Участие родителей как одних из участников образовательного процесса детей и подростков в школе является фундаментальным для всестороннего развития и академического успеха учеников. Тем не менее правовой статус и ответственность родителей в сфере обучения и образования несовершеннолетних, а также взаимодействия с образовательной организацией и педагогическими работниками представляется проблемным полем. Понимание прав, обязанностей и юридической ответственности родителей в образовательной системе является ключевым для создания поддерживающей и благоприятной обучающей среды, а также исполнения конституционного права на образование и обязанности получения основного общего образования детьми и подростками.
Данное исследование направленно на анализ юридических аспектов роли родителей в образовательном процессе через их правовой статус и механизмы обеспечения юридической ответственности за неисполнение обязанностей в сфере образования. Анализ юридических норм, регулирующих участие родителей в образовании их детей, а также анализ практического применения позволит, с одной стороны, раскрыть сложности и особенности взаимодействия родителей и образовательных организаций, а с другой, показать механизмы защиты педагогических работников во взаимодействии с учениками и их родителями. Поэтому конечной целью данного исследования анализ и предоставление информации о соблюдении правовых требований к участию родителей в образовании и воспитании их детей в школе, а также совершенствование взаимодействия и сотрудничество между педагогами и семьями учащихся.
Правовой статус родителей как участников образовательного процесса в школе регулируется несколькими законами, среди которых основополагающими являются Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года (далее – Закон «Об образовании в РФ»), Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), Кодекс об административных правонарушения Российской Федерации (далее – КоАП РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ). В данном исследовании будет представлен анализ именно данных юридических документов, а также анализ комментариев и практики применения исследователей в области образовательного права и семейного права.
Статьи 38 и 43 Конституции РФ закрепляют правовые основы о правах и обязанностях родителей в отношении их детей. Согласно Конституции РФ, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей [1], а также что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования [1]. Следовательно, обеспечение получения образования детей и подростков лежит на их родителях или законных представителях. Это положение отражает основные принципы семейного и образовательного права, а именно признание родительских прав и обязанностей в воспитании детей и обеспечении им образования. Подтверждение этого факта на законодательном уровне подчеркивает значимость семейного воспитания и эффективного сотрудничества между семьей и образовательными учреждениями.
Правовой статус родителей как участников образовательного процесса в школе закреплять Закон «Об образовании в РФ». Согласно Закону, родители несовершеннолетних обучающихся, не получивших основное общее образование, имеют права в области обучения своих детей в образовательных учреждения: право выбирать формы получения образования, образовательные организации, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы [2]. Тем не менее Закон «Об образовании в РФ» предусматривает и закрепляет юридическую ответственность родителей за воспитание и обучение ребенка независимо от формы получения образования и формы обучения [7, с. 125-134].
Обязанности родителей в области получения образования их детьми закреплены в статье 44 Закона «Об образовании в РФ». Согласно ей, родители должны обеспечить получение детьми общего образования, уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельности [2]. Следовательно, родители имеют не только права, но и обязанности в образовательном процессе своих детей, а также ответственность за надлежащее выполнение этой роли.
Однако в Законе не раскрывается, что входит в понятие «обеспечение получения детьми образования». Практика показывает, что обязанность родителей по обучению их детей включает не только обеспечение несовершеннолетних необходимой литературой, учебниками, тетрадями и иными учебными принадлежностями, канцелярией, но и предоставление детям полноценной возможности учиться, обеспечения уважительно общения и отношения с педагогическими работниками и другими работниками образовательной организации, создание условий для посещения школы, выполнения детьми учебной программы [8, с. 35-48], прохождения детьми промежуточной и итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении (среди которых ВПР и ОГЭ на уровне основного общего образования), предоставление условий для подготовки домашних заданий, посещение школы в опрятном виде и с подготовленными уроками [7, с. 125-134] и т. п. Эти меры обеспечивают возможность детей и подростков получить качественное образование и успешно завершить обучение в школе. Следовательно, необходимо учитывать не только правовые аспекты, но и практические реалии обеспечения образования детьми при анализе роли и ответственности родителей в образовательном процессе.
Стоит отметить, что в нормах Закона «Об образовании в РФ» закреплено преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами [2]. Иными словами, ответственность за воспитание детей лежит на их родителях, а уже во вторую очередь на педагогических работниках и образовательных организациях.
Юридическая ответственность родителей в образовательном процессе их детей предполагает несколько механизмов, среди которых механизм ограничения родительских прав (согласно ст. 73 СК РФ [3]), а также возможность привлечения родителей учеников школы к административной ответственности (согласно ст. 5.35 КоАП РФ [4]) и уголовной ответственности, связанной с жестоким обращением с несовершеннолетним родителем или иным лицом (например, педагогическим работником или другим работником образовательной организации) (согласно ст. 156 УК РФ [5]). Хотя стоит сразу оговориться, что практика применения, в основном, сосредоточена на административной ответственности родителей, чем на уголовной. Вероятно, это связано с тем, что административная освоенность сохраняет правовой принцип приоритета семейного воспитания детей, а наложение уголовной ответственности на родителей ограничивает его.
Согласно практике за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителей несовершеннолетних обучающихся в области образования они несут административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ [12, с. 98-107]. Нарушение обязанностей родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, в том числе связанных с обеспечением получения детьми образования влечет предупреждение или наложение административного штрафа [4]. Тем не менее, данная норма не указывает конкретные условия и обстоятельства совершения административного правонарушения родителями. Исследователи в области семейного и образовательного права говорят, что с объективной стороны рассматриваемое правонарушение заключается в действии или бездействии родителей, или иных законных представителей несовершеннолетних, т. е. в том, что они не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для получения ими образования, успешного обучения и т. д. [12, с. 98-107]. Авторы добавляют, что при этом каких-либо судебных комментариев относительно данной нормы не имеется [12, с. 98-107]. Однако предполагается, что одним из существенных условий наложения административной ответственности является систематичность, т. е. неоднократность и регулярность нарушения родителями образовательных обязанностей в отношении их несовершеннолетних детей.
Взаимодействие родителей и школы в области образования детей и подростков имеет ряд социальных и моральных проблем, которые поражают юридические последствия. Исследователи утверждают, что большинство родителей удовлетворены взаимодействием только с классным руководителем их детей. Чаще всего общение родителей с педагогами ограничивается плановыми родительскими собраниями, телефонными разговорами и записями в дневнике ребенка [11]. Отечественные авторы говорят, что родители часто самоустраняются от участия в образовательном процессе их детей, полностью переложив не только данную обязанность на педагогических работников, но, в том числе и обязанность по воспитанию [8, с. 35-48]. Ряд экспертов отмечает низкий или средний уровень взаимодействия семьи и школы, где родители либо не проявляют интереса к взаимодействию с учителями и классными руководителями, либо нейтрально относятся к обучению своих детей [11]. Кроме того, некоторые родители могут стимулировать детей к нарушению школьных правил (нарушение локальных нормативных актов школы), таких, как прогулы, несоблюдение учебных обязанностей, нехватка учебных материалов, а также демонстративное неуважение к учителям [8, с. 35-48]. Взаимодействие родителей и школы играет ключевую роль в образовательном процессе ребенка. Однако, как показывают исследования и опыт, существует ряд проблем в этой сфере, которые требуют внимания и решения. Недостаточное взаимодействие между родителями и учебными заведениями, а также пассивное отношение родителей к участию в образовательном процессе могут негативно сказываться на успеваемости и поведении их детей.
Тем не менее практика применения показывает, что привлечь родителей учеников к юридической ответственности за хамство с учителем или невыполнение своих обязанностей весьма проблематично [8, с. 35-48]. Эксперты утверждают, что на практике на основании представлений прокуратуры за «невоспитанных детей» чаще всего несут ответственность педагогические работники, а не их родители [8, с. 35-48]. Вероятно, это может быть связано с двумя факторами. С одной стороны, уклонение административных органов от применения статьи 5.35 КоАП РФ в отношении родителей обучающихся, а с другой, привлечение к дисциплинарной ответственности педагогических работников проходит по более простой процедуре, чем привлечение к административной ответственности родителей несовершеннолетних учеников [8, с. 35-48].
Указанные выше проблемы исходят из нескольких причины. Во-первых, данные проблемы во взаимодействии родителей и образовательной организации могут быть связаны с незнанием и непониманием родителями обучающихся соответствующих пунктов законодательства. Во-вторых, со стороны педагогических работников причина может заключаться в отсутствии единых требований и критериев оценки деятельности обучающихся у разных педагогов одного образовательного учреждения, а также понятности и интерпретации данной системы оценки родителями и самими учащимися [10, с. 30-36]. В-третьих, загруженность и родителей учеников, и учителей в школе порождает проблемы перекладывания ответственности друг на друга за воспитание и образование детей и подростков.
Таким образом, правовые аспекты и реализация правового статуса и ответственности родителей как участников образовательного процесса детей и подростков представляются важными для обеспечения получения качественного образования несовершеннолетними, а также создания благоприятной, комфортной и психологически безопасной образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Данное исследование вносит вклад в понимание и важность соблюдении права, обязанностей и ответственности родителей в обеспечении получения основного образования их детьми. Данная работа не имеет целью дать исчерпывающий ответ и решение на указанную проблему, но актуализировать и систематизировать имеющейся правовой опыт по данному вопросу в образовательном праве.