Главная
АИ #43 (225)
Статьи журнала АИ #43 (225)
Правовое регулирование системы оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим ...

Правовое регулирование системы оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, имеющим признаки суицидального поведения

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

несовершеннолетние
жестокое обращение
юриспруденция

Аннотация статьи

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование борьбы с жестоким обращением с детьми в субъектах Российской Федерации. В регионах приняты законы и разработаны межведомственные планы, направленные на предупреждение различных форм жестокого обращения, оказание помощи пострадавшим детям, а также на предотвращение суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.

Текст статьи

В субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, межведомственные планы действий по борьбе с жестоким обращением с детьми и другие документы, способствующие легитимизации практики преодоления жестокого обращения в отношении детей, предупреждению различных форм жестокого обращения, оказанию помощи пострадавшим детям.

Так, Думой Ставропольского края принят закон «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства», которым определены меры социальной поддержки несовершеннолетних этой категории в виде бесплатной психологической и юридической помощи.

В Псковской, Ярославской, Астраханской и ряде других областей действуют законы, касающиеся предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

В Республике Бурятия принят закон «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Бурятия», направленный на защиту детей и подростков от преступных посягательств, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В Брянской области профилактическая работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, строится в соответствии с постановлением администрации области «Об утверждении Порядка по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении».

В Томской области приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, устранению причин нарушения их прав и законных интересов; утверждено «Примерное положение о межведомственном территориальном Совете по работе с семьей и детьми» (такой Совет создается при администрациях муниципальных районов и координирует деятельность органов местного самоуправления, организаций и учреждений различных ведомств, общественных объединений); разработана и утверждена форма отчета органов местного самоуправления «Дети, нуждающиеся в государственной защите», согласно которой органы местного самоуправления создают и ведут учетную базу по фактам нарушения прав детей и др.

Ежегодно совершенствуется региональное законодательство в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе по оказанию помощи несовершеннолетним, ставшим жертвами жесткого обращения.

Также в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, межведомственные планы действий по борьбе с суицидальными проявлениями среди несовершеннолетних.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вышеуказанным направлениям работы органов и учреждений системы профилактики имеют разную классификацию, отличаются подходам к решению поставленных задач.

Работа в каждом регионе Российской Федерации значительно отличается, где-то предусмотрено бюджетное финансирование программ, направленных на профилактику жесткого обращения в отношении несовершеннолетних, суицидального поведения в подростковой среде, в других субъектах предусмотрено внедрение новых специалистов, таких внештатный педагог психолог Министерства образования.

В целях организации совместной деятельности органов государственной власти и учреждений Иркутской области по вопросам раннего выявления и пресечения фактов жестокого обращения в отношении детей, а также сопровождения и реабилитации пострадавших несовершеннолетних на территории Иркутской области утверждено, распоряжением заместителя Председателя Правительства утверждено от 23 марта 2022 года № 24-рзп Положение о межведомственно взаимодействии противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних (далее – положение).

Правовую основу настоящего Положения составляют: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Иркутской области, регламентирующие деятельность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактика и пресечение правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения и насилия в отношении детей, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Согласно положению, состав муниципальной межведомственной группы утверждается муниципальным правовым актом после согласования со всеми субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия.

В муниципальных образованиях Иркутской области руководителями муниципальных межведомственных групп являются заместители мэров по социальным вопросам, а заместителями руководителей межведомственных групп являются не всегда представители одного и того же ведомства. Так в большинстве муниципальных образований Иркутской области заместителями руководителя муниципальной межведомственной группы являются начальники Управлений образования, а, например, на территории Ангарского городского округа заместитель руководителя муниципальной межведомственной группы – это начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Соответственно координация деятельности муниципальных межведомственных групп Иркутской области имеет разный подход, представленные отчетные документы из регионов и муниципальных образований имеют различный уровень детализации и качества.

Серьезной проблемой является реализация в полном нормативно-правовых актов. Во многих документах основное внимание уделяется физическому насилию, тогда как проблемы психологического насилия, эксплуатации детского труда, отсутствие заботы и пренебрежение нуждами детей (особенно младшего возраста) не учитываются. Ряд факторов ограничивает действенность принятых или предлагаемых мер для борьбы с жестоким обращением в отношении детей. К их числу относятся недостаточное знание и понимание проблемы жестокого обращения и лежащих в ее основе причин, чему способствует нехватка информации и статистических данных по этому вопросу. Усилия по борьбе с жестоким обращением в отношении детей часто носят характер реагирования, и основное внимание в них уделяется симптомам и последствиям, а не причинам.

С целью выстраивания единой системы защиты детей от жестокого обращения в регионах Российской Федерации и муниципальных образований необходимо разработать Федеральный закон, регламентирующий деятельность субъектов системы профилактики по недопущению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.

Список литературы

  1. https://goo.su/UVWCtzm.

Поделиться

321

Зубкова К. А. Правовое регулирование системы оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, имеющим признаки суицидального поведения // Актуальные исследования. 2024. №43 (225). Ч.I.С. 62-64. URL: https://apni.ru/article/10320-pravovoe-regulirovanie-sistemy-okazaniya-pomoshi-nesovershennoletnim-postradavshim-ot-zhestokogo-obrasheniya-nasiliya-imeyushim-priznaki-suicidalnogo-povedeniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января