Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания ‒ уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к традиционной технологии ‒ атмосферу любви, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Примером личностно-ориентированных технологий является педагогика сотрудничества.
Сотрудничество трактуется ка идея совместной развивающей деятельности взрослых и обучающихся, скреплённый взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности.
В концепции сотрудничества обучающийся ‒ субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытными; ни один из них не должен стоять над другим.
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебной дисциплины к обучающемуся, а от обучающегося к учебной дисциплине, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование положительной Я-концепции.
В педагогике сотрудничества на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.
Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальный подход в обучении заключается не в приспособлении форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. А так же, в воспитании человека, основанном на глубоком знании черт его личности, его жизни.
Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого студента. В нём особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные обучающиеся, а также ребята с ярко выраженной задержкой развития.
Проблема индивидуального обучения ‒ не новая в теории и практике. Необходимость личностного подхода наглядно обозначилась уже тогда, когда появилась классно-урочная система обучения. В разные периоды развития общества и СПО эта проблема решалась по-своему, охватывая разные её стороны. В современных условиях индивидуальный подход основывается на принципах гуманизма, который признаёт ценность человека как личности и обучающегося, в частности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей обучающихся являются планомерные, систематические наблюдения за обучающимися, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений обучающегося, специальные задачи, связанные с положением обучающегося в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией к группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить обучающегося и основываться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.
Практика показывает, что наблюдательный и опытный педагог может определить типологические особенности обучающихся, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Небольшие трудности в этом плане испытываю начинающие педагоги. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих обучающихся, то есть должен обладать качествами отличного психолога.
В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития обучающихся.
Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учёт данных принципов.
Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А. С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход ‒ это не «парная педагогика, не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.