Главная
АИ #43 (225)
Статьи журнала АИ #43 (225)
Влияние социальной среды на поведение подростка

Влияние социальной среды на поведение подростка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

подростки
социальная среда
девиантное
делинквентное поведение
профилактические меры

Аннотация статьи

В данной статье мы рассмотрим влияние социальной среды на подростков, особенности девиантного и делинквентного поведения, а также профилактические меры, которые могут быть применены в условиях учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Текст статьи

Подростковый возраст – это ключевой период формирования личности, в ходе которого молодые люди осознают свои социальные роли и ценности. В этом процессе социальная среда, включая школу, круг общения и общественные нормы, оказывает значительное влияние на поведение подростка. Одной из наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются подростки, является девиантное и делинквентное поведение, обусловленное различными факторами социальной среды.

Как известно, социальная среда включает в себя несколько ключевых компонентов, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на поведение подростка. Основными из них являются школа и сверстники.

Школа – это основное место социализации подростков, где они проводят значительное количество времени. Образовательная среда, отношения учителей и взаимодействие со сверстниками могут оказывать значительное влияние на эмоциональное и социальное развитие. Негативное отношение со стороны учителей или одноклассников может привести к изоляции и формированию девиантных установок.

Позитивная школьная атмосфера, основанная на уважении и поддержке, способствует укреплению самооценки подростков и их готовности к учебе. Участие в школьных мероприятиях, таких как клубы и спортивные секции, помогает подросткам развивать социальные навыки и улучшать их взаимоотношения с другими. Программы, направленные на создание инклюзивной среды, могут помочь предотвратить проявления буллинга и других форм девиантного поведения.

Учителя, играя роль авторитетов, могут не только передавать знания, но и служить моделями поведения для подростков. Педагоги, демонстрирующие понимание и поддержку, могут заметно снизить вероятность возникновения девиантного поведения. Регулярное взаимодействие с учениками, обсуждение их интересов и проблем, а также создание возможности для открытого диалога способствует укреплению доверия и снижению уровня стресса среди подростков.

В подростковом возрасте влияние сверстников становится особенно значимым. Желание соответствовать группе может толкать подростка на рискованные поступки, такие как употребление наркотиков или алкоголя. Однако положительное влияние сверстников может способствовать развитию конструктивных навыков и ценностей, таких как ответственность и эмпатия. Групповая динамика и социальное давление могут привести к тому, что подростки начнут вести себя так, как ожидает группа. Это может проявляться как в положительном, так и в отрицательном контексте. Например, участие в позитивных инициативах, таких как волонтерство, может способствовать развитию альтруистического поведения, в то время как давление со стороны группы может привести к участию в негативных поступках.

Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании идентичности подростка. Подростки учатся распознавать свои сильные и слабые стороны, а также определять, каким образом они хотят быть восприняты обществом. Поддерживающая группа сверстников может помочь подросткам развивать уверенность в себе и принимать конструктивные решения.

Если подросток склоняется к отрицательной стороне, то у него проявляется девиантное и делинквентное поведение.

Девиантное поведение включает в себя действия, отклоняющиеся от социальных норм. Это могут быть такие проявления, как курение, употребление наркотиков, вандализм, агрессивное поведение и другие формы нарушения общественного порядка. Делинквентное поведение связано с нарушением закона и включает преступные действия, такие как кражи, насилие и другие правонарушения. Оба вида поведения часто пересекаются, но имеют разные корни и последствия.

Девиантное поведение может проявляться в различных формах, включая проявления агрессии, асоциальное поведение и даже различные зависимости. К примеру, в подростковом возрасте распространены такие девиантные формы, как участие в хулиганских действиях, проявление жестокости к животным или совершение актов вандализма. Эти действия могут быть вызваны желанием привлечь внимание сверстников, протестом против социальных норм или внутренними конфликтами.

Делинквентное поведение, в свою очередь, охватывает более серьезные правонарушения. Например, подростки могут стать участниками кражи, мелких преступлений, или же вовлечься в организованные преступные группы. Причинами такого поведения могут быть как материальные трудности, так и давление со стороны сверстников.

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тема девиантного и делинквентного поведения очень актуальна. Так как в учреждение поступают дети из благополучной и асоциальной среды, у которых уже наблюдаются такие типы поведения.

Причины, могут быть как индивидуальными, так и социальными. Индивидуальные факторы включают низкую самооценку, эмоциональные расстройства, отсутствие навыков решения конфликтов и проблем в обучении. Социальные факторы могут включать влияние сверстников, недостаток позитивных ролевых моделей, а также неблагоприятные условия жизни, такие как насилие в семье или плохая социальная обстановка. Подростки, испытывающие чувство одиночества, депрессию или тревогу, могут быть более склонны к девиантному поведению. Психологические исследования показывают, что подростки, страдающие от психических расстройств, чаще становятся жертвами буллинга или, наоборот, агрессорами.

 Культурные и экономические аспекты также играют важную роль. Подростки, растущие в условиях бедности или в неблагоприятной социальной обстановке, часто сталкиваются с большими трудностями и имеют меньше возможностей для самореализации, что может толкать их на девиантные или делинквентные поступки. Например, низкий уровень образования и ограниченные возможности трудоустройства могут привести к вовлечению подростков в преступные действия как способа получения денег.

Педагоги учреждения играют важную роль в профилактике девиантного поведения. Создание безопасной и поддерживающей среды, где подростки открыто обсуждают свои переживания и проблемы, является ключевым аспектом. Важно не только давать знания, но и развивать эмоциональный интеллект, социальную ответственность и навыки межличностного общения.

В учреждении разработаны программы по социальной и эмоциональной компетентности, которые помогают подросткам справляться с трудными ситуациями и укреплять их устойчивость к негативным влияниям. Работа социальных педагогов и психологов с группами риска, вовлечение подростков в социально полезные проекты и деятельность, направленная на развитие лидерских качеств, существенно снижают вероятность девиантного поведения. К ним относятся тренинги по развитию навыков социального взаимодействия, программы по повышению осведомленности о вреде алкоголя и наркотиков, а также инициативы по вовлечению подростков в активное участие в жизни учреждения и местных сообществах.

Наше учреждение сотрудничает с местными сообществами, социальными службами и некоммерческими организациями, которые создают дополнительные ресурсы и поддержку для подростков. Реализуемые программы, направленные на вовлечение подростков в общественную деятельность, помогают сформировать у них позитивные социальные связи и навыки, необходимые для успешной социализации. Нашим воспитанникам действительно важно, иметь возможность участвовать в различных общественных инициативах и проектах, таких как эколого-образовательные программы, культурные мероприятия и спортивные соревнования. Это не только помогает развить у них лидерские качества, но и создает среду, способствующую формированию здоровых отношений и снижению уровня агрессии.

Сегодня актуально становится интеграция технологий в программы профилактики. Использование социальных сетей и мобильных приложений для распространения информации о здоровом образе жизни, эмоциональном интеллекте и навыках решения конфликтов оказывает положительное влияние на подростков. Виртуальные сообщества становятся местом поддержки и обмена опытом, это помогает молодежи находить выходы из сложных ситуаций.

Созданные онлайн-ресурсы, где подростки анонимно задают вопросы и получают помощь от специалистов, становятся эффективным инструментом для профилактики девиантного поведения. Применение технологий позволяет расширить доступ к информации и ресурсам, необходимым для формирования позитивных установок.

Профилактическая работа является многофакторным и сложным процессом. Понимание всех факторов позволяет педагогам и специалистам разрабатывать эффективные стратегии профилактики девиантного и делинквентного поведения. Создание поддерживающей и инклюзивной среды, активное вовлечение подростков в социальные проекты и формирование позитивных ролевых моделей – ключевые элементы, способствуют здоровому развитию подростков. Совместные усилия всех участников образовательного процесса и общества в целом для создания безопасной и благоприятной среды, в которой подростки могут развиваться и реализовывать свой потенциал.

Список литературы

  1. Дубровина И.И. Социальная среда и поведение подростков // М.: Издательство РГПУ – 2020. – С. 24-29.
  2. Зимняя И.А. (2018). Девиантное поведение подростков: причины и последствия. Санкт-Петербург: Питер.
  3. Лебедева О.В. (2021). Профилактика девиантного поведения в школе. Екатеринбург: Уралочка.
  4. Соловьев А.М. (2019). Влияние сверстников на поведение подростков. Казань: Казанский университет.
  5. Шукшин В.Н. (2022). Социальные факторы, влияющие на девиантное поведение подростков. Новосибирск: Сибирское образование.
  6. Гаврилова Е.А. (2023). Роль образовательных программ в профилактике девиантного поведения. Журнал социальной психологии, 15(3), С. 45-60.
  7. Иванов С.П. (2022). Программа профилактики девиантного поведения: опыт и рекомендации. Образование и воспитание, 12(4), С. 78-92.

Поделиться

986

Емельянова М. Н., Черных В. П. Влияние социальной среды на поведение подростка // Актуальные исследования. 2024. №43 (225). Ч.II.С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/10322-vliyanie-socialnoj-sredy-na-povedenie-podrostka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января