Главная
Конференции
Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации
Практико-ориентированный подход в подготовке студентов среднего профессиональног...

Практико-ориентированный подход в подготовке студентов среднего профессионального образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

практико-ориентированный подход
технологии сотрудничества

Аннотация статьи

В статье анализируется практико-ориентированный подход при подготовке студентов в системе среднего профессионального образования.

Текст статьи

В настоящее время термин «педагогическая технология» все чаще используется в педагогике. Появление такого концептуального подхода связано, прежде всего, с тем, что быстрый и стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной поставил задачу воспитания человека «с новым типом мышления», способного анализировать и исследовать увиденное и услышанное, планировать, прогнозировать и контролировать развитие событий. В процессе реформирования системы образования осуществлен переход к ориентации на системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые ранее использованная методология уже не может реализовать. При всем разнообразии определений технологии она всегда понимается как определенный процесс планирования деятельности педагога в виде последовательных и определенных операций, приводящих к достижению поставленных целей. На современном этапе развитие системы среднего профессионального образования базируется на внедрении новых, обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, которые предусматривают, в первую очередь, качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов. В соответствии с новыми образовательными стандартами процесс формирования специалиста будущего специалиста среднего профессионального образования – направлен, в первую очередь, на удовлетворение потребностей регионального рынка труда в условиях инновационного развития современной экономики.

На базе этого решения современные образовательные учреждения среднего профессионального образования вынуждены работать над моделью или системой подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста. Такая категория выпускника должна обладать достаточным уровнем компетенций. Специалист должен достаточно быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям современной экономики региона и страны. На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологической основой удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное и личностное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи. ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Следует отметить, что образование, направленное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, не может быть просто «дано», предоставлено или представлено. Такое образование может быть получено только путем организации среды, основанной на конкуренции между студентами, которая будет способствовать формированию максимальной степени конкурентоспособности специалиста.

Конкурентная среда среди учебных заведений СПО создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные и профессиональные качества обучающихся. Таким образом, создание конкурентной учебной среды может стать мощным катализатором при формировании конкурентоспособности будущего специалиста.

По нашему мнению, в процессе профессиональной подготовки специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения, одой из которых является демонстрационный экзамен. В данный момент наиболее важная задача в образовании специалистов среднего звена определить, как организовать наиболее продуктивным и действенным образом процедуры ГИА в системе профессионального образования.

При разработке нового макета образовательного стандарта предполагалось, что демонстрационный экзамен будет направлен на моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности в течение определенного времени на экзамене.

Высокая конкуренция на современном рынке труда повышает требования работодателей к качеству профессиональной подготовки, в том числе специалистов среднего звена, их профессиональной компетентности и мобильности до уровня формирования общекультурных и профессиональных компетенций, их готовности выполнять определенные виды функций профессиональной деятельности.

Основу практико-ориентированных технологий на современном этапе составляет создание условий, в которых обучающийся имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Следовательно, практико-ориентированное обучение предполагает: освоение обучающимися образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях (формирование профессиональных компетенций за счет выполнения реальных практических задач в учебное время), практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности. Таким образом, содержание практико-ориентированного обучения включает в себя: теоретическую часть (лекции); практическую часть (деловая игра, практические и лабораторные и т. д.); самостоятельную работу (курсовые и дипломные работы). Практико-ориентированный подход позволяет обучающимся пробрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает выпускников конкурентоспособными.

Поделиться

233

Матвеева Д. А., Кононыхина Л. Н. Практико-ориентированный подход в подготовке студентов среднего профессионального образования // Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 91-93. URL: https://apni.ru/article/10329-praktiko-orientirovannyj-podhod-v-podgotovke-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января