриклассных и внутришкольных творческих проектах, обучаясь в младшем и среднем звене школы.

Изменилось и отношение родителей к образовательному процессу. Теперь мы – единомышленники, работающие над общей проблемой – развитие интеллектуальной одаренности и индивидуальности каждого ребенка.

Слова Б. П. Никитина стали ключевыми в моей деятельности:

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь».

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Цели и задачи «Рабочей концепции одаренности» Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник РПО. Т. 8, Самара, 2000.
  2. Крылова Н. Возраст совершенства /Детский сад со всех сторон. – № 28, июль 2004.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Библиотека журнала «Директор школы». – М.: Сентябрь, 2001. – 208 с.

Поделиться

235

Чувылкина О. В., Скочко Е. В., Степанова Д. В. Развитие детской интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 104-106. URL: https://apni.ru/article/10317-razvitie-detskoj-intellektualnoj-odarennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря