Главная
Конференции
Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития
Индивидуальный педагогический подход к обучающимся в практике среднего профессио...

Индивидуальный педагогический подход к обучающимся в практике среднего профессионального образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

личностно-ориентированные технологии
сотрудничество

Аннотация статьи

В статье анализируется индивидуальный подход и личностно-ориентированные технологии при обучении студентов в системе среднего профессионального образования.

Текст статьи

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания ‒ уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к традиционной технологии ‒ атмосферу любви, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Примером личностно-ориентированных технологий является педагогика сотрудничества.

Сотрудничество трактуется ка идея совместной развивающей деятельности взрослых и обучающихся, скреплённый взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности.

В концепции сотрудничества обучающийся ‒ субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытными; ни один из них не должен стоять над другим.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебной дисциплины к обучающемуся, а от обучающегося к учебной дисциплине, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование положительной Я-концепции.

В педагогике сотрудничества на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальный подход в обучении заключается не в приспособлении форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. А так же, в воспитании человека, основанном на глубоком знании черт его личности, его жизни.

Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого студента. В нём особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные обучающиеся, а также ребята с ярко выраженной задержкой развития.

Проблема индивидуального обучения ‒ не новая в теории и практике. Необходимость личностного подхода наглядно обозначилась уже тогда, когда появилась классно-урочная система обучения. В разные периоды развития общества и СПО эта проблема решалась по-своему, охватывая разные её стороны. В современных условиях индивидуальный подход основывается на принципах гуманизма, который признаёт ценность человека как личности и обучающегося, в частности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей обучающихся являются планомерные, систематические наблюдения за обучающимися, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений обучающегося, специальные задачи, связанные с положением обучающегося в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией к группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить обучающегося и основываться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.

Практика показывает, что наблюдательный и опытный педагог может определить типологические особенности обучающихся, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Небольшие трудности в этом плане испытываю начинающие педагоги. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих обучающихся, то есть должен обладать качествами отличного психолога.

В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития обучающихся.

Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учёт данных принципов.

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А. С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход ‒ это не «парная педагогика, не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. ‒ М., 2013. ‒ 226 с.
  2. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении//Начальная школа 2005. № 7. ‒54 с.
  3. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. ‒ М., ‒ 2008. ‒ 288 с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. ‒ М. ‒ 2007. ‒ 432 с.
  5. Юрловская И.А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций современного образования // Вектор науки ТГУ Серия Педагогика. Психология. 2013. № 3. ‒ 294 с.

Поделиться

186

Матвеева Д. А., Кононыхина Л. Н. Индивидуальный педагогический подход к обучающимся в практике среднего профессионального образования // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/10327-individualnyj-pedagogicheskij-podhod-k-obuchayushimsya-v-praktike-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря