В субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, межведомственные планы действий по борьбе с жестоким обращением с детьми и другие документы, способствующие легитимизации практики преодоления жестокого обращения в отношении детей, предупреждению различных форм жестокого обращения, оказанию помощи пострадавшим детям.
Так, Думой Ставропольского края принят закон «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства», которым определены меры социальной поддержки несовершеннолетних этой категории в виде бесплатной психологической и юридической помощи.
В Псковской, Ярославской, Астраханской и ряде других областей действуют законы, касающиеся предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
В Республике Бурятия принят закон «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Бурятия», направленный на защиту детей и подростков от преступных посягательств, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В Брянской области профилактическая работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, строится в соответствии с постановлением администрации области «Об утверждении Порядка по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении».
В Томской области приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, устранению причин нарушения их прав и законных интересов; утверждено «Примерное положение о межведомственном территориальном Совете по работе с семьей и детьми» (такой Совет создается при администрациях муниципальных районов и координирует деятельность органов местного самоуправления, организаций и учреждений различных ведомств, общественных объединений); разработана и утверждена форма отчета органов местного самоуправления «Дети, нуждающиеся в государственной защите», согласно которой органы местного самоуправления создают и ведут учетную базу по фактам нарушения прав детей и др.
Ежегодно совершенствуется региональное законодательство в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе по оказанию помощи несовершеннолетним, ставшим жертвами жесткого обращения.
Также в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, межведомственные планы действий по борьбе с суицидальными проявлениями среди несовершеннолетних.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вышеуказанным направлениям работы органов и учреждений системы профилактики имеют разную классификацию, отличаются подходам к решению поставленных задач.
Работа в каждом регионе Российской Федерации значительно отличается, где-то предусмотрено бюджетное финансирование программ, направленных на профилактику жесткого обращения в отношении несовершеннолетних, суицидального поведения в подростковой среде, в других субъектах предусмотрено внедрение новых специалистов, таких внештатный педагог психолог Министерства образования.
В целях организации совместной деятельности органов государственной власти и учреждений Иркутской области по вопросам раннего выявления и пресечения фактов жестокого обращения в отношении детей, а также сопровождения и реабилитации пострадавших несовершеннолетних на территории Иркутской области утверждено, распоряжением заместителя Председателя Правительства утверждено от 23 марта 2022 года № 24-рзп Положение о межведомственно взаимодействии противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних (далее – положение).
Правовую основу настоящего Положения составляют: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Иркутской области, регламентирующие деятельность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактика и пресечение правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения и насилия в отношении детей, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Согласно положению, состав муниципальной межведомственной группы утверждается муниципальным правовым актом после согласования со всеми субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия.
В муниципальных образованиях Иркутской области руководителями муниципальных межведомственных групп являются заместители мэров по социальным вопросам, а заместителями руководителей межведомственных групп являются не всегда представители одного и того же ведомства. Так в большинстве муниципальных образований Иркутской области заместителями руководителя муниципальной межведомственной группы являются начальники Управлений образования, а, например, на территории Ангарского городского округа заместитель руководителя муниципальной межведомственной группы – это начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Соответственно координация деятельности муниципальных межведомственных групп Иркутской области имеет разный подход, представленные отчетные документы из регионов и муниципальных образований имеют различный уровень детализации и качества.
Серьезной проблемой является реализация в полном нормативно-правовых актов. Во многих документах основное внимание уделяется физическому насилию, тогда как проблемы психологического насилия, эксплуатации детского труда, отсутствие заботы и пренебрежение нуждами детей (особенно младшего возраста) не учитываются. Ряд факторов ограничивает действенность принятых или предлагаемых мер для борьбы с жестоким обращением в отношении детей. К их числу относятся недостаточное знание и понимание проблемы жестокого обращения и лежащих в ее основе причин, чему способствует нехватка информации и статистических данных по этому вопросу. Усилия по борьбе с жестоким обращением в отношении детей часто носят характер реагирования, и основное внимание в них уделяется симптомам и последствиям, а не причинам.
С целью выстраивания единой системы защиты детей от жестокого обращения в регионах Российской Федерации и муниципальных образований необходимо разработать Федеральный закон, регламентирующий деятельность субъектов системы профилактики по недопущению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.