Формирование фонематического слуха неразрывно связано с формированием фонематических процессов, таких как анализ, синтез, восприятие, представления, дифференциации. По мнению Д. Б. Эльконина, Г. Л. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой и других ученых, для звукового анализа должны быть развиты следующие умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове.
Но развитие таких важных процессов происходит с трудом у дошкольников, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ). Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся низким уровнем развития внимания, чрезмерной активностью, (гиперактивность) импульсивностью (несдержанность).
На сегодняшний день наблюдается увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Согласно исследованиям Л. О. Бадалян от 4 до 10% детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста имеют данный синдром.
На первых этапах коррекционной работы с данными детьми уже возникают трудности: сложности выполнения предложенных инструкций, концентрации на задании, довести задание до финала. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто делают хаотичные движения, вспыльчивые, эмоционально неустойчивые.
Комплексная система работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с СДВГ должна строиться с учетом психофизических особенностей детей и основывается на педагогических принципах.
Патогенетический принцип. Исправление аномального механизма речевого нарушения. Механизмом фонематического недоразвития является несформированность фонематических дифференциаций. Поэтому, для исправления фонематического нарушения у детей с СДВГ необходимо формирование фонематических различений.
Принцип поэтапного формирования умственных действий. В начале работы ребенку необходимо давать четкие и развернутые инструкции, которые необходимо постепенно усложнять. Это помогает ему отработать свои действия и перевести их в автоматизируемые действия, которые осуществляются во внутреннем плане.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Когда ребенку сложно сразу воспринять звук с помощью анализатора слуха, то необходимо применять в работе картинный материал или же сенсорный опыт ребенка. Эти действия будут способствовать становлению слухового анализатора.
Принцип последовательного формирования фонематических умений и навыков в различных формах речи. Для полноценного овладения фонематической системой родного языка необходимо тесное взаимодействие процесса восприятия и воспроизведения. У ребенка навык различения речевых звуков на ранних этапах возникает раньше, чем способность их проговаривания. Работа по воспроизведению звуков должны опираться на звуки, которые у ребенка уже имеются. Операции фонематического расклада звуков отрабатываются на материале четко различаемых звуков.
Вся коррекционная работа должна проектироваться в комплексе, т. е. в результате должны быть заинтересованы все участники образовательного процесса. В связи с этим специалисты разрабатывают единый план работы, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка с СДВГ. Организация и реализация комплексного плана воздействия на развитие фонематических процессов дошкольников с СДВГ осуществляется следующим образом. Ведущим в данной системе работы является учитель-логопед. На нем лежит основная работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с СДВГ.
Задачи учителя-логопеда выстраиваются в соответствии с системой работы по формированию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, предложенные Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и Г. В. Чиркиной. Поэтому перед ним стоят следующие задач:
- Формировать умения узнавать неречевые звуки;
- Формировать умения различать высоту, силу на материале одинаковых звуков;
- Развивать умения различать слова близкие по звуковому составу;
- Формировать навык дифференциации слогов;
- Формировать навык дифференциации фонемы;
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
При ведущей роли учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе по формирования фонематических процессов у дошкольников с СДВГ, задачи, стоящие перед педагогом-психологом, важны и тесно связаны с задачами учителя-логопеда. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления приоритетные задачи психолога по формированию фонематических процессов у дошкольников с СДВГ.
Вышеописанную работу должны вести не только специалисты дошкольного учреждения, но и родители. Динамика в ходе коррекционного воздействия сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если родители будут заинтересованы и выполнять все методические рекомендации специалистов в домашних условиях.
При разработке комплексной системы коррекционно-развивающей работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с СДВГ следует опираться на игры и игровые упражнения, поскольку игра является ведущим видом деятельности, и в ней предполагается частая смена действий и сюжетов. В комплексную систему работы следует включать игры и игровые приемы по трем направлениям работы:
- Развитие фонематического восприятия: вычленение неречевых звуков, сравнивание неречевых и речевых звуков и выделение среди них сходных по акустическому эффекту; дифференциация силы, тембра, высоты голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и предложений; дифференциация слов, близких по звуковому составу; различение фонем; дифференцировать слогов.
- Развитие навыков звукового анализа. Для развития практических навыков фонематического анализа у детей с СДВГ используются игровые приемы и упражнения, которые направлены на развитие умений: анализировать звуковой состав слогов; определять место ударного гласного в слове; выделять ударный гласный в начале слова; определять в слове место заданного согласного звука; определять по месту согласный звук в слове; определять место звука в слове по отношению к другим звукам; определять количество звуков в слове. На занятиях необходимо с помощью игровых упражнений вводить и закреплять понятия: «звуки», «гласные звуки», «согласные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки», «слово», «начало, середина, конец слова» и т. д.
- Развитие навыков звукового синтеза.
При выборе маршрута работы с дошкольниками с СДВГ по формированию фонематических процессов необходимо основываться на дифференцированном подходе и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, уровень их речевого развития и специфику нарушений фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, а также педагогические условия организации коррекционных занятий. Существует большое количество разнообразных игр и упражнений, направленных на формирование фонематических компонентов речи.