Главная
АИ #43 (225)
Статьи журнала АИ #43 (225)
Права, обязанности и ответственность родителей в образовательном процессе школы:...

Права, обязанности и ответственность родителей в образовательном процессе школы: правовые аспекты и реализация

Научный руководитель

Ладнушкина Нина Михайловна

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

образовательное право
образовательный процесс
права и обязанности участников образовательного процесса
родители
юридическая ответственность родителей

Аннотация статьи

Данная статья посвящена анализу правовой роли и юридической ответственности родителя как участника образовательно процесса в обеспечении получения детьми и подростками образования в школе, а также анализу проблемы взаимодействия родителей и педагогически работников в процессе получения общего образования несовершеннолетними. Статья актуализирует и систематизирует накопленный опыт в методической и правой литературе по данным вопросам.

Текст статьи

Участие родителей как одних из участников образовательного процесса детей и подростков в школе является фундаментальным для всестороннего развития и академического успеха учеников. Тем не менее правовой статус и ответственность родителей в сфере обучения и образования несовершеннолетних, а также взаимодействия с образовательной организацией и педагогическими работниками представляется проблемным полем. Понимание прав, обязанностей и юридической ответственности родителей в образовательной системе является ключевым для создания поддерживающей и благоприятной обучающей среды, а также исполнения конституционного права на образование и обязанности получения основного общего образования детьми и подростками.

Данное исследование направленно на анализ юридических аспектов роли родителей в образовательном процессе через их правовой статус и механизмы обеспечения юридической ответственности за неисполнение обязанностей в сфере образования. Анализ юридических норм, регулирующих участие родителей в образовании их детей, а также анализ практического применения позволит, с одной стороны, раскрыть сложности и особенности взаимодействия родителей и образовательных организаций, а с другой, показать механизмы защиты педагогических работников во взаимодействии с учениками и их родителями. Поэтому конечной целью данного исследования анализ и предоставление информации о соблюдении правовых требований к участию родителей в образовании и воспитании их детей в школе, а также совершенствование взаимодействия и сотрудничество между педагогами и семьями учащихся.

Правовой статус родителей как участников образовательного процесса в школе регулируется несколькими законами, среди которых основополагающими являются Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года (далее – Закон «Об образовании в РФ»), Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), Кодекс об административных правонарушения Российской Федерации (далее – КоАП РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ). В данном исследовании будет представлен анализ именно данных юридических документов, а также анализ комментариев и практики применения исследователей в области образовательного права и семейного права.

Статьи 38 и 43 Конституции РФ закрепляют правовые основы о правах и обязанностях родителей в отношении их детей. Согласно Конституции РФ, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей [1], а также что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования [1]. Следовательно, обеспечение получения образования детей и подростков лежит на их родителях или законных представителях. Это положение отражает основные принципы семейного и образовательного права, а именно признание родительских прав и обязанностей в воспитании детей и обеспечении им образования. Подтверждение этого факта на законодательном уровне подчеркивает значимость семейного воспитания и эффективного сотрудничества между семьей и образовательными учреждениями.

Правовой статус родителей как участников образовательного процесса в школе закреплять Закон «Об образовании в РФ». Согласно Закону, родители несовершеннолетних обучающихся, не получивших основное общее образование, имеют права в области обучения своих детей в образовательных учреждения: право выбирать формы получения образования, образовательные организации, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы [2]. Тем не менее Закон «Об образовании в РФ» предусматривает и закрепляет юридическую ответственность родителей за воспитание и обучение ребенка независимо от формы получения образования и формы обучения [7, с. 125-134].

Обязанности родителей в области получения образования их детьми закреплены в статье 44 Закона «Об образовании в РФ». Согласно ей, родители должны обеспечить получение детьми общего образования, уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельности [2]. Следовательно, родители имеют не только права, но и обязанности в образовательном процессе своих детей, а также ответственность за надлежащее выполнение этой роли.

Однако в Законе не раскрывается, что входит в понятие «обеспечение получения детьми образования». Практика показывает, что обязанность родителей по обучению их детей включает не только обеспечение несовершеннолетних необходимой литературой, учебниками, тетрадями и иными учебными принадлежностями, канцелярией, но и предоставление детям полноценной возможности учиться, обеспечения уважительно общения и отношения с педагогическими работниками и другими работниками образовательной организации, создание условий для посещения школы, выполнения детьми учебной программы [8, с. 35-48], прохождения детьми промежуточной и итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении (среди которых ВПР и ОГЭ на уровне основного общего образования), предоставление условий для подготовки домашних заданий, посещение школы в опрятном виде и с подготовленными уроками [7, с. 125-134] и т. п. Эти меры обеспечивают возможность детей и подростков получить качественное образование и успешно завершить обучение в школе. Следовательно, необходимо учитывать не только правовые аспекты, но и практические реалии обеспечения образования детьми при анализе роли и ответственности родителей в образовательном процессе.

Стоит отметить, что в нормах Закона «Об образовании в РФ» закреплено преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами [2]. Иными словами, ответственность за воспитание детей лежит на их родителях, а уже во вторую очередь на педагогических работниках и образовательных организациях.

Юридическая ответственность родителей в образовательном процессе их детей предполагает несколько механизмов, среди которых механизм ограничения родительских прав (согласно ст. 73 СК РФ [3]), а также возможность привлечения родителей учеников школы к административной ответственности (согласно ст. 5.35 КоАП РФ [4]) и уголовной ответственности, связанной с жестоким обращением с несовершеннолетним родителем или иным лицом (например, педагогическим работником или другим работником образовательной организации) (согласно ст. 156 УК РФ [5]). Хотя стоит сразу оговориться, что практика применения, в основном, сосредоточена на административной ответственности родителей, чем на уголовной. Вероятно, это связано с тем, что административная освоенность сохраняет правовой принцип приоритета семейного воспитания детей, а наложение уголовной ответственности на родителей ограничивает его.

Согласно практике за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителей несовершеннолетних обучающихся в области образования они несут административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ [12, с. 98-107]. Нарушение обязанностей родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, в том числе связанных с обеспечением получения детьми образования влечет предупреждение или наложение административного штрафа [4]. Тем не менее, данная норма не указывает конкретные условия и обстоятельства совершения административного правонарушения родителями. Исследователи в области семейного и образовательного права говорят, что с объективной стороны рассматриваемое правонарушение заключается в действии или бездействии родителей, или иных законных представителей несовершеннолетних, т. е. в том, что они не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для получения ими образования, успешного обучения и т. д. [12, с. 98-107]. Авторы добавляют, что при этом каких-либо судебных комментариев относительно данной нормы не имеется [12, с. 98-107]. Однако предполагается, что одним из существенных условий наложения административной ответственности является систематичность, т. е. неоднократность и регулярность нарушения родителями образовательных обязанностей в отношении их несовершеннолетних детей.

Взаимодействие родителей и школы в области образования детей и подростков имеет ряд социальных и моральных проблем, которые поражают юридические последствия. Исследователи утверждают, что большинство родителей удовлетворены взаимодействием только с классным руководителем их детей. Чаще всего общение родителей с педагогами ограничивается плановыми родительскими собраниями, телефонными разговорами и записями в дневнике ребенка [11]. Отечественные авторы говорят, что родители часто самоустраняются от участия в образовательном процессе их детей, полностью переложив не только данную обязанность на педагогических работников, но, в том числе и обязанность по воспитанию [8, с. 35-48]. Ряд экспертов отмечает низкий или средний уровень взаимодействия семьи и школы, где родители либо не проявляют интереса к взаимодействию с учителями и классными руководителями, либо нейтрально относятся к обучению своих детей [11]. Кроме того, некоторые родители могут стимулировать детей к нарушению школьных правил (нарушение локальных нормативных актов школы), таких, как прогулы, несоблюдение учебных обязанностей, нехватка учебных материалов, а также демонстративное неуважение к учителям [8, с. 35-48]. Взаимодействие родителей и школы играет ключевую роль в образовательном процессе ребенка. Однако, как показывают исследования и опыт, существует ряд проблем в этой сфере, которые требуют внимания и решения. Недостаточное взаимодействие между родителями и учебными заведениями, а также пассивное отношение родителей к участию в образовательном процессе могут негативно сказываться на успеваемости и поведении их детей.

Тем не менее практика применения показывает, что привлечь родителей учеников к юридической ответственности за хамство с учителем или невыполнение своих обязанностей весьма проблематично [8, с. 35-48]. Эксперты утверждают, что на практике на основании представлений прокуратуры за «невоспитанных детей» чаще всего несут ответственность педагогические работники, а не их родители [8, с. 35-48]. Вероятно, это может быть связано с двумя факторами. С одной стороны, уклонение административных органов от применения статьи 5.35 КоАП РФ в отношении родителей обучающихся, а с другой, привлечение к дисциплинарной ответственности педагогических работников проходит по более простой процедуре, чем привлечение к административной ответственности родителей несовершеннолетних учеников [8, с. 35-48].

Указанные выше проблемы исходят из нескольких причины. Во-первых, данные проблемы во взаимодействии родителей и образовательной организации могут быть связаны с незнанием и непониманием родителями обучающихся соответствующих пунктов законодательства. Во-вторых, со стороны педагогических работников причина может заключаться в отсутствии единых требований и критериев оценки деятельности обучающихся у разных педагогов одного образовательного учреждения, а также понятности и интерпретации данной системы оценки родителями и самими учащимися [10, с. 30-36]. В-третьих, загруженность и родителей учеников, и учителей в школе порождает проблемы перекладывания ответственности друг на друга за воспитание и образование детей и подростков.

Таким образом, правовые аспекты и реализация правового статуса и ответственности родителей как участников образовательного процесса детей и подростков представляются важными для обеспечения получения качественного образования несовершеннолетними, а также создания благоприятной, комфортной и психологически безопасной образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Данное исследование вносит вклад в понимание и важность соблюдении права, обязанностей и ответственности родителей в обеспечении получения основного образования их детьми. Данная работа не имеет целью дать исчерпывающий ответ и решение на указанную проблему, но актуализировать и систематизировать имеющейся правовой опыт по данному вопросу в образовательном праве.

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 24.02.2024).
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 24.02.2024).
  3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 24.02.2024).
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 24.02.2024).
  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 24.02.2024).
  6. Асадуллин И.Х., Ахметова А.Т. Правовое регулирование родительских прав и обязанностей. С. 45-47. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-roditelskih-prav-i-obyazannostey (дата обращения: 08.03.2024).
  7. Ахмедов А.Я., Толочкова И.А. Препятствование получению образования как основание привлечения к семейно-правовой ответственности // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 125-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepyatstvovanie-polucheniyu-obrazovaniya-kak-osnovanie-privlecheniya-k-semeyno-pravovoy-otvetstvennosti (дата обращения: 08.03.2024).
  8. Кафанова О.В., Сидоренко Н.С. Взаимодействие участников образовательного процесса на примере общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 35-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-na-primere-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 08.03.2024).
  9. Король И.Г. Обязанности родителей в отношении своих детей // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 229-231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obyazannosti-roditeley-v-otnoshenii-svoih-detey (дата обращения: 08.03.2024).
  10. Крылова М.А., Эрлих О.В. Регламентация обязанностей учителей и родителей в образовательном процессе (на примере конкретного социологического исследования) // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 30-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reglamentatsiya-obyazannostey-uchiteley-i-roditeley-v-obrazovatelnom-protsesse-na-primere-konkretnogo-sotsiologicheskogo (дата обращения: 08.03.2024).
  11. Позднякова Т.Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 08.03.2024).
  12. Хаметдинова Г.Ф. Основания ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 98-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-otvetstvennosti-roditeley-inyh-zzakonnyh-predstaviteley-nesovershennoletnih-za-neispolnenie-obyazannostey-po-ih (дата обращения: 08.03.2024).
  13. Черенкова А.С. Родители как субъект образовательного права // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2016. № 32. С. 177-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditeli-kak-subekt-obrazovatelnogo-prava (дата обращения: 08.03.2024).
  14. Чеснокова Ю.В. Проблемные аспекты реализации права родителей на воспитание детей // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 267-269. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-realizatsii-prava-roditeley-na-vospitanie-detey (дата обращения: 08.03.2024).

Поделиться

113

Сыроежин Г. Н. Права, обязанности и ответственность родителей в образовательном процессе школы: правовые аспекты и реализация // Актуальные исследования. 2024. №43 (225). URL: https://apni.ru/article/10323-prava-obyazannosti-i-otvetstvennost-roditelej-v-obrazovatelnom-processe-shkoly-pravovye-aspekty-i-realizaciya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября