Национальные проекты Российской Федерации представляют собой комплекс стратегических инициатив, направленных на решение ключевых задач в области экономического развития, уровня жизни граждан, развития человеческого капитала, а также обеспечения технологического прорыва и цифровизации экономики. В мае 2018 года Президентом РФ был подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», что стало основой масштабной государственной программы.
На начальном этапе реализации масштабного проекта утвержден бюджет в размере 25,7 триллиона рублей. Это внушительная сумма, распределение которой продумано с учетом многоуровневой системы финансирования. Наибольший вклад, около 51%, вносит федеральный бюджет, обеспечивая основную финансовую базу проекта. Следующим по значимости источником являются внебюджетные средства, доля которых составляет примерно 29%. Это может включать в себя инвестиции частных компаний, гранты от различных фондов, а также средства от публичных и частных партнерств. Региональные бюджеты берут на себя 19% финансирования, что свидетельствует о значительной степени региональной вовлеченности в проект. Оставшийся 1% приходится на внебюджетные фонды, которые могут включать целевые фонды, фонды развития или другие финансовые институты (рис.) [6].
Рис. Объёмы финансирования национальных проектов, трлн. руб.
Проект финансируется из федерального бюджета, а также предусматривает привлечение средств внебюджетных источников, включая частные инвестиции. Общий объем финансирования на период с 2019 по 2024 год составляет более 1,8 триллиона рублей [2]. Реализация национального проекта «Цифровая экономика» призвана обеспечить рост экономики страны, повысить конкурентоспособность российских компаний, качества жизни граждан и создание условий для развития цифровых технологий в экономике.
В сфере цифровых трансформаций в экономике и социуме, определены ключевые направления в рамках Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» [5]:
- Подготовка квалифицированных специалистов с актуальными цифровыми навыками;
- Развитие «цифрового правительства» и внедрение цифровых технологий для улучшения прозрачности государственного управления;
- Создание системы для устранения препятствий в бизнес-процессах;
- Цифровизация приоритетных секторов экономики и социальной сферы;
- Разрабатываются отечественные решения в области информационной безопасности для защиты прав личности, бизнеса и государства и др.
К 2030 году национальная цель «Цифровая трансформация» стремится к следующим результатам: увеличение доли электронных услуг до 95%, рост доступа к широкополосному интернету для домохозяйств до 97%, увеличение инвестиций в отечественные IT в 4 раза и достижение цифровой зрелости в ключевых отраслях экономики и социальной сферы.
Для реализации федеральных проектов были определены соответствующие объемы финансирования касательно каждого из них (табл. 1).
Кроме финансирования, были также разработаны государственные меры поддержки:
- налоговые льготы (для ИТ-компаний введена нулевая ставка налога на прибыль в 2022–2024 гг. и пониженные страховые взносы в размере 7,6% (в том числе 6% в ПФР, 1,5% в ФСС и 0,1% в Фонд ОМС));
- гранты и венчурные инвестиции (на грантовую поддержку особо значимых проектов в 2024 г. бюджетом предусмотрено 10,4 млрд руб. На грантовую поддержку стартапов – около 800 млн руб.);
- льготное кредитование.
Таблица 1
Реализации федеральных проектов [7]
Наименование федерального проекта | Расходы на реализацию (млн рублей) | Всего (млн руб.) | |||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||
«Нормативное регулирование цифровой среды» | 297 | 297 | 307 | 265 | 260 | 266 | 1698 |
«Информационная инфраструктура» | 94033 | 320921 | 87910 | 105859 | 89531 | 70246 | 768501 |
«Кадры для цифровой экономики» | 10514 | 13335 | 22456 | 30420 | 31853 | 30109 | 138689 |
«Информационная безопасность» | 7647 | 9674 | 10630 | 1051 | 979 | 773 | 30754 |
«Цифровые технологии» | 41663 | 77162 | 139313 | 67342 | 65991 | 60338 | 451809 |
«Цифровое государственное управление» | 29282 | 30914 | 40811 | 53078 | 44775 | 36838 | 235699 |
Согласно информации, предоставленной Министерством финансов, по состоянию на 1 апреля 2024 года реализация НП «Цифровая экономика Российской Федерации» достигла 24,3%. Эти данные были обнародованы Минфином России (табл. 2).
Таблица 2
Исполнение расходов федерального бюджета по национальному проекту «Цифровая экономика» в 2023 г. [1]
Дата | 01.02.23 | 01.03.23 | 01.04.23 | 01.05.23 | 01.06.23 | 01.07.23 | 01.08.23 | 01.09.23 | 01.10.23 | 01.11.23 | 01.12.23 | 01.01.24 |
% | 9,1 | 15,3 | 22,6 | 28,4 | 32,4 | 38,4 | 48,6 | 56,7 | 62,6 | 64,7 | 71,1 | 95,8 |
Как видно из данных таблицы 2 в 2023 году полностью расходы исполнены не были. Однако, обратим внимание на показатель по исполнению бюджета за те же периоды, но в 2024 году. Так, на 1 февраля показатель оказался ниже, чем за аналогичный период 2023 года и составил 6,3%, на 1 марта – 18,1%, а на 1 апреля – 24,3. Оба последних показателя выросли, что может быть связано не только с самим процессом реализации проекта, но и со снижением средств на его финансовое обеспечение.
С начала 2019 года наблюдается тенденция снижения финансовых средств, выделяемых на проект. В 2021 году бюджет сократился на 47,2 миллиарда рублей при общей сумме в 136,9 миллиарда рублей. Предполагается, что в 2023 году национальному проекту будет выделено 129,3 миллиарда рублей, что почти вдвое меньше, чем изначально запланировано. На следующий год планируется выделить 126,9 миллиарда рублей, что составляет около 62% от первоначальных объемов. В 2019 году сокращение ассигнований составило 7,4 миллиарда рублей при общем бюджете в 100,7 миллиарда рублей (табл. 1).
В 2024 году ожидается рост экономики внутреннего продукта на уровне 5%. Несмотря на то, что промежуточная цель увеличения внутренних расходов к концу текущего года не была достигнута, действительный результат пока
составляет всего 2,2% при контрольном значении 3% [1].
Изучив направления и финансирование на федеральном уровне, рассмотрим и проанализируем ситуацию на уровне субъекта Российской Федерации. В качестве примера субъекта возьмём город федерального значения – Санкт-Петербург. Данный регион является одним из лидеров по реализации проектов, связанных с цифровизацией экономики. В таблице представлены данные по финансированию направлений по цифровизации экономики (табл. 3):
Таблица 3
Санкт-Петербург «Цифровая экономика» [3]
Год | Цифровое государственное управление, млн руб. | Исполнение | Информационная инфраструктура, млн руб. | Исполнение |
2020 | 313,82 | 100% | 1 821,98 | 99,9% |
2021 | 290,00 | 100% | 1 505,57 | 100% |
2022 | 307,00 | 100% | 130,22 | 100% |
2023 | 398,77 | 100% | - | - |
2024 | 391,80 | 15% | - | - |
Анализ представленной информации показывает, что реализация национального проекта «Цифровая экономика» в Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге, сталкивается с определенными трудностями и вызовами.
На федеральном уровне прослеживается тенденция к снижению выделяемых ассигнований на проект: с 136,9 млрд рублей в 2021 году до 126,9 млрд рублей в 2024 году, что составляет лишь около 62% от заложенных в паспорте проекта объемов. Более того, даже выделенные средства не осваиваются в полном объеме - по итогам 2023 года исполнение не достигло 100%. Такая динамика финансирования ставит под сомнение возможность достижения ключевых целевых показателей проекта.
Региональный анализ на примере Санкт-Петербурга демонстрирует более стабильную ситуацию в части финансирования двух основных направлений – «Цифровое государственное управление» и «Информационная инфраструктура». Однако и здесь наблюдается снижение доли исполнения бюджета в 2024 году по направлению «Цифровое государственное управление» до 15%. Это свидетельствует о наличии определенных трудностей и рисков в реализации региональной составляющей национального проекта.
Санкт-Петербургу, который является одним из ведущих инновационных центров России, необходимо активно включаться в реализацию национального проекта «Искусственный интеллект». Ключевым компонентом этого проекта может являться внедрение технологии цифровых двойников, которая способна трансформировать различные сферы жизни города.
Цифровые двойники представляют собой виртуальные модели реальных объектов, процессов или систем, позволяющие осуществлять мониторинг, анализ и прогнозирование их поведения. Такие цифровые аналоги находят широкое применение в таких областях, как городское хозяйство, транспортная инфраструктура, энергетика, здравоохранение и многих других.
В рамках национального проекта «Искусственный интеллект» в Санкт-Петербурге предлагается внедрение передовых решений на основе цифровых двойников, которые позволят повысить эффективность управления городом и качество жизни его жителей.
Так, в сфере городского хозяйства цифровые двойники могут быть применены для мониторинга состояния коммунальных систем, оптимизации использования ресурсов и предотвращения аварийных ситуаций. Интеграция таких решений с системами «Умный город» позволит обеспечить более эффективное планирование и распределение городских услуг.
В транспортной инфраструктуре цифровые двойники помогут моделировать и прогнозировать транспортные потоки, оптимизировать маршруты общественного транспорта и управлять дорожным движением. Это, в свою очередь, позволит снизить загруженность дорог, повысить безопасность и сократить время в пути для горожан.
В сфере здравоохранения цифровые двойники могут быть использованы для создания персонализированных моделей пациентов, что позволит проводить более точную диагностику, разрабатывать индивидуальные планы лечения и осуществлять удаленный мониторинг состояния здоровья.
Внедрение цифровых двойников в рамках национального проекта «Искусственный интеллект» в Санкт-Петербурге способно оказать значительное влияние на реализацию национального проекта «Государственное управление». Эти технологические решения могут обеспечить:
- Повышение эффективности принятия управленческих решений: цифровые двойники позволят государственным органам получать более точную и оперативную информацию о состоянии различных городских систем, прогнозировать развитие ситуаций и моделировать последствия управленческих решений.
- Оптимизацию использования ресурсов: применение цифровых двойников в сферах городского хозяйства, транспортной инфраструктуры и энергетики позволит оптимизировать потребление ресурсов, снизить издержки и минимизировать риски аварийных ситуаций.
- Повышение качества и доступности государственных услуг: интеграция цифровых двойников с системами «Умный город» и «Электронное правительство» позволит обеспечить более эффективное планирование и распределение государственных услуг, а также повысить их доступность и удобство для граждан.
- Совершенствование системы мониторинга и контроля: цифровые двойники могут стать основой для создания комплексных систем мониторинга и контроля, позволяющих государственным органам быстро реагировать на изменения в различных сферах городской жизни.
Таким образом, внедрение цифровых двойников в Санкт-Петербурге в рамках национального проекта «Искусственный интеллект» станет важным шагом на пути к формированию «умного города», где технологии искусственного интеллекта и цифровизации будут направлены на повышение качества жизни и эффективности городского управления.
Национальные проекты, в том числе «Цифровая экономика», призваны стать основой для достижения стратегических целей развития России и повышения благосостояния ее граждан. Для реализации национальных проектов запланировано крупномасштабное финансирование в размере 25,7 млрд рублей, осуществляемое главным образом из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Однако анализ хода реализации национального проекта «Цифровая экономика» выявляет ряд существенных проблем и рисков. Несмотря на разработку мер государственной поддержки, таких как налоговые льготы, гранты и кредитование, наблюдается тенденция к снижению фактически выделяемых на проект ассигнований. Так, в 2024 году планируется направить лишь около 62% от первоначально заложенных объемов финансирования.
Более того, даже выделяемые ресурсы не осваиваются в полном объеме. Уровень исполнения бюджета по проекту в 2024 году оказался существенно ниже, чем в 2023 году. При этом ключевые целевые показатели, такие как увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики до 5% ВВП к 2024 году, пока не достигаются.
Реализация цифровых технологий с использованием концепции цифровых двойников в рамках объединенных усилий национальных проектов «Искусственный интеллект» и «Государственное управление» в Санкт-Петербурге открывает новые возможности для улучшения государственного управления и повышения уровня жизни граждан. Такой подход может способствовать превращению города в современное, высокотехнологичное и эффективно управляемое пространство, а также помочь в достижении задач госпрограмм, ориентированных на развитие цифровой экономики и информационной инфраструктуры. Крайне важно продолжать работу по формулированию четких целей, обеспечению необходимого финансирования и разработке конкретных действий для успешной реализации этого подхода, что положительно скажется на социально-экономическом прогрессе Санкт-Петербурга.